Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.01. Психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z37_03_01_Пс-4-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | 5 | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 0 | 0 | 6 | 0 | |
Практические | 0 | 16 | 16 | 16 | 16 | |
Сам. работа | 102 | 83 | 83 | 185 | 83 | |
Часы на контроль | 0 | 0 | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 0 | 108 | 108 | 216 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 23.05.2018 г. № 12
Заведующий кафедрой д.психол.н., профессор Ральникова И.А.
1.1. | ознакомление с основными закономерностями поведения человека в организации и формирование у бакалавров знаний и умений по разработке технологий, повышающих эффективность организационной деятельности, за счет использования психологических феноменов, связанных с личностью, деятельностью, поведением и отношениями; обучение основным методам предупреждения и конструктивного разрешения межличностных конфликтов в организации; содействие формированию и развитию толерантности во взаимодействии трудовом коллективе. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.23 |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ПК-14 | способностью к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные понятия организационной психологии; основные методологические подходы решения проблем в организации, обеспечивающие повышение эффективности организационной и управленческой деятельности; основные закономерности психологического сопровождения становления и роста организации; методы определения потребности в персонале, технологии работы с персоналом организации; особенности социально-психологического климата и методы его организации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать и систематизировать научные исследования в области организационной психологии с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений; раскрывать, социально-психологическое содержание проблемы, связанной с профессиональной деятельностью; ориентироваться в применении диагностического инструментария для решения организационных проблем, связанных с «человеческим фактором»; анализировать и прогнозировать организационное поведение человека и группы; эффективно использовать мотивационный потенциал персонала в организациях; осуществлять выбор методов для проведения тренинга на командообразование и технологиями проведения тренинга на гармонизацию социально-психологического климата. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками психологического сопровождения образовательного и производственного процессов; инструментарием психологической диагностики уровня развития познавательной и мотивационно - волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека в организации; способностью к нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и быть ответственными за них. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет и статус организационной психологии как комплексной практико-ориентированной научной дисциплины | ||||||
1.1. | Предмет и статус организационной психологии как комплексной практико-ориентированной научной дисциплины | Практические | 5 | 1 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
1.2. | Предмет и статус организационной психологии как комплексной практико-ориентированной научной дисциплины | Сам. работа | 5 | 4 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
1.3. | Основные проблемные области исследований в организационной психологии, выделяемые на каждом из уровней организационных взаимодействий (общая классификация) | Практические | 5 | 1 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
1.4. | Концепция управления персоналом. Особенности управления предприятием в рыночных условиях... | Сам. работа | 5 | 4 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
1.5. | Закономерности, принципы и методы управления персоналом. Методы построения системы управления персоналом | Практические | 5 | 1 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
1.6. | Закономерности, принципы и методы управления персоналом. Методы построения системы управления персоналом | Сам. работа | 5 | 4 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
1.7. | Система стратегического управления персоналом организации. Стратегия управления персоналом организации. Реализация стратегии управления персоналом | Сам. работа | 5 | 4 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
1.8. | Компонентный состав основных составляющих «образа трудовой ситуации»: разнообразие, сложность и значимость задач; автономия исполнения; наличие обратной связи о достигнутых результатах | Сам. работа | 5 | 2 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
1.9. | Компонентный состав основных составляющих «образа трудовой ситуации»: разнообразие, сложность и значимость задач; автономия исполнения; наличие обратной связи о достигнутых результатах | Сам. работа | 5 | 2 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
Раздел 2. Иерархические уровни психологического анализа деятельности сотрудников организаций. Анализ и прогнозирование потребностей в кадрах | ||||||
2.1. | Социальные ценности и проблема значимости труда в жизни современного человека. Концептуальная модель анализа субъективно значимых характеристик труда Дж. Хаккмана и Г. Олдхема.. | Практические | 5 | 1 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
2.2. | Социальные ценности и проблема значимости труда в жизни современного человека. Концептуальная модель анализа субъективно значимых характеристик труда Дж. Хаккмана и Г. Олдхема.. | Сам. работа | 5 | 4 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
2.3. | . Собеседование и его виды в зависимости от категории персонала. | Практические | 5 | 1 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
2.4. | Организация процесса отбора претендентов на вакантную должность. Собеседование. | Практические | 5 | 1 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
2.5. | Традиционные и нетрадиционные технологии отбора персонала. Организация процесса отбора претендентов на вакантную должность | Сам. работа | 5 | 2 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
Раздел 3. Профессиональный стресс и психическое здоровье сотрудников организации. | ||||||
3.1. | Негативные социально-экономические последствия стресса в труде. Стресс и личностное благополучие сотрудников организации | Практические | 5 | 1 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
3.2. | Негативные социально-экономические последствия стресса в труде. Стресс и личностное благополучие сотрудников организации | Сам. работа | 5 | 2 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
3.3. | Иерархическая модель анализа профессионального стресса. Комплексная диагностико-превентивная система «Интегральная диагностика и коррекция стресса» (ИДИКС), примеры ее прикладного использования | Сам. работа | 5 | 3 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
3.4. | Группы в организациях. Групповые нормы и ценности. Внутригрупповые взаимодействия и ролевые позиции в группе.. | Практические | 5 | 1 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
3.5. | Тренинг командообразования. Специфика проведения в различных орг структурах и группах КО. | Практические | 5 | 1 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
3.6. | Конфликты в организации. Особенности и методы профилактики конфликтов. | Практические | 5 | 1 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
3.7. | Конфликты в организации. Особенности и методы профилактики конфликтов. | Сам. работа | 5 | 8 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
Раздел 4. Ценностные ориентации работников и трудовая мотивация персонала | ||||||
4.1. | Понятие «удовлетворенность трудом». Внешние критерии проявлений удовлетворенности/неудовлетворенности трудом. Традиционный подход к оценке удовлетворенности трудом в рамках однофакторной модели. | Практические | 5 | 1 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
4.2. | Особенности мотивационной структуры личности и примеры методик ее диагностики (методика Э. Шейна «Якоря карьеры», тест В.Э. Мильмана «Диагностика мотивационной структуры личности) | Сам. работа | 5 | 8 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
Раздел 5. Основные направления практической работы и профессиональная позиция психолога в организации. | ||||||
5.1. | Краткая характеристика профессиональных задач психолога в сферах организационной диагностики, организационного консультирования, оценки персонала, обучения и переподготовки кадров, поддержки работоспособности и охраны психического здоровья персонала | Практические | 5 | 1 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
5.2. | Основные функциональные позиции психолога в организациях: исследователь, эксперт, консультант, наставник, руководитель. Модель «ролевого кольца» и место психолога во внедрении оптимизационных мероприятий в организации. Этические нормы и профессиональные требования к работе психолога с персоналом организации | Сам. работа | 5 | 8 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
5.3. | Управленческое консультирование как одна из форм организации психологической службы. | Практические | 5 | 1 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
5.4. | Управленческое консультирование как одна из форм организации психологической службы. | Сам. работа | 5 | 8 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
5.5. | Специфика и виды консультирование руководителя по вопросам повышения эффективности управленческого труда | Практические | 5 | 1 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
5.6. | Консультативная работа с организационной группой. Структура. Психотехника консультативной работы с организационной группой. Специализированные виды тренинга | Сам. работа | 5 | 8 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
5.7. | Консультативная работа с организационной группой. Структура. Психотехника консультативной работы с организационной группой. Специализированные виды тренинга | Практические | 5 | 1 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
5.8. | Консультативная работа с организационной группой. Структура. Психотехника консультативной работы с организационной группой. Специализированные виды тренинга | Сам. работа | 5 | 6 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
5.9. | Психодиагностическое обеспечение работы консультантской службы в организации. Подбор психодиагностических методик, с учетом различных направлений консультативной деятельности в организации. | Практические | 5 | 1 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
5.10. | Психодиагностическое обеспечение работы консультантской службы в организации. Подбор психодиагностических методик, с учетом различных направлений консультативной деятельности в организации. | Сам. работа | 5 | 6 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
5.11. | Экзамен | 5 | 9 | ОК-6, ПК-14 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См.Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См.Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. Я. Кибанов, И. А. Баткаева, И. Е. Ворожейкин | Управление персоналом организации.-: Учебное пособие | ГУУ, ИНФРА-М // ЭБС «Лань», , 2007 | |
Л1.2 | М.В. Шамардина | Организационная психология. - Тексты лекций: Учебное пособие | АлтГУ, 2014 | |
Л1.3 | Шуванов В.И. | Социальная психология управления: Учебник | М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online" | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ануфриева, Ирина Юрьевна | Основные проблемные области исследований в организационной психологии, выделяемые на каждом из уровней организационных взаимодействий (общая классификация): учебник/практикум | АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, , 2014. | |
Л2.2 | Ануфриева, Ирина Юрьевна | Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом: практикум | АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ - https:://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Орлова С.Н. | Введение в организационную психологию : : учеб. Пособие для студентов вуза. | СибГТУ. – Красноярск : [СибГТУ], , 2006. | |
Л3.2 | Красовский Ю. Д. | Организационное поведение: Учебник | М.:Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online" | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116632 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ | |||
Э2 | http://www.i-u.ru/biblio/ - библиотека РГИУ (Русского Гуманитарного Интернет-Университета) | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional; Office 2010 Professional Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций При освоении курса «Психология толпы и массовых беспорядков» одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс. Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию студентов в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать полученную информацию. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, рекомендуемой к каждому занятию, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем. На лекциях студентам раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов педагогической деятельности. Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, контрольные работы, представленные студентами преподавателю. Изучение студентами дисциплины «Психология толпы и массовых беспорядков» предполагает тщательную проработку учебного материала и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем. В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии проводится итоговая аттестация в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать обучающегося от итоговой аттестации студентов с выставлением зачета за проявленную активность на практических занятий при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д. В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов. В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. Методические указания по организации самостоятельной работы В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных (лекционных, семинарских и практических) занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется курсантом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Психология толпы и массовых беспорядков»: − для овладения знаниями: чтение текста (учебников, первоисточников, дополнительной литературы), конспектирование и выписки из текста, работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование Интернет-ресурсов и др. − для закрепления, систематизации знаний: работа с конспектом лекции, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточников, дополнительной литературы), составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные и дискуссионные вопросы, подготовка докладов к семинарским занятиям, создание мультимедийных презентаций к выступлению на семинарском или практическом занятии и др. − для формирования умений: анализ теоретической профессиональноориентированной информации, анализ конкретных ситуаций, проектирование элементов профессиональной деятельности и др. Самостоятельная внеаудиторная работа курсантов включает их подготовку к семинарским и практическим занятиям. К самостоятельной работе студента относится и подготовка к экзамену. |