МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональный кодекс психолога в системе служебной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 41
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 41 41 41 41
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональный кодекс психолога в системе служебной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2018 г. № 12
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А., доктор психол. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2018 г. № 12
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., доктор психол. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование базовых представлений о нормативно-правовой и морально-нравственной регуляции профессиональной деятельности психолога; усвоение знаний об основных юридических и этических принципах организации профессиональной деятельности психолога; формирование навыков нормативно-правового анализа различных проблемных ситуаций в профессиональной деятельности психолога-практика; формирование навыков решения этических проблем в профессиональной деятельности психолога.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета
ПСК-1 подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе нормативно-одобренного способа деятельности; этапы профессионального развития и их содержательные характеристики; основные правовые и этические нормы организации профессиональной деятельности; различные нормативно-правовые документы регламентирующие трудовую деятельность в организациях; основные правовые и этические нормы организации профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить нормативно-правовой и этический анализ профессиональной деятельности и
соотносить нормативно одобренный и субъективно принятый способ деятельности с точки зрения нормативно-правовой и этической стороны организации профессиональной деятельности;
планировать и проводить исследование профессиональной деятельности; проводить комплексный анализ профессиональной деятельности с нормативно-правовых и этических принципов ее организации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами анализа факторов профессионального развития/выгорания; принципами соотнесения способа деятельности с нормативно-правовым и этическим полем; планированием практико-ориентированного исследования с учетом нормативно-правовых и этических проблем в работе психолога; навыками планирования юридически и этически грамотной профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Правовая культура как условие профессионального становления специалиста-психолога
1.1. Основные уровни анализа профессиональной деятельности психолога: нормативно-правовой, моральный, нравственный. Лекции 1 2 ОК-4, ПСК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Нормативная документация в работе практического психолога Лекции 1 2 ОК-4, ПСК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Нормативная документация в работе практического психолога Практические 1 4 ОК-4, ПСК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Положения Конституции РФ регламентирующие деятельность практического психолога. Нормативная документация в работе практического психолога.. Практические 1 2 ОК-4, ПСК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Положения Конституции РФ регламентирующие деятельность практического психолога. Нормативная документация в работе практического психолога.. Сам. работа 1 2 ОК-4, ПСК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Этические нормы работы практического психолога. Этический кодекс психолога Лекции 1 2 ОК-4, ПСК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2
1.7. Этические нормы работы практического психолога. Этический кодекс психолога Практические 1 4 ОК-4, ПСК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2
1.8. Нормативные документы регламентирующие деятельность профессионала в организации. Создание нормативной документации регламентирующей деятельность профессионала в организации Сам. работа 1 2 ОК-4, ПСК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Деятельность психолога как объект правового регулирования. Основные этические регуляторы деятельности психолога.
2.1. Правовая культура как условие профессионального становления специалиста-психолога. Международные правовые документы, лежащие в основе профессиональной деятельности психолога Лекции 1 2 ОК-4, ПСК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Правовое обеспечение деятельности психолога как представителя профессии социометрического типа. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога в Российской Федерации. Профессиональная этика психолога.. Практические 1 4 ОК-4, ПСК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Правовое обеспечение деятельности психолога как представителя профессии социометрического типа. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога в Российской Федерации. Профессиональная этика психолога.. Сам. работа 1 8 ОК-4, ПСК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Международные правовые документы, лежащие в основе профессиональной деятельности психолога.. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога в Российской Федерации. Сам. работа 1 4 ОК-4, ПСК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Применение правовых знаний в практической деятельности психолога
3.1. Основные направления работы психолога в организации. Психологическое консультирование. Психодиагностика. Психологическая профилактика и просвещение. Лекции 1 1 ОК-4, ПСК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Основные направления работы психолога в организации. Психологическое консультирование. Практические 1 2 ОК-4, ПСК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Основные направления работы психолога в организации. Психологическое консультирование. Сам. работа 1 6 ОК-4, ПСК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Основные направления работы психололога в организации. Профилактика и просвещение Практические 1 4 ОК-4, ПСК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.5. Основные направления работы психололога в организации. Профилактика и просвещение Сам. работа 1 7 ОК-4, ПСК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.6. Основные направления работы психололога в организации. Психодиагностика Практические 1 4 ОК-4, ПСК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.7. Кадровое обеспечение службы практической психологии. Деятельность психолога в решении проблем социально уязвимых категорий граждан Лекции 1 1 ОК-4, ПСК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.8. Кадровое обеспечение службы практической психологии. Деятельность психолога в решении проблем социально уязвимых категорий граждан Практические 1 2 ОК-4, ПСК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.9. Кадровое обеспечение службы практической психологии. Деятельность психолога в решении проблем социально уязвимых категорий граждан Сам. работа 1 6 ОК-4, ПСК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.10. Тарифно-квалификационные требования к должности психолога. Требования к квалификации практических психологов при присвоении им квалификационной категории Практические 1 2 ОК-4, ПСК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.11. Основные направления работы психололога в организации. Групповые формы работы. Практические 1 2 ОК-4, ПСК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.12. Основные направления работы психололога в организации. Групповые формы работы Сам. работа 1 6 ОК-4, ПСК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.13. Экзамен 1 27 Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 ред.: Горбатов Д.С Этические стандарты психологов. Практикум по психологическому исследованию:: Учебное пособие Самара, , 2000.
Л1.2 Шейнис Михаил Юрьевич Рабочая книга психолога организации: БАХРАХ-М, 2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шеламова Г. М. Психология и этика профессиональной деятельности: учеб. пособие для нач. проф. образования М.: Академия, 2009
Л2.2 Шамардина М.В. Правовое обеспечение деятельности психолога [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / АлтГУ ; сост. М. В. Шамардина. - Барнаул : АлтГУ, 2018. - 1 эл. опт. диск (DVD+R). - № гос. регистрации 0321802254.: учебно-методическое пособие Барнаул : АлтГУ, 2018. - 1 эл. опт. диск (DVD+R). - № гос. регистрации 0321802254., 2018 URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/5768
Л2.3 Болотова А.К. Психология организации времени: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2006
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Казанцева Т.А Правовые основы деятельности политического психолога. : Программа и методические рекомендации для студентов социально-психологического факультета. М.: МОСУ,, 2014
Л3.2 В. А. Цвык Профессиональная этика: основы общей теории. Изд. 2-е.: учеб. пособие РУДH, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://рпо.рф/doc/ethics.pdf
Э2 https://studizba.com/lectures/61-psihologiya/962-organizacionnaya-psihologiya/17703-specifika-raboty-psihologa-v-organizacii.html
Э3 https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=000088
6.3. Перечень программного обеспечения

Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение