МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Маркетинг территории

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильПроизводственный менеджмент инновационно ориентированных организаций
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_04_02_ПМ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д-р экон. н. , профессор, Беляев Виктор Иванович

Рецензент(ы):
старший преподаватель, Пяткова Оксана Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Маркетинг территории

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки Менеджмент, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2015 г. № 322

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Бутакова М. М. канд. экон. наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Бутакова М. М. канд. экон. наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются изучение студентами теоретических основ и практических методов выявления (установления) уни-кальных характеристик отдельных территориальных образований (субъектов федерации, регионов, городов, других поселений, районов, др.), привлечения к ним внимания заинтересованных сторон и инвестиций для последующего их развития.
В соответствии с целями в учебной дисциплине поставлены следующие задачи:
 изучение методологии маркетинга территорий;
 освоение методов выявления уникальных характеристик конкретной территории (территориального образования), их классификации и выбора наиболее приемлемых из них для развития данной территории;
 освоение методов классификации заинтересованных сторон (потребителей уникальных характеристик территории) и выбора из них наиболее соответствующих выявленным (установленным) уникальным характеристикам данных территорий (территориальных образований) с целью привлечения к ним внимания заинтересованных сторон и инвестиций для их развития;
 изучение методов продвижения уникальных характеристик России, субъектов Рос-сийской Федерации, ее регионов, городов, других поселений в среду заинтересованных сторон;
 изучение методов и овладение конкретными приемами разработки имиджа территории;
 разработка маркетинговых программ развития уникальных характеристик территорий с целью привлечения к ним внимания заинтересованных сторон и инвестиций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 владением методами экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологию и методы экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде; о проблемах территорий и возможных путях их развития; месте и роли теории и методов традиционного маркетинга в решении территориальных проблем; о методах сбора информации, отражающей уникальные характеристики территориальных образований (городов, районов, стран); об известном опыте применения концепций маркетинга в решении территориальных проблем; об основных направлениях кон-цептуальной эволюции маркетинга территорий.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать конкретные ситуации в изменении поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде;
формулировать и обосновывать актуальные направления поиска новых сведений о развитии методов, приемов и процедур маркетинга территорий; генерировать продуктивные идеи по применению новых концептуальных моделей маркетинга и передового маркетингового опыта в управлении территориальными образованиями.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде;
методами анализа и обобщения знаний и информации о проблемах конкретных территориальных образованиях, а также способами и приемами разработки новых инновационных предложений по применению маркетинговых приемов и средств в эффективном и результативном управлении территориальными образованиями.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология маркетинга территорий. Маркетинговые исследования в маркетинге территорий. Производство новых знаний об уникальных характеристиках территориальных образованиях. Маркетинг страны: репутация, имидж, символика.
1.1. Методология маркетинга территорий Лекции 3 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.2. Подготовка докладов Сам. работа 3 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.3. Определение и классификация уникальных характеристик территориальных образований. Определение и классификация заинтересованных в уникальных характеристиках территориальных образованиях сторон. Практические 3 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.4. Маркетинговые исследования в маркетинге территорий Лекции 3 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.5. Разработка проекта маркетинговых исследований Сам. работа 3 6 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.6. Сбор вторичных данных о показателях развития территориальных образований; сбор первичных данных об уникальных характеристиках территорий: наблюдения, опросы, др. Практические 3 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.7. Генерирование новых маркетинговых идей по развитию территориальных образований Сам. работа 3 6 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.8. Производство новых знаний об уникальных характеристиках территориальных образованиях Практические 3 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.9. Маркетинговая стратегия развития территорий: разработка (формирование) и обоснование Лекции 3 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.10. Разработка маркетинговой стратегии развития территории: процедуры и методы Практические 3 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.11. Маркетинговая стратегия продвижения в среду заинтересованных сторон доминирующих уникальных характеристик территорий Сам. работа 3 8 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.12. Выявление направлений развития установленных уникальных характеристик территорийальных образований:Применение методики SWOT-анализа в выборе доминирующих уникальных характеристик территориальных образований Сам. работа 3 9 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.13. Имидж как воплощение репутации территории. Понятие бренда. Деловая репутация как конкурентное преимущество территории. Репутация территории: сущность, структура, закономерности формирования и функционирования. Сам. работа 3 6 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.14. Маркетинг страны: репутация, имидж, символика Практические 3 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.15. Маркетинг региона: репутация, имидж, символика Практические 3 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.16. Стратегия и тактика маркетинга регионов Сам. работа 3 6 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.17. Разработка проекта маркетинговых исследований Сам. работа 3 6 ПК-5 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Реброва, Н.П. Территориальный маркетинг: учеб. пособие Москва : Издательство "Прометей", 2018 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. Н. Жильцова [и др.] Маркетинг территорий: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе).