МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Маркетинг территорий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки38.04.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильГосударственное и муниципальное управление
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_04_04_ГМУ-123-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д-р экон.н., профессор, Беляев В.И.

Рецензент(ы):
старший преподаватель, Пяткова О.Н.

Рабочая программа дисциплины
Маркетинг территорий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральные государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки Государственное и муниципальное управление, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2014 г. № 1518

составлена на основании учебного плана:
38.04.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Бутакова М. М. канд. экон. наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Бутакова М. М. канд. экон. наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются изучение студентами теоретических основ и практических методов выявления (установления) уни-кальных характеристик отдельных территориальных образований (субъектов федерации, регионов, городов, других поселений, районов, др.), привлечения к ним внимания заинтересованных сторон и инвестиций для последующего их развития.
В соответствии с целями в учебной дисциплине поставлены следующие задачи:
 изучение методологии маркетинга территорий;
 освоение методов выявления уникальных характеристик конкретной территории (территориального образования), их классификации и выбора наиболее приемлемых из них для развития данной территории;
 освоение методов классификации заинтересованных сторон (потребителей уникаль-ных характеристик территории) и выбора из них наиболее соответствующих выяв-ленным (установленным) уникальным характеристикам данных территорий (терри-ториальных образований) с целью привлечения к ним внимания заинтересованных сторон и инвестиций для их развития;
 изучение методов продвижения уникальных характеристик России, субъектов Рос-сийской Федерации, ее регионов, городов, других поселений в среду заинтересован-ных сторон;
 изучение методов и овладение конкретными приемами разработки имиджа террито-рии;
 разработка маркетинговых программ развития уникальных характеристик территорий с целью привлечения к ним внимания заинтересованных сторон и инвестиций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 владением способностью к анализу и планированию в области государственного и муниципального управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологию и методы анализа муниципальных образований с точки зрения маркетинга;
методологию и методы планирования развития муниципальных образований с использованием маркетингового инструментария
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать конкретные ситуации деятельности муниципальных образований на основе маркетинговых исследований; обосновывать плановые решения в области развития муниципальных образований с использованием маркетингового инструментария
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть методами анализа муниципальных образований с точки зрения маркетинга; методами планирования развития муниципальных образований с использованием маркетингового инструментария

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология маркетинга территорий. Разработка проекта маркетинговых исследований. Генерирование новых маркетинговых идей по развитию территориальных образований. Выявление направлений развития установленных уникальных характеристик территорийальных образований:Применение методики SWOT-анализа в выборе доминирующих уникальных характеристик территориальных образований. Стратегия и тактика маркетинга регионов.
1.1. Методология маркетинга территорий Лекции 2 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.2. Подготовка докладов Сам. работа 2 8 ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.3. Разработка проекта маркетинговых исследований Сам. работа 2 12 ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.4. Сбор вторичных данных о показателях развития территориальных образований; сбор первичных данных об уникальных характеристиках территорий: наблюдения, опросы, др. Практические 2 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.5. Генерирование новых маркетинговых идей по развитию территориальных образований Сам. работа 2 16 ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.6. Разработка маркетинговой стратегии развития территории: процедуры и методы Практические 2 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.7. Маркетинговая стратегия продвижения в среду заинтересованных сторон доминирующих уникальных характеристик территорий Сам. работа 2 14 ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.8. Выявление направлений развития установленных уникальных характеристик территорийальных образований:Применение методики SWOT-анализа в выборе доминирующих уникальных характеристик территориальных образований Сам. работа 2 10 ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.9. Имидж как воплощение репутации территории. Понятие бренда. Деловая репутация как конкурентное преимущество территории. Репутация территории: сущность, структура, закономерности формирования и функционирования. Сам. работа 2 20 ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.10. Маркетинг страны: репутация, имидж, символика Практические 2 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.11. Маркетинг региона: репутация, имидж, символика Практические 2 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.12. Стратегия и тактика маркетинга регионов Сам. работа 2 6 ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.13. Разработка проекта маркетинговых исследований Сам. работа 2 8 ПК-4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Реброва, Н.П. Территориальный маркетинг: учеб. пособие Москва : Издательство "Прометей", 2018 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. Н. Жильцова [и др.] Маркетинг территорий: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе).