Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия |
Специализация | Органическая химия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 04_05_01_ФиПХ_ох-5-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 38 | 38 | 38 | 38 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 42 | 42 | 42 | 42 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна, д.х.н., профессор
1.1. | Сформировать глубокое понимание общих закономерностей, связывающих состав, строение и направления химической переработки растительного сырья с целью получения продуктов самого разнообразного назначения, ознакомиться со спецификой работы с низкомолекулярными компонентами и используемыми методиками исследования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-1 | способностью воспринимать, развивать и использовать теоретические основы традиционных и новых разделов химии при решении профессиональных задач |
ПК-3 | владением системой фундаментальных химических понятий и методологических аспектов химии, формами и методами научного познания |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - химическое строение и свойства низкомолекулярных компонентов растительного сырья; - направления химической переработки низкомолекулярных компонентов, реакции химических превращений. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - прогнозировать направления химической переработки растительного сырья в зависимости от запасов, химического состава, строения низкомолекулярных компонентов растительного сырья, подвергающегося переработке; - использовать полученные знания в написании соответствующего раздела в курсовой и выпускной (квалификационной) работе специалиста. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - обладать навыками выделения экстрактивных веществ, групповой классификации выделенных соединений; - определения качественного и количественного состава растительного сырья; - в области химической переработки растительного сырья. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. Растительное сырье | ||||||
1.1. | Основные направления переработки растительного сырья | Лекции | 7 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Химический состав растительного сырья | Лекции | 7 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Растительное сырье | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Низкомолекулярные вещества | ||||||
2.1. | Классификация, местонахождение, терминология веществ растительного происхожления | Лекции | 7 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Эфирные масла: источники, свойства, схемы выделения | Лекции | 7 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Гидрофобные экстрактивные вещества: терпены | Лекции | 7 | 6 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Гидрофобные экстрактивные вещества: смоляные кислоты, жиры, воски | Лекции | 7 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Гидрофобные экстрактивные вещества: фенольные соединения. Минеральные компоненты | Лекции | 7 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Определение влажности растительного сырья | Лабораторные | 7 | 6 | ПК-3 | Л3.1 |
2.7. | Определение зольности растительного сырья | Лабораторные | 7 | 8 | ПК-3 | Л3.1 |
2.8. | Определение экстрактивных веществ | Лабораторные | 7 | 12 | ПК-3 | Л3.1 |
2.9. | Извлечение флавоноидов из растительного сырья. УФ- и ИК-спектрофотометрическое исследование флавоноидов | Лабораторные | 7 | 12 | ПК-3 | Л3.1 |
2.10. | Классификация и номенклатура изопреноидов | Практические | 7 | 6 | ПК-3, ОПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.11. | Способы получения и химические свойства изопреноидов | Практические | 7 | 4 | ПК-3, ОПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.12. | Низкомолекулярные вещества из растительного сырья | Сам. работа | 7 | 38 | ПК-3, ОПК-1 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Задания для самостоятельной работы приведены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. в Приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. В. Племенков | Химия изопреноидов: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2007 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Азаров В.И., Буров А.В., Оболенская А.В. | Химия древесины и синтетических полимеров: учеб. для вузов | СПб.: Лань, 2010 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Базарнова Н.Г. | Химия древесины и ее основных компонентов: методическое пособие | Изд-во АлтГУ, 2002 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курсы в Moodle "Химия растительных веществ" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office Adobe Acrobat | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
013К | лаборатория ИК и УФ-спектроскопии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; переносная доска; переносная мультимедиа техника; комплект для прессовки таблеток с гидравлическим прессом; спектрофотометр УФ (Agilent); ИК-спектрометр Infraium FT-801; излучатель инфракрасный, SPECORD 75 IR, SPECORD UV VIS; набор кювет; комплект кювет KBr: пресс гидравлический, программный пакет Zair 3.5, программный пакет OPUS 6.5; МФУ; Фурье-спектрометр; спектрофотометр; набор химической посуды; набор реактивов; компьютер Aquarius Std MS_SC140 C2600/D512/HDD160/DVDRW/LCD - панель BenQ 17", Вытяжной шкаф. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
009К | лаборатория физико-химических и физико-механических методов исследования - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Лабораторные столы, стулья и тумбы. Весы ВЛКТ–500; весы ВЛР–200; термостат; вытяжной шкаф; электроплитка; универсальная испытательная машина УТС 110М–100; вискозиметр ротационный Haake A10; химический реактор; магнитная мешалка ММ6; весы аналитические Pioneer; кондуктометр Анион 4100; муфельная печь; печь микроволновая; фотоэлектроколориметр, сушильный шкаф WOF-105; наборы химической посуды; наборы химических реактивов, штативы. |
Теоретический материал дисциплины изучается в течение одного семестра по всем формам обучения в соответствии с учебным планом. Основу теоретической подготовки по дисциплине составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с семинарскими. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на семинарских занятиях. Аудиторные занятия (лекции, семинары) объединены с самостоятельной работой студентов, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель. В рамках текущей аттестации студентов оценивается по следующим критериям: - полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины; - правильность ответов на вопросы и задания практической направленности; - активное участие на практических занятиях; - выполнение лабораторных работ и сдача отчетов по ним. Методические указания к семинарским (практическим) занятиям. Готовясь к семинару, студенты должны: - познакомиться с рекомендованной литературой и информационными ресурсами по заданной теме,; - подготовить ответы на вопросы по теме семинара; - предусмотреть спорные моменты. При подготовке, студент должен правильно оценить вопрос, который он взял для выступления к семинарскому занятию. Но для того что бы правильно и четко ответить на поставленный вопрос необходимо правильно уметь пользоваться учебной, и дополнительной литературой. Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков: - раскрытие сущности проблемы или решения задачи. - методологическое значение для профессиональной и практической деятельности. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики, четкое и аргументрованное, с использованием понятий, законов и методов. |