Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.01. Психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z37_03_01_Пс-1-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 126 | 126 | 126 | 126 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.психол.н., профессор И.А. Ральникова
1.1. | формирование базовых представлений о нормативно-правовой и морально-нравственной регуляции профессиональной деятельности психолога; усвоение знаний об основных юридических и этических принципах организации профессиональной деятельности психолога; формирование навыков нормативно-правового анализа различных проблемных ситуаций в профессиональной деятельности психолога-практика; формирование навыков решения этических проблем в профессиональной деятельности психолога. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-4 | способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | особенности формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе нормативно-одобренного способа деятельности; этапы профессионального развития и их содержательные характеристики; основные правовые и этические нормы организации профессиональной деятельности; различные нормативно-правовые документы регламентирующие трудовую деятельность в организациях; основные правовые и этические нормы организации профессиональной деятельности |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | проводить нормативно-правовой и этический анализ профессиональной деятельности и соотносить нормативно одобренный и субъективно принятый способ деятельности с точки зрения нормативно-правовой и этической стороны организации профессиональной деятельности; планировать и проводить исследование профессиональной деятельности; проводить комплексный анализ профессиональной деятельности с нормативно-правовых и этических принципов ее организации. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами анализа факторов профессионального развития/выгорания; принципами соотнесения способа деятельности с нормативно-правовым и этическим полем; планированием практико-ориентированного исследования с учетом нормативно-правовых и этических проблем в работе психолога; навыками планирования юридически и этически грамотной профессиональной деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Правовая культура как условие профессионального становления специалиста-психолога | ||||||
1.1. | Основные уровни анализа профессиональной деятельности психолога: нормативно-правовой, моральный, нравственный | Лекции | 4 | 1 | ОК-4, ОК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
1.2. | Нормативная документация в работе практического психолога | Практические | 4 | 1 | ОК-4, ОК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
1.3. | Нормативная документация в работе практического психолога | Сам. работа | 4 | 14 | ОК-4, ОК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
1.4. | Положения Конституции РФ регламентирующие деятельность практического психолога. Нормативная документация в работе практического психолога | Сам. работа | 4 | 14 | ОК-4, ОК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
1.5. | Перечень этических принципов практического психолога | Практические | 4 | 2 | ОК-4, ОК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
1.6. | Перечень этических принципов практического психолога | Сам. работа | 4 | 12 | ОК-4, ОК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
1.7. | Этические нормы работы практического психолога. Этический кодекс психолога | Сам. работа | 4 | 14 | ОК-4, ОК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
1.8. | Нормативные документы регламентирующие деятельность профессионала в организации. Создание нормативной документации регламентирующей деятельность профессионала в организации. | Практические | 4 | 2 | ОК-4, ОК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
1.9. | Нормативные документы регламентирующие деятельность профессионала в организации. Создание нормативной документации регламентирующей деятельность профессионала в организации. | Сам. работа | 4 | 16 | ОК-4, ОК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
Раздел 2. Деятельность психолога как объект правового регулирования. Основные этические регуляторы деятельности психолога. | ||||||
2.1. | Правовая культура как условие профессионального становления специалиста-психолога. Международные правовые документы, лежащие в основе профессиональной деятельности психолога. | Лекции | 4 | 2 | ОК-4, ОК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
2.2. | Правовое обеспечение деятельности психолога как представителя профессии социометрического типа. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога в Российской Федерации. Профессиональная этика психолога | Лекции | 4 | 1 | ОК-4, ОК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
2.3. | Международные правовые документы, лежащие в основе профессиональной деятельности психолога.. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога в Российской Федерации. | Сам. работа | 4 | 16 | ОК-4, ОК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
2.4. | Правовое обеспечение деятельности психолога как представителя профессии социометрического типа. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога в Российской Федерации. Профессиональная этика психолога | Сам. работа | 4 | 14 | ОК-4, ОК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
2.5. | Модели психологической службы и ее кадровое обеспечение. | Лекции | 4 | 2 | ОК-4, ОК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
2.6. | Модели психологических служб в центрах медико-социальной и психолого-педагогической помощи населению | Практические | 4 | 1 | ОК-4, ОК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
2.7. | Модели психологических служб в центрах медико-социальной и психолого-педагогической помощи населению | Сам. работа | 4 | 12 | ОК-4, ОК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
2.8. | Кадровое обеспечение службы практической психологии. Деятельность психолога в решении проблем социально уязвимых категорий граждан | Сам. работа | 4 | 14 | ОК-4, ОК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
2.9. | Кадровое обеспечение службы практической психологии. Деятельность психолога в решении проблем социально уязвимых категорий граждан | Практические | 4 | 2 | ОК-4, ОК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
2.10. | Зачет с оценкой | 4 | 4 | ОК-4, ОК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См.Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См.Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Кейсовые задания, тестовые задания |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. | Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик: Словарь-справочник по психодиагностике . | М. - СПб.,, 2009 | |
Л1.2 | ред.: Горбатов Д.С. | Этические стандарты психологов. Практикум по психологическому исследованию: : Учебное пособие. – | Самара,, 2005 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | ред. С.Д. Воробьева, С.Г. Крылова. | Сборник нормативно-правовых материалов, регламентирующих деятельность практических психологов РФ. : Сборник | Екатеринбург, , 2013. | |
Л2.2 | ред. А. А. Деркача | Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности /: Учебно-методическое пособие | Под– М.: Изд. дом «Красная площадь», , 2013. | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Шамардина М.В. | Правовое обеспечение деятельности психолога [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / АлтГУ ; сост. М. В. Шамардина. - Барнаул : АлтГУ, 2018. - 1 эл. опт. диск (DVD+R). - № гос. регистрации 0321802254.: учебно-методическое пособие | Барнаул : АлтГУ, 2018. - 1 эл. опт. диск (DVD+R). - № гос. регистрации 0321802254., 2018 | URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/5768 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ | |||
Э2 | URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/5768 | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional; Office 2010 Professional Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций При освоении курса «Психология толпы и массовых беспорядков» одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс. Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию студентов в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать полученную информацию. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, рекомендуемой к каждому занятию, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем. На лекциях студентам раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов педагогической деятельности. Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, контрольные работы, представленные студентами преподавателю. Изучение студентами дисциплины «Психология толпы и массовых беспорядков» предполагает тщательную проработку учебного материала и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем. В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии проводится итоговая аттестация в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать обучающегося от итоговой аттестации студентов с выставлением зачета за проявленную активность на практических занятий при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д. В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов. В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. Методические указания по организации самостоятельной работы В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных (лекционных, семинарских и практических) занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется курсантом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Психология толпы и массовых беспорядков»: − для овладения знаниями: чтение текста (учебников, первоисточников, дополнительной литературы), конспектирование и выписки из текста, работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование Интернет-ресурсов и др. − для закрепления, систематизации знаний: работа с конспектом лекции, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточников, дополнительной литературы), составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные и дискуссионные вопросы, подготовка докладов к семинарским занятиям, создание мультимедийных презентаций к выступлению на семинарском или практическом занятии и др. − для формирования умений: анализ теоретической профессиональноориентированной информации, анализ конкретных ситуаций, проектирование элементов профессиональной деятельности и др. Самостоятельная внеаудиторная работа курсантов включает их подготовку к семинарским и практическим занятиям. К самостоятельной работе студента относится и подготовка к экзамену. |