МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовое обеспечение деятельности психолога

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 126
контроль 4
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 126 126 126 126
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
кандидат психол.наук, доцент кафедры социальной психологии, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Правовое обеспечение деятельности психолога

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.психол.н., профессор И.А. Ральникова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.психол.н., профессор И.А. Ральникова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование базовых представлений о нормативно-правовой и морально-нравственной регуляции профессиональной деятельности психолога; усвоение знаний об основных юридических и этических принципах организации профессиональной деятельности психолога; формирование навыков нормативно-правового анализа различных проблемных ситуаций в профессиональной деятельности психолога-практика; формирование навыков решения этических проблем в профессиональной деятельности психолога.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности
ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе нормативно-одобренного способа деятельности; этапы профессионального развития и их содержательные характеристики; основные правовые и этические нормы организации профессиональной деятельности; различные нормативно-правовые документы регламентирующие трудовую деятельность в организациях; основные правовые и этические нормы организации профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить нормативно-правовой и этический анализ профессиональной деятельности и
соотносить нормативно одобренный и субъективно принятый способ деятельности с точки зрения нормативно-правовой и этической стороны организации профессиональной деятельности;
планировать и проводить исследование профессиональной деятельности; проводить комплексный анализ профессиональной деятельности с нормативно-правовых и этических принципов ее организации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами анализа факторов профессионального развития/выгорания; принципами соотнесения способа деятельности с нормативно-правовым и этическим полем; планированием практико-ориентированного исследования с учетом нормативно-правовых и этических проблем в работе психолога; навыками планирования юридически и этически грамотной профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Правовая культура как условие профессионального становления специалиста-психолога
1.1. Основные уровни анализа профессиональной деятельности психолога: нормативно-правовой, моральный, нравственный Лекции 4 1 ОК-4, ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.2. Нормативная документация в работе практического психолога Практические 4 1 ОК-4, ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.3. Нормативная документация в работе практического психолога Сам. работа 4 14 ОК-4, ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.4. Положения Конституции РФ регламентирующие деятельность практического психолога. Нормативная документация в работе практического психолога Сам. работа 4 14 ОК-4, ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.5. Перечень этических принципов практического психолога Практические 4 2 ОК-4, ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.6. Перечень этических принципов практического психолога Сам. работа 4 12 ОК-4, ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.7. Этические нормы работы практического психолога. Этический кодекс психолога Сам. работа 4 14 ОК-4, ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.8. Нормативные документы регламентирующие деятельность профессионала в организации. Создание нормативной документации регламентирующей деятельность профессионала в организации. Практические 4 2 ОК-4, ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.9. Нормативные документы регламентирующие деятельность профессионала в организации. Создание нормативной документации регламентирующей деятельность профессионала в организации. Сам. работа 4 16 ОК-4, ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 2. Деятельность психолога как объект правового регулирования. Основные этические регуляторы деятельности психолога.
2.1. Правовая культура как условие профессионального становления специалиста-психолога. Международные правовые документы, лежащие в основе профессиональной деятельности психолога. Лекции 4 2 ОК-4, ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.2. Правовое обеспечение деятельности психолога как представителя профессии социометрического типа. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога в Российской Федерации. Профессиональная этика психолога Лекции 4 1 ОК-4, ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.3. Международные правовые документы, лежащие в основе профессиональной деятельности психолога.. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога в Российской Федерации. Сам. работа 4 16 ОК-4, ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.4. Правовое обеспечение деятельности психолога как представителя профессии социометрического типа. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога в Российской Федерации. Профессиональная этика психолога Сам. работа 4 14 ОК-4, ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.5. Модели психологической службы и ее кадровое обеспечение. Лекции 4 2 ОК-4, ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.6. Модели психологических служб в центрах медико-социальной и психолого-педагогической помощи населению Практические 4 1 ОК-4, ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.7. Модели психологических служб в центрах медико-социальной и психолого-педагогической помощи населению Сам. работа 4 12 ОК-4, ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.8. Кадровое обеспечение службы практической психологии. Деятельность психолога в решении проблем социально уязвимых категорий граждан Сам. работа 4 14 ОК-4, ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.9. Кадровое обеспечение службы практической психологии. Деятельность психолога в решении проблем социально уязвимых категорий граждан Практические 4 2 ОК-4, ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.10. Зачет с оценкой 4 4 ОК-4, ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Кейсовые задания, тестовые задания

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик: Словарь-справочник по психодиагностике . М. - СПб.,, 2009
Л1.2 ред.: Горбатов Д.С. Этические стандарты психологов. Практикум по психологическому исследованию: : Учебное пособие. – Самара,, 2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 ред. С.Д. Воробьева, С.Г. Крылова. Сборник нормативно-правовых материалов, регламентирующих деятельность практических психологов РФ. : Сборник Екатеринбург, , 2013.
Л2.2 ред. А. А. Деркача Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности /: Учебно-методическое пособие Под– М.: Изд. дом «Красная площадь», , 2013.
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Шамардина М.В. Правовое обеспечение деятельности психолога [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / АлтГУ ; сост. М. В. Шамардина. - Барнаул : АлтГУ, 2018. - 1 эл. опт. диск (DVD+R). - № гос. регистрации 0321802254.: учебно-методическое пособие Барнаул : АлтГУ, 2018. - 1 эл. опт. диск (DVD+R). - № гос. регистрации 0321802254., 2018 URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/5768
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
Э2 URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/5768
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
При освоении курса «Психология толпы и массовых беспорядков» одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс.
Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию студентов в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать полученную информацию. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, рекомендуемой к каждому занятию, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях студентам раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов педагогической деятельности.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины «Психология толпы и массовых беспорядков» предполагает тщательную проработку учебного материала и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем. В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
По окончании семестра в период сессии проводится итоговая аттестация в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать обучающегося от итоговой аттестации студентов с выставлением зачета за проявленную активность на практических занятий при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов.
В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.

Методические указания по организации самостоятельной работы
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных (лекционных, семинарских и практических) занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется курсантом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Психология толпы и массовых беспорядков»:
− для овладения знаниями: чтение текста (учебников, первоисточников, дополнительной литературы), конспектирование и выписки из текста, работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование Интернет-ресурсов и др.
− для закрепления, систематизации знаний: работа с конспектом лекции, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточников, дополнительной литературы), составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные и дискуссионные вопросы, подготовка докладов к семинарским занятиям, создание мультимедийных презентаций к выступлению на семинарском или практическом занятии и др.
− для формирования умений: анализ теоретической профессиональноориентированной информации, анализ конкретных ситуаций, проектирование элементов профессиональной деятельности и др.
Самостоятельная внеаудиторная работа курсантов включает их подготовку к семинарским и практическим занятиям. К самостоятельной работе студента относится и подготовка к экзамену.