МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Новые информационные технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.03.01. Химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_03_01_Химия-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 36 32 36 32
Сам. работа 54 58 54 58
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Новые информационные технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.03.01 ХИМИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №210)

составлена на основании учебного плана:
04.03.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: познакомить студентов с современными информационными технологиями, техническими средствами и программным обеспечением, необходимым для жизни и деятельности в информационном обществе. Подготовить к практическому использованию информационных технологий в образовании и при решении практических задач в области химии.
Задачи: овладеть основами информационных технологий, получить практические навыки их использования в работе по основной специальности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием современных информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности
ОПК-5 способностью к поиску и первичной обработке научной и научно-технической информации
ПК-5 способностью получать и обрабатывать результаты научных экспериментов с помощью современных компьютерных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- источники научной и научно-технической информации;
- приемы поиска научной и научно-технической информации.
- программное обеспечение с помощью которого можно осуществлять обработку экспериментальных данных
- приемы работы в программах предназначенных для обработки экспериментальных данных.
- редакторы химических структур;
- приемы работы в редакторах химических структур
3.2.Уметь:
3.2.1.- пользоваться программным обеспечением, с помощью которого можно осуществлять обработку экспериментальных данных.
- создавать химические структуры с использованием химического редактора;
- создавать уравнения и схемы реакций с использованием химического редактора.
- осуществлять поиск научной и научно-технической информации;
- проводить первичную обработку научной и научно-технической информации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками обработки экспериментальных данных с помощью соответствующего программного обеспечения.
- навыками работы в химическом редакторе.
- навыками поиска научной и научно-технической информации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Мир информации.
1.1. Мир информации. Лекции 4 4 ОПК-5
Раздел 2. Современные источники информации по химии.
2.1. Современные источники информации по химии. Информационные сети. Интернет. Лекции 4 8 ОПК-5
2.2. Информационный поиск в сети "Интернет" Лабораторные 4 14 ОПК-5
2.3. Подготовка отчета по лабораторной работе. Подготовка индивидуального задания Сам. работа 4 30 ОПК-5 Л2.1
Раздел 3. Визуализация химических структур
3.1. Редакторы химических структур. Основные возможности редактора химических структур ChemWindow Лекции 4 2 ОПК-4 Л1.1
3.2. Визуализация химических структур Лабораторные 4 10 ОПК-4 Л1.1
3.3. Подготовка отчета по лабораторной работе. Подготовка индивидуального задания Сам. работа 4 16 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Визуализация экспериментальных данных
4.1. Основные возможности программы SigmaPlot Лекции 4 2 ПК-5
4.2. Визуализация экспериментальных данных Лабораторные 4 8 ПК-5
4.3. Подготовка отчета по лабораторной работе. Подготовка индивидуального задания Сам. работа 4 12 ПК-5 Л2.1
Раздел 5. Компьютер в химической лаборатории.
5.1. Компьютер в химической лаборатории. Лекции 4 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Маркин В.И. Практическое руководство по использованию ChemWindow (версия 6.0): Учебное пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Катраков И.Б., Маркин В.И., Котванова М.К. Курсовые и выпускные квалификационные работы по специальности «Химия»: методические рекомендации для студентов химического факультета Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Новые информационные технологии" - http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1289
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, ChemWindow, SigmaPlot
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Научная библиотека АлтГУ: http://www.lib.asu.ru
Библиотечно-информационная система «Реферативный журнал» по 2009: http://www.lib.asu.ru:8082/
Книги и журналы издательства Springer: http://link.springer.com
Книги и журналы издательства Elsevier: http://www.sciencedirect.com
Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru
Национальный институт стандартов и технологий (США): http://webbook.nist.gov/
Базы данных института передовой промышленной химии и технологии: http://riodb.ibase.aist.go.jp
Открытая база данных по свойствам соединений: http://www.chemspider.com
Патентное ведомство РФ: http://www.fips.ru
Патентное ведомство США: http://www.uspto.gov
Патентное ведомство стран Евросюза: http://ru.espacenet.com

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к лекционным занятиям

При подготовке к лекции рекомендуется:
1. просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2. полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3. если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4. психологически настроиться на лекцию.

Методические указания к выполнению контрольных работ

Контрольные работы предназначены для проверки усвоения теоретического материала и практических навыков. Контрольная работа может быть посвящена какой-то отдельной теме (модулю) в рамках дисциплины или проводиться после ряда тем (модулей). Как правило контрольная работа занимает 1 аудиторное занятие (2 ч). Контрольная работа предполагает самостоятельную индивидуальную работу студента, поэтому важным аспектом проведения таких работ является дисциплина. В аудитории необходимо соблюдать тишину, не допускается проведение переговоров между студентами, не допускается использование дополнительных материалов (кроме разрешенных преподавателем). К нарушителям дисциплины применяются санкции: предупреждение, смена рабочего места студента, отстранение от выполнения контрольной работы.
Перед началом выполнения контрольной работы рекомендуется ознакомиться с формулировками заданий, с разбалловкой заданий, разрешить все затруднения, касающиеся понимания задания, с преподавателем. Контрольную работу рекомендуется начинать с наиболее трудоемких заданий. Ответы должны быть написаны разборчиво, грамотно, в ответах допускаются общепринятые сокращения.

Методические указания к выполнению лабораторных работ

Лабораторные занятия позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности. Цели лабораторных занятий:
1. закрепление теоретического материала путем систематического контроля за самостоятельной работой студентов;
2. формирование умений использования теоретических знаний в процессе выполнения лабораторных работ;
3. развитие аналитического мышления путем обобщения результатов лабораторных работ;
В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения. По теме занятия проводится беседа, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы. Задания в ходе лабораторной работы выполняется в соответствии с методическими указаниями.