МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Химия растительных веществ. модуль 2. Высокомолекулярные вещества

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияОрганическая химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_ФиПХ_ох-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 35
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 18 18 18 18
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 35 35 35 35
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат химических наук, доцент, Катраков Игорь Борисович

Рецензент(ы):
кандидат химических наук, доцент, Харнутова Елена Павловна;кандидат химических наук, доцент, Харнутова Елена Павловна;кандидат химических наук, доцент, Микушина Ирина Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Химия растительных веществ. модуль 2. Высокомолекулярные вещества

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (приказ Минобрнауки России от Пн 12.09.16г. №1174)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна, д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна, д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- сформировать глубокое понимание общих закономерностей, связывающих состав, строение и направления химической переработки растительного сырья с целью получения продуктов самого разнообразного назначения,
- ознакомиться со спецификой работы с древесиной и ее основными компонентами и используемыми методиками исследования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью воспринимать, развивать и использовать теоретические основы традиционных и новых разделов химии при решении профессиональных задач
ПК-3 владением системой фундаментальных химических понятий и методологических аспектов химии, формами и методами научного познания
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- виды и запасы растительного сырья;
- химический состав древесины;
- химическое строение и свойства структурных компонентов;
- анатомическое и морфологическое строение древесной ткани и клеток;
- строение стенок клеток;
- направления химической переработки древесины и ее структурных компонентов;
- реакции химических превращений структурных компоненов древесины.
3.2.Уметь:
3.2.1.- прогнозировать направления химической переработки растительного сырья в зависимости от запасов, химического состава, строения отдельных компонентов и в целом древесной или растительной ткани, как полимерной композиции, части дерева или растения, подвергающегося переработке;
- использовать полученные знания в написании соответствующего раздела в курсовой и выпускной (квалификационной) работе специалиста
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- определения качественного и количественного состава древесины;
- иметь представление об основных, традиционных технологических производствах по переработке древесины и растительного сырья, а также о современных тенденциях в области химической переработки растительного сырья.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Основные структурные компоненты растительного сырья
1.1. Основные структурные компоненты растительного сырья Лекции 8 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Основные структрные компоненты растительного сырья Сам. работа 8 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Структура, химия и физика растительного сырья
2.1. Структура макромолекулярных веществ: углеволная часть Лекции 8 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.2. Структура макромолекулярных веществ: ароматическая часть Лекции 8 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.3. Основные структрные компоненты растительного сырья Практические 8 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.4. Структура, химия и физика растительного сырья Сам. работа 8 6 ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Строение древесины
3.1. Макроскопическое строение древесины Лекции 8 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.2. Анатомическое строение древесины Лекции 8 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.3. Ультраструктура клеточной стенки Лекции 8 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.4. Строение древесины Практические 8 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.5. Строение древесины Сам. работа 8 11 ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Свойства компонентов растительной ткани
4.1. Полисахариды древесины. Химические реакции и реакционная способность целлюлозы и гемицеллюлоз Лекции 8 3 ПК-3 Л1.1, Л2.1
4.2. Лигнин. Препараты линина. Физические и химические свойства лигнинов Лекции 8 3 ПК-3 Л1.1, Л2.1
4.3. Определение целлюлозы по методу Кюршнера Лабораторные 8 6 ПК-3, ОПК-1 Л3.1
4.4. Определение лигнина в модификации Комарова Лабораторные 8 6 ПК-3, ОПК-1 Л3.1
4.5. Определение легко- и трудногидролизуемых полисахаридов Лабораторные 8 6 ПК-3, ОПК-1 Л3.1
4.6. Строение и свойства компонентов древесной ткани Практические 8 4 ПК-3, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
4.7. Свойства компонентов растительной ткани Сам. работа 8 16 ПК-3, ОПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Перечень экзаменационных вопросов представлен в Приложении.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в Приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Азаров В.И., Буров А.В., Оболенская А.В. Химия древесины и синтетических полимеров: учеб. для вузов СПб.: Лань, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фенгел Д., Вегенер Г. Древесина (химия, ультраструктура, реакции): М.: Лесная промышленность, 1988
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Базарнова Н.Г. Химия древесины и ее основных компонентов: методическое пособие Изд-во АлтГУ, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курсы в Moodle "Химия растительных веществ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
Adobe Acrobat
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
010К лаборатория органического синтеза - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; раковина; весы ВЛТЭ–2200; мешалка верхнеприводная; терморегулятор; вытяжной шкаф; электроплитка; виброизмельчитель «Ардена»; излучатель инфракрасный; центрифуга; сушильный шкаф; магнитная мешалка; водоструйный насос; прибор для определения температуры плавления; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек), песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Теоретический материал дисциплины изучается в течение одного семестра по всем формам обучения в соответствии с учебным планом.
Основу теоретической подготовки по дисциплине составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с семинарскими. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на семинарских занятиях. Аудиторные занятия (лекции, семинары) объединены с самостоятельной работой студентов, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель.
В рамках текущей аттестации студентов оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- правильность ответов на вопросы и задания практической направленности;
- активное участие на практических занятиях;
- выполнение лабораторных работ и сдача отчетов по ним.
Методические указания к семинарским (практическим) занятиям. Готовясь к семинару, студенты должны:
- познакомиться с рекомендованной литературой и информационными ресурсами по заданной теме;
- подготовить ответы на вопросы по теме семинара;
- предусмотреть спорные моменты.
При подготовке, студент должен правильно оценить вопрос, который он взял для выступления к семинарскому занятию. Но для того что бы правильно и четко ответить на поставленный вопрос необходимо правильно уметь пользоваться учебной, и дополнительной литературой.
Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков:
- раскрытие сущности проблемы или решения задачи.
- методологическое значение для профессиональной и практической деятельности.
Выступление студента должно соответствовать требованиям логики, четкое и аргументрованное, с использованием понятий, законов и методов.
Время на подготовку к экзамену студент регулирует самостоятельно.