МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научные основы школьного курса химии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияФундаментальная и прикладная химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_ФиПХ-4-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 105
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 48 48 48 48
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 105 105 105 105
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Научные основы школьного курса химии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016г. №1174)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- вооружить знаниями и умениями, необходимыми для организации учебно-воспитательного процесса по химии в образовательных учреждениях;
- сформировать умение проектировать образовательный процесс на основе документов, отражающих содержание образования и планирование учебного процесса в ОУ (Государственный общеобразовательный стандарт, базисный учебный план, учебные программы, учебники);
- сформировать умения организовывать продуктивный учебный процесс в образовательных учреждениях разного уровня и направления;
- развивать адекватную самооценку, ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 готовностью представлять полученные в исследованиях результаты в виде отчетов и научных публикаций (стендовых докладов, рефератов и статей в периодической научной печати)
ПК-11 владением методами отбора материала, проведения теоретических занятий и лабораторных работ, основами управления процессом обучения в образовательных организациях
ПК-12 владением способами разработки новых образовательных технологий, включая системы компьютерного и дистанционного обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- цели и задачи курса методики преподавания химии, содержание школьной программы, учебников, учебных и методических пособий по химии и нормативной документации, систему средств обучения химии и их дидактические возможности;
- методы обучения химии и контроля его результатов, технику безопасности при работе в школьном кабинете химии и охрану труда, современные технологии обучения
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать программы, учебники и методическую литературу по предмету,
организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты,
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- планировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроке и вне его на основе достижений современной методики обучения химии и информационных технологий;
- применять и правильно сочетать общепедагогические и специфические методы для обучения химии;
- грамотно использовать возможности предмета для решения образовательных, развивающих и воспитательных задач;
- использовать потенциал школьного курса химии для экологического образования учащихся;
- осуществлять внутри- и межпредметную интеграцию знаний в процессе обучения;
использовать политехническую направленность курса химии с учетом регионального фактора;
- внедрять достижения мировой культуры в процессе обучения химии (гуманитаризация процесса обучения предмету);

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Современная концепция школьного химического образования
1.1. 1. Современная концепция школьного химического образования Лекции 9 4
1.2. Концепция школьного химического образования Практические 9 2
1.3. Содержание образования Практические 9 2
1.4. Самостоятельная работа студентов Сам. работа 9 10
Раздел 2. 2. Нормативная база школьного химического образования
2.1. 2. Нормативная база школьного химического образования Лекции 9 4
2.2. 2. Нормативная база школьного химического образования Практические 9 2
2.3. Самостоятельная работа студентов Сам. работа 9 12
Раздел 3. 4. Отбор предметного содержания
3.1. 4. Отбор предметного содержания Лекции 9 4
3.2. 4. Отбор предметного содержания Практические 9 2
3.3. Сасостоятельная работа студентов Сам. работа 9 12
Раздел 4. 5. Построение современных школьных курсов химии
4.1. 5. Построение современных школьных курсов химии Лекции 9 4
4.2. Классификация курсов химии Практические 9 2
4.3. Пропедевтический этап формирования знаний по химии Практические 9 2
4.4. Самостоятельная работа студентов Сам. работа 9 16
Раздел 5. Программы по химии
5.1. Школьные программы по химии Лекции 9 4
5.2. Программы по химии Практические 9 2
5.3. Самостоятельная работа студентов Сам. работа 9 10
Раздел 6. 6. Методы обучения, современные подходы к классификации
6.1. 6. Методы обучения, современные подходы к классификации Лекции 9 6
6.2. 6. Методы бучения Практические 9 2
6.3. Продуктивные и активные методы обучения Практические 9 2
6.4. Специфические методы обучения в химии Практические 9 2
6.5. Самостоятельная работа студентов Сам. работа 9 0
Раздел 7. 7. Технологии обучения химии
7.1. Педагогические приемы Лекции 9 2
7.2. Педагогические приемы Практические 9 2
7.3. Образовательные технологии Лекции 9 2
7.4. Образовательные технологии Практические 9 2
7.5. Информационные технологии в химическом образовании Практические 9 2
7.6. Самостоятельная работа студентов Сам. работа 9 20
Раздел 8. Современные подходы к обучению химии
8.1. Современные подходы в обучении химии Лекции 9 4
8.2. Современные подходы в обучении химии Практические 9 2
8.3. Компетентностный подход в обучении химии Лекции 9 4
8.4. Компетентностный подход в обучении химии Практические 9 2
8.5. Деятельностный подход в обучении Лекции 9 4
8.6. Деятельностный подход в обучении Практические 9 2
8.7. Исследовательская работа учащихся Лекции 9 4
8.8. Исследовательская работа учащихся Практические 9 2
8.9. Самостоятельная работа учащихся по химии Лекции 9 2
8.10. Самостоятельная работа учащихся по химии Практические 9 2
8.11. Самостоятельная работа студентов Сам. работа 9 25
Раздел 9.

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Основные идеи современного химического образования, значение химического образования, цели и задачи химического образования
2. Система школьного химического образования, ее структура
3. Пропедевтическая химическая подготовка учащихся
4. Базовый компонент химического образования (VIII –IX классы)
5. Профильный компонент школьного химического образования
6. Факультативные курсы как компонент системы школьного химического образования
7. Внеурочная работа по химии
8. Государственный стандарт основного общего образования по химии
9. Государственный стандарт среднего (полного) общего образования по химии
10. Федеральный государственный стандарт второго поколения
11. .Принципы отбора содержания и построения школьного курса химии
12. Отбор предметного содержания и построение учебной дисциплины на основе системы наук
13. Отбор предметного содержания и построения учебной дисциплины на основе принципа субординации блоков содержания
14. Построение школьного курса химии
15. Пропедевтические и интегративные курсы
16. Систематические курсы с ориентацией на понятие о веществе
17. Построение курса химии, ориентированного на систему понятий о химической реакции
18. Типы образовательных программ. Рабочие образовательные программы
19. Конструирование рабочих образовательных программ.
20. Критерии анализа и оценки образовательных программ
21. Понятие «метод обучения»
22. Классификация методов обучения
23. Методы продуктивного обучения
24. Методы активного обучения
25. Специфические методы в химическом образовании
26. Технологический подход в образовании
27. Педагогический прием как элемент образовательной технологии
28. Приемы, направленные на развитие внимания
29. Приемы, направленные на развитие воображения
30. Приемы, направленные на развитие памяти
31. Приемы, направленные на развитие мышления
32. Технология проблемного обучения
33. Технология группового обучения
34. Технология программированного обучения
35. Технология модульного обучения
36. Игровые технологии обучения
37. Технология разноуровневого обучения
38. Обучение при помощи опорных схем
39. Технология личностно-ориентированного обучения
40. Современные подходы к обучению химии
41. Интегративно - дифференцированный подход
42. Компетентностный подход в обучении
43. Структура предметной компетенции по химии
44. Ситуационные задачи, как метод формирования предметной компетенции
45. Психолого-педагогические основы деятельностного подхода при обучении
46. Деятельностный подход в обучении химии
47. Цели и задачи исследовательской и проектной деятельности учащихся
48. Типы исследовательских проектов
49. Этапы выполнения исследовательской работы
50. Формы презентации школьного исследования по химии
51. Самостоятельная работа учащихся по химии. Виды и классификации самостоятельной работы
52. Самостоятельная работа репродуктивного характера
53. Самостоятельная работа частично-поискового характера
54. Самостоятельная работа исследовательского типа
55. Формирование у учащихся умения самостоятельно пополнять знания
56. Домашняя работа учащихся, как фактор развития самостоятельности
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Современная концепция школьного химического образования химического образования
2. Основные нормативные документы по введению профильной подготовки учащихся
3. Предпрофильная и профильная подготовка учащихся по химии
4. Дидактические принципы отбора предметного содержания
5. Структура профильной подготовки
6. Исследовательская и проектная деятельность учащихся
7. Типы исследовательских проектов
8. Формы презентации школьного исследования по химии
9. Основные этапы в подготовке школьников к олимпиадам
10. Использование образовательных ресурсов при подготовке к олимпиадам различного уровня
11. Построение курсов химии: систематические и несистематические курсы
12. Построение курса химии с ориентацией на понятие «вещество»
13. Построение курса химии с ориентацией на понятие «химическая реакция»
14. Принцы отбора учебного материала
15. Типы учебных программ, их построение
16. Индивидуальные программы учащихся
17. Понятие «метод обучения»
18. Классификация методов обучения
19. Продуктивные методы обучения
20. Специфические методы обучения химии
21. Педагогические приемы в обучении химии
22. Понятие «технология обучения»
23. Классификации образовательных технологий
24. Программированное обучение
25. Проблемное обучение
26. Модульная технология обучения
27. Технология личностно-ориентированного обучения
28. Информационно-коммуникативные технологии обучения
29. Современные подходы в обучении химии
30. Компетентностный подход в обучении химии
31. Системно - деятельностный подход в обучении химии
32. Адаптивная технология обучения
33. Самостоятельная работа учащихся по химии
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в лекционных и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.
Теоретический материал дисциплины «Научные основы школьного курса химии» изучается в течение одного семестра (9 семестр пятого курса) по очной форме обучения в соответствии с учебным планом. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.
Основу теоретической подготовки по дисциплине «Научные основы школьного курса химии» составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с семинарскими занятиями. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на семинарских занятиях. Аудиторные занятия (лекции, семинары) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель и при подготовке к лабораторным занятиям.
При изучении дисциплины студентами могут использоваться следующие информационные технологии и инновационные методы:
- ресурсы электронной библиотечной системы;
- ресурсы Интернет;
- мультимедийная техника;
- студенты могут получать консультации по SKYPE, E-mail, ISQ, вебинару.
Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на семинарских занятиях.
В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- правильность ответов на вопросы и задания практической направленности;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.

1. Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины. Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины:
Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут.
Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут.
Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю.
Подготовка к практическому занятию – 2 час.
2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»).
Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий:
А. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
Б. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
В. В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке.
Г. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задании.
Д. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется).
Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике?.
3. Методические указания к семинарским (практическим) занятиям
Готовясь к семинару, студенты должны:
познакомиться с рекомендованной литературой;
рассмотреть различные точки зрения по вопросу;
выделить проблемные области;
сформулировать собственную точку зрения;
познакомиться со способами решения расчетных задач по теме семинара;
предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.
При подготовке, студент должен правильно оценить вопрос, который он взял для выступления к семинарскому занятию. Но для того что бы правильно и четко ответить на поставленный вопрос необходимо правильно уметь пользоваться учебной, и дополнительной литературой.
Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков:
связь выступления с предшествующей темой или вопросом.
раскрытие сущности проблемы.
методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.
Приводимые участником семинара примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения.
Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.