МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Химия растительных веществ. модуль 1. Низкомолекулярные вещества

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияОрганическая химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_ФиПХ_ох-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 66
самостоятельная работа 42
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 38 38 38 38
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 42 42 42 42
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат химических наук, доцент, Катраков Игорь Борисович

Рецензент(ы):
кандидат химических наук, доцент, Харнутова Елена Павловна;кандидат химических наук, доцент, Микушина Ирина Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Химия растительных веществ. модуль 1. Низкомолекулярные вещества

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016г. №1174)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна, д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна, д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать глубокое понимание общих закономерностей, связывающих состав, строение и направления химической переработки растительного сырья с целью получения продуктов самого разнообразного назначения, ознакомиться со спецификой работы с низкомолекулярными компонентами и используемыми методиками исследования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью воспринимать, развивать и использовать теоретические основы традиционных и новых разделов химии при решении профессиональных задач
ПК-3 владением системой фундаментальных химических понятий и методологических аспектов химии, формами и методами научного познания
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- химическое строение и свойства низкомолекулярных компонентов растительного сырья;
- направления химической переработки низкомолекулярных компонентов, реакции химических превращений.
3.2.Уметь:
3.2.1.- прогнозировать направления химической переработки растительного сырья в зависимости от запасов, химического состава, строения низкомолекулярных компонентов растительного сырья, подвергающегося переработке;
- использовать полученные знания в написании соответствующего раздела в курсовой и выпускной (квалификационной) работе специалиста.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- обладать навыками выделения экстрактивных веществ, групповой классификации выделенных соединений;
- определения качественного и количественного состава растительного сырья;
- в области химической переработки растительного сырья.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Растительное сырье
1.1. Основные направления переработки растительного сырья Лекции 7 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Химический состав растительного сырья Лекции 7 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Растительное сырье Сам. работа 7 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Низкомолекулярные вещества
2.1. Классификация, местонахождение, терминология веществ растительного происхожления Лекции 7 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Эфирные масла: источники, свойства, схемы выделения Лекции 7 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
2.3. Гидрофобные экстрактивные вещества: терпены Лекции 7 6 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
2.4. Гидрофобные экстрактивные вещества: смоляные кислоты, жиры, воски Лекции 7 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
2.5. Гидрофобные экстрактивные вещества: фенольные соединения. Минеральные компоненты Лекции 7 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
2.6. Определение влажности растительного сырья Лабораторные 7 6 ПК-3 Л3.1
2.7. Определение зольности растительного сырья Лабораторные 7 8 ПК-3 Л3.1
2.8. Определение экстрактивных веществ Лабораторные 7 12 ПК-3 Л3.1
2.9. Извлечение флавоноидов из растительного сырья. УФ- и ИК-спектрофотометрическое исследование флавоноидов Лабораторные 7 12 ПК-3 Л3.1
2.10. Классификация и номенклатура изопреноидов Практические 7 6 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
2.11. Способы получения и химические свойства изопреноидов Практические 7 4 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
2.12. Низкомолекулярные вещества из растительного сырья Сам. работа 7 38 ПК-3, ОПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Задания для самостоятельной работы приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в Приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. В. Племенков Химия изопреноидов: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Азаров В.И., Буров А.В., Оболенская А.В. Химия древесины и синтетических полимеров: учеб. для вузов СПб.: Лань, 2010
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Базарнова Н.Г. Химия древесины и ее основных компонентов: методическое пособие Изд-во АлтГУ, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курсы в Moodle "Химия растительных веществ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
Adobe Acrobat
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
013К лаборатория ИК и УФ-спектроскопии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; переносная доска; переносная мультимедиа техника; комплект для прессовки таблеток с гидравлическим прессом; спектрофотометр УФ (Agilent); ИК-спектрометр Infraium FT-801; излучатель инфракрасный, SPECORD 75 IR, SPECORD UV VIS; набор кювет; комплект кювет KBr: пресс гидравлический, программный пакет Zair 3.5, программный пакет OPUS 6.5; МФУ; Фурье-спектрометр; спектрофотометр; набор химической посуды; набор реактивов; компьютер Aquarius Std MS_SC140 C2600/D512/HDD160/DVDRW/LCD - панель BenQ 17", Вытяжной шкаф.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
009К лаборатория физико-химических и физико-механических методов исследования - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья и тумбы. Весы ВЛКТ–500; весы ВЛР–200; термостат; вытяжной шкаф; электроплитка; универсальная испытательная машина УТС 110М–100; вискозиметр ротационный Haake A10; химический реактор; магнитная мешалка ММ6; весы аналитические Pioneer; кондуктометр Анион 4100; муфельная печь; печь микроволновая; фотоэлектроколориметр, сушильный шкаф WOF-105; наборы химической посуды; наборы химических реактивов, штативы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Теоретический материал дисциплины изучается в течение одного семестра по всем формам обучения в соответствии с учебным планом.
Основу теоретической подготовки по дисциплине составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с семинарскими. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на семинарских занятиях. Аудиторные занятия (лекции, семинары) объединены с самостоятельной работой студентов, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель.
В рамках текущей аттестации студентов оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- правильность ответов на вопросы и задания практической направленности;
- активное участие на практических занятиях;
- выполнение лабораторных работ и сдача отчетов по ним.
Методические указания к семинарским (практическим) занятиям. Готовясь к семинару, студенты должны:
- познакомиться с рекомендованной литературой и информационными ресурсами по заданной теме,;
- подготовить ответы на вопросы по теме семинара;
- предусмотреть спорные моменты.
При подготовке, студент должен правильно оценить вопрос, который он взял для выступления к семинарскому занятию. Но для того что бы правильно и четко ответить на поставленный вопрос необходимо правильно уметь пользоваться учебной, и дополнительной литературой.
Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков:
- раскрытие сущности проблемы или решения задачи.
- методологическое значение для профессиональной и практической деятельности.
Выступление студента должно соответствовать требованиям логики, четкое и аргументрованное, с использованием понятий, законов и методов.