Закреплена за кафедрой | Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства |
---|---|
Направление подготовки | 43.04.01. Сервис |
Профиль | Современные методы и технологии сервиса в социально-культурной сфере |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 43_04_01_С-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 55 | 55 | 55 | 55 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович
1.1. | - ввести магистрантов в общее проблемное поле истории и методологии науки, показать этапы становления и развития научного знания, смену научных парадигм, типов научной рациональности - дать студентам базовые знания об основных тенденциях в исследовании проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - выработать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, написания и корректного оформления диссертационного исследования |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-1 | способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - общелогические методы (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) научного познания и основные виды умозаключений (дедукция, индукция и аналогия); - основы и принципы критической рефлексии; - основные формы мышления и развития знания; - основные методы и приемы рационального познания и специфику их применения в научном исследовании; - основные проблемы философии и методологии научного познания; - общенаучные методологические подходы. - основные проблемы истории и методологии научного познания; - понятийный аппарат истории и методологии науки; - общенаучные методологические подходы; - этапы становления и развития научного знания; - особенности современного этапа развития научного знания;. - концептуальные основы научно-исследовательской деятельности; - источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса; - основные истоки и источники подходов к исследованию проблем методологии естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - основные идеи представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять общелогические методы научного познания и основные виды умозаключений в научном исследовании; - правильно оперировать указанными формами и категориями в процессе мышления и коммуникации; - выявлять основные приемы рационального познания в научных текстах; - обобщать и систематизировать информацию, выявленную в процессе анализа научных текстов. - формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний; - выбирать необходимые методы исследования, моделировать существующие и разрабатывать новые, исходя из проблематики конкретного исследования; - использовать первоисточники в процессе научного исследования; - применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления; - определить основные подходы к исследованию проблем методологии естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв., - выявить основы и специфику взаимодействия позитивистского и герменевтического подходов, - указать основные варианты синтеза идей представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками критического анализа получаемой информации; - общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной деятельности; - навыками анализа научных и философских концепций; - навыками обобщения и систематизации информации, выявленной в процессе анализа научных текстов, с учётом их специфики. - навыками аналитической оценки естественно-научного и социально-гуманитарного материала; - навыками научной и философской аргументации. - навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам; - основными методами научного познания и видеть специфику естественно-научного и социально-гуманитарного познания; - навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Возникновение науки и основные стадии ее эволюции. | ||||||
1.1. | Преднаука и становление науки в период Античности. Взаимосвязь практик Востока и теоретические модели Запада. Экзотеричность и эзотеричность научного познания. Античные формы науки и образования. | Лекции | 1 | 2 | ОК-1 | Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Преднаука и становление науки в период Античности. Взаимосвязь практик Востока и теоретические модели Запада. Экзотеричность и эзотеричность научного познания. Античные формы науки и образования. | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-1 | Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Научное познание в период средневековья и Возрождения. Роль христианства и церкви в развитии научного познания и системы образования. Апологеты и критики мирского знания. Проблема веры и разума. Проблема универсалий | Лекции | 1 | 2 | ОК-1 | Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
1.4. | Научное познание в период средневековья и Возрождения. Роль христианства и церкви в развитии научного познания и системы образования. Апологеты и критики мирского знания. Проблема веры и разума. Проблема универсалий | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-1 | Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
1.5. | Нелегитимность алхимии, астрологии и магии и их влияние на становление естественных наук. Арабское научное наследие и его влияние на становление естественнонаучного знания Запада. Кризис схоластического метода познания и постановка проблемы поиска нового метода научного познания. | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-1 | Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
1.6. | Классическая наука XVIII-XIX вв. Рост научного знания и дифференциация наук. Формирование технических наук | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-1 | Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Наука: понятие, специфика, рефлексия | ||||||
2.1. | Понятие истории и философии науки. Специфика научного знания. Дисциплинарная структура науки. Наука, антинаука, лженаука. | Практические | 1 | 2 | ОК-1 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.2. | Понятие истории и философии науки. Специфика научного знания. Дисциплинарная структура науки. Наука, антинаука, лженаука. | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-1 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 3. Понятие методологии. Специфика объекта и предмета и субъекта социально-гуманитарного познания. | ||||||
3.1. | Дискуссии по определению понятия «методология». Методология и метод познания. Определение понятия «методология». Значение методологии в познавательном процессе. Специфика социально-гуманитарного познания и его субъект. Понимание объекта, предмета и субъекта познания в классической и неклассической науке. Основные особенности социально-гуманитарного познания (субъект-субъектное отношение, изучение сферы человеческой деятельности, включенность субъекта в объект исследования, методологическая установка на понимание и толкование). | Лекции | 1 | 2 | ОК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
3.2. | Дискуссии по определению понятия «методология». Методология и метод познания. Определение понятия «методология». Значение методологии в познавательном процессе. Специфика социально-гуманитарного познания и его субъект. Понимание объекта, предмета и субъекта познания в классической и неклассической науке. Основные особенности социально-гуманитарного познания (субъект-субъектное отношение, изучение сферы человеческой деятельности, включенность субъекта в объект исследования, методологическая установка на понимание и толкование). | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 4. Проблема развития науки в философии | ||||||
4.1. | Внутренние и внешние факторы развития науки. Проблемы развития науки в философии Т. Куна и К. Поппера. Природа и сущность научных революций. | Практические | 1 | 2 | ОК-1 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
4.2. | Внутренние и внешние факторы развития науки. Проблемы развития науки в философии Т. Куна и К. Поппера. Природа и сущность научных революций. | Сам. работа | 1 | 3 | ОК-1 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 5. Актуальные проблемы философии науки | ||||||
5.1. | Специфика современной науки. Проблема границ науки. Рациональность. Типы рациональности. Редукционизм, его возможности и границы. | Практические | 1 | 2 | ОК-1 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
5.2. | Специфика современной науки. Проблема границ науки. Рациональность. Типы рациональности. Редукционизм, его возможности и границы. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-1 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 6. Проблема методов и методологии в науке и в философии. | ||||||
6.1. | Проблемные ситуации в науке. Научная проблема. Общая характеристика. Постановка и развитие проблем. Понятие метода и методологии в науке. Методология и теория. Классификация методов. Общенаучные методы и приёмы исследования Научная гипотеза как метод познания и форма знания. Взаимодействие наук и проблема заимствования методов. | Практические | 1 | 2 | ОК-1 | Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
6.2. | Проблемные ситуации в науке. Научная проблема. Общая характеристика. Постановка и развитие проблем. Понятие метода и методологии в науке. Методология и теория. Классификация методов. Общенаучные методы и приёмы исследования Научная гипотеза как метод познания и форма знания. Взаимодействие наук и проблема заимствования методов. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-1 | Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 7. Социально-гуманитарные науки: проблема определения сущности | ||||||
7.1. | Естественнонаучное и социогуманитарное знание: общее и особенное. Специфика социогуманитарного знания. Объяснение и понимание в социально-гуманитарных науках. | Практические | 1 | 2 | ОК-1 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
7.2. | Естественнонаучное и социогуманитарное знание: общее и особенное. Специфика социогуманитарного знания. Объяснение и понимание в социально-гуманитарных науках. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-1 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 8. Общие методологические проблемы социально-гуманитарных наук | ||||||
8.1. | Текст и проблема его интерпретации в гуманитарном исследовании. Проблема объективности и субъективности научного знания. Диалогичность гуманитарного познания (от диалога в познании к диалогу культур). Проблема истины и правдоподобия в естествознании и социально-гуманитарных науках. | Практические | 1 | 2 | ОК-1 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
8.2. | Текст и проблема его интерпретации в гуманитарном исследовании. Проблема объективности и субъективности научного знания. Диалогичность гуманитарного познания (от диалога в познании к диалогу культур). Проблема истины и правдоподобия в естествознании и социально-гуманитарных науках. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-1 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 9. Уровни познания и формы знания в социально-гуманитарном исследовании. Эмпирический и теоретический уровень социального познания | ||||||
9.1. | Общенаучные формы и методы познания в социальных исследованиях. Специфические методы социального познания: анкетный опрос, интервьюирование и др. Социальный факт и его особенности. Специфика обобщения фактов в социальном познании и формирование социальных законов. Социальные теории. Метод моделирования в социальных науках. | Практические | 1 | 2 | ОК-1 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
9.2. | Общенаучные формы и методы познания в социальных исследованиях. Специфические методы социального познания: анкетный опрос, интервьюирование и др. Социальный факт и его особенности. Специфика обобщения фактов в социальном познании и формирование социальных законов. Социальные теории. Метод моделирования в социальных науках. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-1 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 10. Субъектный подход к исследованию структуры, функционированию и развитию общества | ||||||
10.1. | Проблема социальных функций кар и наград в работе П.А. Сорокина «Наказание и кара, подвиг и награда». Влияние кар и наград на поведение человека. Социальная роль кар и наград. | Практические | 1 | 2 | ОК-1 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
10.2. | Основные принципы и специфика субъектного подхода к исследованию структуры, функционированию и развитию общества (на примере концепции П.А. Сорокина). Проблема социальных функций кар и наград в работе П.А. Сорокина «Наказание и кара, подвиг и награда». Влияние кар и наград на поведение человека. Социальная роль кар и наград. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-1 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 11. Функциональный подход и социальные изменения в работе Р. Мертона «Социальная теория и социальная структура». | ||||||
11.1. | Функциональный подход к анализу социальной динамики и его методологический смысл. Структурирующие элементы социальных образований и их функционирование. Типология индивидуального приспособления (конформность, инновация, ритуализм, бегство, мятеж). Психологическое и социальное понятие аномии и его природа. | Практические | 1 | 2 | ОК-1 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
11.2. | Функциональный подход к анализу социальной динамики и его методологический смысл. Структурирующие элементы социальных образований и их функционирование. Типология индивидуального приспособления (конформность, инновация, ритуализм, бегство, мятеж). Психологическое и социальное понятие аномии и его природа. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-1 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 12. Позитивистский и герменевтический проекты философии и методологии научного познания. | ||||||
12.1. | Предпосылки позитивистского и герменевтического проектов социально-гуманитарного познания. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в «классическом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и герменевтике (Ф. Шлейермахер). Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в эмпириокритицизме (Э. Мах и Р. Авенариус) и герменевтика (В. Дильтей). Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в неопозитивизме (Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн ) и герменевтике (М. Хайдеггер). Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в постпозитивизме (К. Поппер, Т. Кун) и герменевтике (Х.-Г. Гадамер). | Лекции | 1 | 2 | ОК-1 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
12.2. | Предпосылки позитивистского и герменевтического проектов социально-гуманитарного познания. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в «классическом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и герменевтике (Ф. Шлейермахер). Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в эмпириокритицизме (Э. Мах и Р. Авенариус) и герменевтика (В. Дильтей). Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в неопозитивизме (Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн ) и герменевтике (М. Хайдеггер). Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в постпозитивизме (К. Поппер, Т. Кун) и герменевтике (Х.-Г. Гадамер). /Ср/ | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-1 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
12.3. | Экзамен | Экзамен | 1 | 27 | ОК-1 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гухман В. Б. | Краткая история науки, техники и информатики: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2017 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Мокий, В. С. | Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
Л1.3 | Лебедев С.А. | Методология научного познания: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | М.:Издательство Юрайт, 2019 | https://www.biblio-online.ru/bcode/434162 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кузьменко Г.Н. | Философия и методология науки : учебник для магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2019 | https://www.biblio-online.ru/bcode/426254 |
Л2.2 | Канке, В. А. | История, философия и методология техники и информатики : учебник для магистров | М. : Издательство Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
Л2.3 | Канке, В. А. | История, философия и методология социальных наук : учебник для магистров | М. : Издательство Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Сайт «Философия без границ». Режим доступа: | platonanet.org.ua | ||
Э2 | Журнал «Вопросы философии». | vphil.ru | ||
Э3 | Библиотека по философии. | lib.ru | ||
Э4 | Сайт «Философы древности». | www.philosoma.ru | ||
Э5 | Институт философии РАН: философия в России | www.philosophy.ru | ||
Э6 | LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ | www.library.ru | ||
Э7 | Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» | www.lib.asu.ru | ||
Э8 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э9 | ЭБС «Лань» | www.e.lanbook.com | ||
Э10 | Университетская библиотека ONLINE | www.biblioclub.ru | ||
Э11 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э12 | Научная электронная библиотека | www.elibrary.ru | ||
Э13 | Электронная библиотека но философии | rilosof.historic.ru | ||
Э14 | Интернет-библиотека Института философии РАН | www.philosophy.ru | ||
Э15 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э16 | Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU | elibrary.ru | ||
Э17 | Курс в Moodle "История и методология науки" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/ Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/ Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/ Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/ Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. Основные принципы организации работы студентов в ходе лекционных занятий: 1. Систематизация лекционного материала. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление 4. Корректность. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. 5. Повторение. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. Таким образом, конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ. Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения. Задачи практических занятий: 1. становление и развитие познавательной мотивации студентов; 2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности; 3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины; 4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения. Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как: 5. повторение и закрепление знаний; 6. контроль; 7. педагогическое общение. Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским и научным понятиям каждого практического занятия. Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо дополнить изучением понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: ЭБС Юрайт, университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения. Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к практическому занятию. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Самостоятельная работа студентов проводится с целью: 1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине; 2. углубления и расширения общекультурного уровня студента; 3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу; 4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала; 5. формирования навыков научно-исследовательской работы. Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи: 1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам; 2. выполнять предлагаемые задания; 3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям. Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям. Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. |