МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Маркетинг территорий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_04_ГМУ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д-р экон.н., профессор, Беляев В.И.

Рецензент(ы):
старший преподаватель, Пяткова О.Н.

Рабочая программа дисциплины
Маркетинг территорий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральные государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки Государственное и муниципальное управление, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 10.12.2014 г. № 1567

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Бутакова М. М. канд. экон. наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Бутакова М. М. канд. экон. наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются изучение студентами теоретических основ и практических методов выявления (установления) уникальных характеристик отдельных территориальных образований (субъектов федерации, регионов, городов, других поселений, районов, др.), привлечения к ним внимания заинтересованных сторон и инвестиций для последующего их развития.
В соответствии с целями в учебной дисциплине поставлены следующие задачи:
 изучение методологии маркетинга территорий;
 освоение методов выявления уникальных характеристик конкретной территории (территориального образования), их классификации и выбора наиболее приемлемых из них для развития данной территории;
 освоение методов классификации заинтересованных сторон (потребителей уникальных характеристик территории) и выбора из них наиболее соответствующих выявленным (установленным) уникальным характеристикам данных территорий (территориальных образований) с целью привлечения к ним внимания заинтересованных сторон и инвестиций для их развития;
 изучение методов продвижения уникальных характеристик России, субъектов Российской Федерации, ее регионов, городов, других поселений в среду заинтересованных сторон;
 изучение методов и овладение конкретными приемами разработки имиджа территории;
 разработка маркетинговых программ развития уникальных характеристик территорий с целью привлечения к ним внимания заинтересованных сторон и инвестиций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций
ПК-11 владением основными технологиями формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы, базовыми технологиями формирования общественного мнения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы количественного и качественного анализа данных для разработки управленческих решений с целью оценки состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций; методы формирования политики развития территорий на основе маркетинговых данных; о схеме и процедурах разработки решений по формированию и продвижению имиджа государственной и муниципальной службы, базовыми технологиями формирования общественного мнения; о значении маркетинга в обосновании решений по формированию и продвижению имиджа государственной и муниципальной службы
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать инструменты для сбора, а также количественного и качественного анализа данных для разработки управленческих решений с целью оценки состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций; применять маркетинговые данные в формировании политики развития территорий; применять процедуры разработки управленческих решений по формированию и продвижению имиджа государственной и муниципальной службы, базовые технологии формирования общественного мнения; обосновывать управленческие решения с точки зрения маркетинга по формированию и продвижению имиджа государственной и муниципальной службы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения маркетинговых инструментов для сбора, а также количественного и качественного анализа данных для разработки управленческих решений с целью оценки состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций; применения маркетинговых данных в формировании политики развития территорий; навыки разработки управленческих решений по формированию и продвижению имиджа государственной и муниципальной службы, базовые технологии формирования общественного мнения; владеть методами обоснования управленческих решений с точки зрения маркетинга по формированию и продвижению имиджа государственной и муниципальной службы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология маркетинга территорий. Определение и классификация уникальных характеристик территориальных образований. Определение и классификация заинтересованных в уникальных характеристиках территориальных образованиях сторон. Разработка проекта маркетинговых исследований. Выявление направлений развития установленных уникальных характеристик территорийальных образований:Применение методики SWOT-анализа в выборе доминирующих уникальных характеристик территориальных образований. Стратегия и тактика маркетинга регионов.
1.1. Методология маркетинга территорий Лекции 4 1 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.2. Подготовка докладов Сам. работа 4 12 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.3. Определение и классификация уникальных характеристик территориальных образований. Определение и классификация заинтересованных в уникальных характеристиках территориальных образованиях сторон. Практические 4 1 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.4. Маркетинговые исследования в маркетинге территорий Лекции 4 1 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.5. Разработка проекта маркетинговых исследований Сам. работа 4 18 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.6. Сбор вторичных данных о показателях развития территориальных образований; сбор первичных данных об уникальных характеристиках территорий: наблюдения, опросы, др. Практические 4 1 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.7. Генерирование новых маркетинговых идей по развитию территориальных образований Сам. работа 4 12 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.8. Производство новых знаний об уникальных характеристиках территориальных образованиях Практические 4 2 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.9. Маркетинговая стратегия развития территорий: разработка (формирование) и обоснование Лекции 4 2 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.10. Разработка маркетинговой стратегии развития территории: процедуры и методы Практические 4 2 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.11. Маркетинговая стратегия продвижения в среду заинтересованных сторон доминирующих уникальных характеристик территорий Сам. работа 4 10 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.12. Выявление направлений развития установленных уникальных характеристик территорийальных образований:Применение методики SWOT-анализа в выборе доминирующих уникальных характеристик территориальных образований Сам. работа 4 10 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.13. Имидж как воплощение репутации территории. Понятие бренда. Деловая репутация как конкурентное преимущество территории. Репутация территории: сущность, структура, закономерности формирования и функционирования. Сам. работа 4 14 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.14. Маркетинг страны: репутация, имидж, символика Практические 4 1 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.15. Маркетинг региона: репутация, имидж, символика Практические 4 1 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.16. Стратегия и тактика маркетинга регионов Сам. работа 4 8 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.17. Разработка проекта маркетинговых исследований Сам. работа 4 8 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Реброва, Н.П. Территориальный маркетинг: учеб. пособие Москва : Издательство "Прометей", 2018 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. Н. Жильцова [и др.] Маркетинг территорий: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Образовательный математический сайт http://www.exponenta.ru/
Э2 Поисковые системы: Яндекс, Rambler, Google
Э3 Свободная энциклопедия Википедия (http://ru.wikipedia.org)
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе).