МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Многофазные течения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра дифференциальных уравнений
Направление подготовки01.03.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильМатематическое моделирование и информационные технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план01_03_02_ПМиИ-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор физ.мат.наук, зав.кафедрой, Папин Александр Алексеевич

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н., профессор, Родионов Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Многофазные течения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018г. №9)

составлена на основании учебного плана:
01.03.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 10.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Папин Александр Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 10.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Папин Александр Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Подготовка экспертов в области механики (фильтрация жидкостей и газов), а также ее приложений в мультидисциплинарных областях (нанотехнологии, космическая механика, биомеханика, механика материалов).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способность применять математические методы и математическое моделирование, информационные и имитационные модели по тематике выполняемых научно-исследовательских прикладных задач или опытно-конструкторских работ в сфере профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основных понятих механики сплошных сред;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять методы функционального анализа при решении основных краевых задач математической физики;
математического моделирования;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применения методов исследования дифференциальных уравнений с частными производными при математической формулировке физических законов сохранения;
самостоятельно разбираться в математическом аппарате, содержащемся в специальной литературе по
математическому моделированию физических явлений, в частности, движения вязкой теплопроводной
жидкости.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие свойства движения жидкостей в пористых средах
1.1. Пористые среды. Законы течений в пористых средах. Плоская установившаяся фильтрация несжимаемых жидкостей. Нестационарное поршневое вытеснение жидкостей. Вязкостная неустойчивость процесса вытеснения. Фильтрация упругой жидкости в слабосжимаемом грунте. Автомодельная задача Н.Н. Веригина. Отклонение от закона фильтрации Дарси. Фильтрация в трещиновато-пористых средах Лекции 8 4 Л1.1, Л2.1
1.2. Законы течений в пористых средах. Плоская установившаяся фильтрация несжимаемых жидкостей. Нестационарное поршневое вытеснение жидкостей. Вязкостная неустойчивость процесса вытеснения. Фильтрация упругой жидкости в слабосжимаемом грунте. Автомодельная задача Н.Н. Веригина. Отклонение от закона фильтрации Дарси. Фильтрация в трещиновато-пористых коллекторах. Практические 8 4 Л1.1, Л2.1
1.3. Законы течений в пористых средах. Плоская установившаяся фильтрация несжимаемых жидкостей. Нестационарное поршневое вытеснение жидкостей. Вязкостная неустойчивость процесса вытеснения. Фильтрация упругой жидкости в слабосжимаемом грунте. Автомодельная задача Н.Н. Веригина. Отклонение от закона фильтрации Дарси. Фильтрация в трещиновато-пористых коллекторах. Сам. работа 8 18 Л1.1, Л2.1
1.4. Двухфазная фильтрация.Основные определения, функциональные параметры и законы движения. Относительные фазовые проницаемости и капиллярное давление. Капиллярные давления в системе “вода-нефть-газ-порода”. Капиллярно-гравитационные равновесия фаз в пористой среде. Модель фильтрации несмешивающихся жидкостей Баклея – Леверетта. Фильтрация двухфазной жидкости с учетом капиллярных сил, модель Маскета – Леверетта. Автомодельные переменные в задачах двухфазной фильтрации. Частичное тампонирование эксплуатационной скважины водой. Капиллярное запирание несмачивающей фазы. Фильтрация газированной жидкости в пористой среде. Лекции 8 4 Л1.1, Л2.1
1.5. Основные определения, функциональные параметры и законы движения. Относительные фазовые проницаемости и капиллярное давление. Капиллярные давления в системе “вода-нефть-газ-порода”. Капиллярно-гравитационные равновесия фаз в пористой среде. Модель фильтрации несмешивающихся жидкостей Баклея – Леверетта. Фильтрация двухфазной жидкости с учетом капиллярных сил, модель Маскета – Леверетта. Автомодельные переменные в задачах двухфазной фильтрации. Частичное тампонирование эксплуатационной скважины водой. Капиллярное запирание несмачивающей фазы. Фильтрация газированной жидкости в пористой среде. Практические 8 4 Л1.1, Л2.1
1.6. Основные определения, функциональные параметры и законы движения. Относительные фазовые проницаемости и капиллярное давление. Капиллярные давления в системе “вода-нефть-газ-порода”. Капиллярно-гравитационные равновесия фаз в пористой среде. Модель фильтрации несмешивающихся жидкостей Баклея – Леверетта. Фильтрация двухфазной жидкости с учетом капиллярных сил, модель Маскета – Леверетта. Автомодельные переменные в задачах двухфазной фильтрации. Частичное тампонирование эксплуатационной скважины водой. Капиллярное запирание несмачивающей фазы. Фильтрация газированной жидкости в пористой среде. Сам. работа 8 18 Л1.1, Л2.1
1.7. Модель Маскета – Леверетта. Преобразование уравнений, постановка задачи. Определение функциональных пространств, специальные неравенства, признаки компактности, теоремы вложения, срезки и усреднения. Обобщенные решения, регуляризация, принцип максимума, принцип компактности. Постановка вспомогательной задачи (три вида регуляризации). Построение галеркинских приближений вспомогательной задачи. Компактность галеркинских приближений и предельный переход. Априорные оценки, независящие от параметра усреднений. Предельный переход по параметрам регуляризации. Модель Маскета – Леверетта для деформируемой пористой среды. Лекции 8 4 Л1.1, Л2.1
1.8. Преобразование уравнений, постановка задачи. Определение функциональных пространств, специальные неравенства, признаки компактности, теоремы вложения, срезки и усреднения. Обобщенные решения, регуляризация, принцип максимума, принцип компактности. Постановка вспомогательной задачи (три вида регуляризации). Построение галеркинских приближений вспомогательной задачи. Компактность галеркинских приближений и предельный переход. Априорные оценки, независящие от параметра усреднений. Предельный переход по параметрам регуляризации. Модель Маскета – Леверетта для деформируемой пористой среды. Практические 8 4 Л1.1, Л2.1
1.9. Преобразование уравнений, постановка задачи. Определение функциональных пространств, специальные неравенства, признаки компактности, теоремы вложения, срезки и усреднения. Обобщенные решения, регуляризация, принцип максимума, принцип компактности. Постановка вспомогательной задачи (три вида регуляризации). Построение галеркинских приближений вспомогательной задачи. Компактность галеркинских приближений и предельный переход. Априорные оценки, независящие от параметра усреднений. Предельный переход по параметрам регуляризации. Модель Маскета – Леверетта для деформируемой пористой среды. Сам. работа 8 18 Л1.1, Л2.1
1.10. Модель совместного движения воды и воздуха в тающем снеге с учетом фазовых переходов и деформации льда. Обоснование автомодельного решения, определение скоростей фаз и глубины протаивания, обоснование конечной скорости распространения возмущений. Исследование задачи о переносе консервативных примесей в тающем снеге. Постановка задачи о тонком тающем ледовом слое в рамках модели двухфазной пороупругой среды. Постановка задачи о внутренней эрозии грунта при напорном движении грунтовых вод, контактирующих с многолетнемерзлыми породами. Образование подземных полостей и обрушение их свода. Лекции 8 6 Л1.1, Л2.1
1.11. Модель совместного движения воды и воздуха в тающем снеге с учетом фазовых переходов и деформации льда. Обоснование автомодельного решения, определение скоростей фаз и глубины протаивания, обоснование конечной скорости распространения возмущений. Исследование задачи о переносе консервативных примесей в тающем снеге. Постановка задачи о тонком тающем ледовом слое в рамках модели двухфазной пороупругой среды. Постановка задачи о внутренней эрозии грунта при напорном движении грунтовых вод, контактирующих с многолетнемерзлыми породами. Образование подземных полостей и обрушение их свода. Практические 8 6 Л1.1, Л2.1
1.12. Модель совместного движения воды и воздуха в тающем снеге с учетом фазовых переходов и деформации льда. Обоснование автомодельного решения, определение скоростей фаз и глубины протаивания, обоснование конечной скорости распространения возмущений. Исследование задачи о переносе консервативных примесей в тающем снеге. Постановка задачи о тонком тающем ледовом слое в рамках модели двухфазной пороупругой среды. Постановка задачи о внутренней эрозии грунта при напорном движении грунтовых вод, контактирующих с многолетнемерзлыми породами. Образование подземных полостей и обрушение их свода. Сам. работа 8 18 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
указано в ФОС дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
указано в ФОС дисциплины
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
указано в ФОС дисциплины

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Папин А.А. . Краевые задачи двухфазной фильтрации. : монография АлтГУ, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Коробкин А. А., Папин А. А., Хабахпашева Т. И Математические модели снежно-ледового покрова: монография : монография АлтГУ, 2013
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета : www.elibrary.asu.ru
Э2 Образовательный курс Многофазные течения на платформе MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для проведения практических работ: Microsoft Office Excel, Microsoft Office Word, Adobe Reader.
Microsoft Windows
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://univertv.ru/video/matematika/ Открытый образовательный видеопортал UniverTV.ru. Образовательные фильмы на различные темы. Лекции в ведущих рос-сийских и зарубежных вузах. Научная конференция или научно-популярная лекция по интересующему вас вопросу.

2. http://elibrary.ru Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. Крупнейший рос-сийский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образо-вания, содержащий рефераты и полные тексты более 12 млн научных статей и публикаций. На платформе eLIBRARY.RU доступны электронные версии более 1400 рос-сийских научно-технических журналов, в том числе более 500 журналов в открытом доступе.

3. http://eqworld.ipmnet.ru/ru/library.htm EqWorld – мир математических уравнений. Учебно-образовательная физико-математическая библиотека. Электронная библиотека содержит DjVu- и PDF-файлы учебников, учебных пособий, сборников задач и упражнений, конспектов лекций, монографий, справочников и диссертаций по математике, механике и физике. Все материалы присланы авторами и читателями или взяты из Интернета (из www архивов открытого доступа). Основной фонд библиотеки составляют книги, издававшиеся тридцать и более лет назад.

4. Множество полезных материалов опубликованы на сайте Интернет-университета информационных технологий «Интуит» по адресу http://www.intuit.ru.

5. Дополнительные материалы доступны на онлайн-ресурсе издательства «Лань» (http://e.lanbook.com/) и интернет-портале «Университетская библиотека онлайн» (http://www.biblioclub.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к практическому занятию необходимо взять план занятия (у преподавателя).
- Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу, учебники.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте научные специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, на практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.