МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы медицинских знаний

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_03_01-ТБ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 60
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17,329999923706
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 60 60 60 60
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Тихомирова Л.И.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Основы медицинских знаний

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016г. №246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Выработать у будущих специалистов сознательное и ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 владением компетенциями сохранения здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни и физической культуры)
ОК-7 владением культурой безопасности и рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности
ПК-10 способностью использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях
ПК-15 способностью проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- особенностей и закономерностей воздействия основных опасных и вредных производственных факторов на организм человека.
- основные технологии обеспечения социального благополучия, физического, психического и социального здоровья;
- методы защиты и правила оказания первой помощи пострадавшим от воздействия различных вредных факторов.


3.2.Уметь:
3.2.1.-оценить неотложные состояния, причины и факторы их вызывающие;
- использовать в профессиональной деятельности базовые знания в области физиологии человека, медицины, гигиены, эпидемиологии;
- проводить мероприятия среди населения направленные на профилактику травматизма и соблюдение норм здорового образа жизни.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- проводить мероприятия среди населения направленные на профилактику травматизма и соблюдение норм здорового образа жизни,
- оказания первой доврачебной помощи.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Основные понятия, цели и задачи дисциплины. Оценка состояния пострадавшего. Лекции 3 2 ОК-1, ОК-7, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.2. Периодизация жизни человека. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема Лекции 3 2 ОК-1, ОК-7, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.3. № 1. Здоровье и факторы, его определяющие. Практические 3 2 ОК-1, ОК-7, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.4. Понятие о неотложных состояниях при дисфункции сердечно-сосудистой системы Лекции 3 4 ОК-1, ОК-7, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.5. № 2. Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях, связанных с нарушением функции сердечно-сосудистой системы Практические 3 2 ОК-1, ОК-7, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.6. Здоровье. Здоровый образ жизни Сам. работа 3 14 ОК-1, ОК-7, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.7. № 3. Семинар Практические 3 2 ОК-1, ОК-7, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.8. Понятие о неотложных состояниях при дисфункции желудочно-кишечного тракта, дыхательной и выделительной системы Лекции 3 4 ОК-1, ОК-7, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.9. № 4. Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях, связанных с нарушением функции дыхательной и желудочно-кишечного тракта. Практические 3 2 ОК-1, ОК-7, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.10. Неотложные состояния при заболеваниях внутренних органов. Сам. работа 3 20 ОК-1, ОК-7, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.11. История хирургии. Асептика. Антисептика Лекции 3 2
1.12. Отморожения. Электротравмы Лекции 3 2 ОК-1, ОК-7, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.13. № 5. История хирургии. Асептика, антисептика. Правила наложения шин. Практические 3 2
1.14. № 6. Отморожения. Электротравмы Практические 3 2 ОК-1, ОК-7, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.15. № 7. Остановка кровотечения и правила наложения повязок. Практические 3 2 ОК-1, ОК-7, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.16. Инфекционные заболевания Лекции 3 2 ОК-1, ОК-7, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.17. Актуальные аспекты инфекций, передаваемые половым путём Лекции 3 2
1.18. № 8. Инфекционные заболевания Практические 3 2 ОК-1, ОК-7, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.19. № 9. Актуальные аспекты инфекций, передаваемые половым путём Практические 3 2 ОК-1, ОК-7, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.20. Способы введения лекарственных средств Лекции 3 2
1.21. № 10. Способы введения лекарственных средств Практические 3 2 ОК-1, ОК-7, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.22. Травмы. Оказание первой помощи. Сам. работа 3 16 ОК-1, ОК-7, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.23. Охрана материнства и детства Лекции 3 2 ОК-1, ОК-7, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.24. № 11. Охрана материнства и детства Практические 3 2 ОК-1, ОК-7, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.25. Охрана материнства и детства Сам. работа 3 10 ОК-1, ОК-7, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.26. Зачётное занятие Практические 3 2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Смотри в Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не запланировано
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Смотри в Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. П. Артюнина Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. пособие для пед. вузов Академ. Проект, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Козак Н. Н. Комплексная безопасность в образовательных учреждениях: учеб. пособие Интермедия, 2017
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Кувшинов, Ю.А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учебное пособие / Ю.А. Кувшинов ; Министерство культуры Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», Институт социально-культурных технологий, Кафедра социальной педагогики. - Кемерово : КемГУКИ, 2013. - 183 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275372
Э2 Щанкин, А.А. Курс лекций по основам медицинских знаний и здорового образа жизни : учебное пособие / А.А. Щанкин. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 97 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=362685
Э3 Основы медицинских знаний: (анатомия, физиология, гигиена человека и оказание первой помощи при неотложных состояниях) : учебное пособие / И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский, С.В. Виноградов ; под ред. И.В. Гайворонского. - 2_-е изд., испр. и доп. - СПб. : СпецЛит, 2013. - 303 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104904
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины.
Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины:
Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут.
Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут.
Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю.
Подготовка к практическому занятию – 2 час.
Подготовка к лабораторному занятию – 2 час.
2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»).
Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий:
А. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
Б. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
В. В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке.
Г. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи.
Д. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется).
Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф, какие новые понятия введены, каков их смысл, что даст это на практике?