МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теоретические основы химии лекарственных веществ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильСверхкритические флюидные технологии в производстве фармацевтических препаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_СКФ-2-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 66
самостоятельная работа 123
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Лабораторные 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Теоретические основы химии лекарственных веществ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.04.01 Химия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1042)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений о химическом строении и реакционной способности лекарственных веществ

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать и развивать теоретические основы традиционных и новых разделов химии при решении профессиональных задач
ОПК-2 владением современными компьютерными технологиями при планировании исследований, получении и обработке результатов научных экспериментов, сборе, обработке, хранении, представлении и передаче научной информации
ОПК-3 способностью реализовать нормы техники безопасности в лабораторных и технологических условиях
ПК-2 владением теорией и навыками практической работы в избранной области химии
ПК-3 готовностью использовать современную аппаратуру при проведении научных исследований
ПСК-2 Владеть основными способами получения различных групп лекарственных веществ, теоретическими основами и практическими навыками в области химических и физико-химических методов анализа различных классов химико-фармацевтических препаратов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные закономерности в изменении свойств в зависимости от различия в строении, способах синтеза, физических и физико-химических методов исследования основных классов органических веществ;
3.2.Уметь:
3.2.1.- разрабатывать схемы синтеза и подбирать соответствующие физико–химические методы исследования структуры с заданными свойствами основных групп лекарственных веществ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- теоретическими приемами и, в соответствии с нормами техники безопасности, экспериментальными навыками разработки оптимальных способов синтеза, выбора комплекса физико-химических методов исследования строения различных групп лекарственных веществ с заданными фармакологическими свойствами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы органической химии
1.1. Теоретические основы органической химии Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-2 Л2.1, Л2.2
1.2. Некоторые аспекты теоретических основ органической химии Практические 1 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-2 Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Основы стереохимии органических соединений
2.1. Основы стереохимии органических соединений Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-2 Л2.1, Л2.2
2.2. Стереохимия лекарственных веществ Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-2 Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Физические и физико-химические методы исследования органических соединений
3.1. Физические и физико-химические методы исследования органических соединений Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-2 Л2.1, Л2.2
3.2. Физические и физико-химические методы исследования органических соединений Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-2 Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Общие сведения из супрамолекулярной органической химии
4.1. Общие сведения из супрамолекулярной органической химии. Супрамолекулярная химия жизненно важных процессов Лекции 1 0 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-2 Л2.1, Л2.2
4.2. Супрамолекулярная химия жизненно важных процессов Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-2 Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Молекулярное моделирование и дизайн лекарственных веществ
5.1. Некоторые аспекты молекулярного моделирования и дизайна лекарственных веществ Лекции 1 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-2 Л2.1, Л2.2
5.2. Стратегия синтеза лекарственных веществ Моделирование малых молекул Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-2 Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Основные сведения из общей фармакологии
6.1. Основные сведения из общей фармакологии Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-2 Л2.1, Л2.2
6.2. Некоторые сведения из общей фармакологии Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-2 Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Синтетические лекарственные вещества: способы синтеза, идентификация структуры химическими и физико-химическими методами, фармакологическая активность
7.1. Лекарственные вещества на основе соединений алифатического ряда, аминокислот Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-2 Л2.1, Л2.2
7.2. Синтез, идентификация алкилгалогенидов, веществ с дихлордиэтиламинным фармакофором, производных алканолов, аминоалканолов, альдегидов и кислот Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-2 Л2.1, Л2.2
7.3. Лекарственные вещества на основе соединений алициклического и ароматического рядов Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-2 Л2.1, Л2.2
7.4. Лекарственные вещества на основе гетероциклических соединений Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-2 Л2.1, Л2.2
7.5. Трансформирование аминоалкилбензолов, диарилметанов, фенольных соединений, производных бензойной кислоты, оксопроизводных нафталина Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-2 Л2.1, Л2.2
7.6. Способы синтеза, идентификация структуры, фармакологическая активность лекарственных веществ на основе циклических соединений с различными гетероатомами и размерами циклов Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-2 Л2.1, Л2.2
7.7. Производные азиридина, оксирана, соединений с четырехчленным азетидиновым ядром, фурана, пиррола, индола, оксазалидинов, имидазолов, тиазолов, соединений с оксадиазольным и тетразольным гетероциклами Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-2 Л2.1, Л2.2
7.8. Лекарственные вещества на основе пиримидинов, пиперазина, пиридазина, фенотиазинов, пуриновых оснований, птеридина Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-2 Л2.1, Л2.2
7.9. Производные соединений пиранового, пиридинового и пиперидинового рядов Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-2 Л2.1, Л2.2
7.10. Трансформирование пиримидинов, пиперазина, пиридазина, птеридина, семи-, восьми- и девятичленных циклов, бициклов Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-2 Л2.1, Л2.2
7.11. Лекарственные вещества на основе бензодиазепина, дибензазепинов, азабициклооктанов, хинуклидина, азабициклононанов Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-2 Л2.1, Л2.2
7.12. Подготовка исходных соединений для синтеза сальбутамола Лабораторные 1 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-2 Л2.1, Л2.2
7.13. Синтез сальбутамола: трехстадийный синтез Лабораторные 1 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-2 Л2.1, Л2.2
7.14. Идентификация структуры промежуточных соединений и сальбутамола химическими, физическими и физико-химическими методами Лабораторные 1 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-2 Л2.1, Л2.2
7.15. Изучение ряда тем с использованием рекомендованных литературных источников, составление конспектов-рефератов, проверку усвоения материала на практических занятиях Сам. работа 1 30 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-2 Л2.1, Л2.2
7.16. Выполнение в течение семестра индивидуальных заданий по основным темам курса, обеспечивающее систематичность промежуточной аттестации студентов Сам. работа 1 33 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-2 Л2.1, Л2.2
7.17. Подготовка к практическим работам Сам. работа 1 20 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-2 Л2.1, Л2.2
7.18. Подготовка к выполнению лабораторных работ (ознакомление с теоретическими основами, методикой выполнения работы по практикуму или методическому руководству) Сам. работа 1 20 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-2 Л2.1, Л2.2
7.19. Подготовка к защите лабораторных работ (оформление, расчёты, графики, выводы и заключения, ответы на контрольные вопросы) Сам. работа 1 20 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-2 Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ф.Г. Хайрутдинов, З.Г. Ахтямова, В.В. Головин и др Синтез лекарственных веществ: учебно-методическое пособие Казань : Издательство КНИТУ, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428142
Л2.2 Г.Б. Слепченко, В.И. Дерябина, Т.М. Гиндуллина, и др Инструментальный анализ биологически активных веществ и лекарственных средств: учебное пособие Томск : Издательство Томского политехнического университета, 2015 /biblioclub.ru/index.php?page=book&id=442807
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
011К лаборатория высокомолекулярных веществ; лаборатория методики преподавания химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя сушильный шкаф; раковина; дистиллятор; оборудование; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы термостат;; вискозимитр с (d=0,56 мм);весы аналитические Pioneer; весовой стол; весы технические; сушильный шкаф ES- 4610, плитки электрические; мешалки верхнеприводные и магнитные; водоструйные насосы; термометры ртутные; термостат; штативы; песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В приложении