МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологические технологии обеспечения кадровой безопасности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-1- 2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 49
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат психологических наук , доцент кафедры социальной психологии, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Психологические технологии обеспечения кадровой безопасности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1043)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2018 г. № 12
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор психол.наук, профессор Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2018 г. № 12
Заведующий кафедрой доктор психол.наук, профессор Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Психологические технологии кадровой безопасности» является : ознакомление с основными закономерностями поведения человека в организации и формирование знаний и навыков для обеспечения в организации психологической безопасности в работе с персоналом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-9 способностью выявлять потребности в основных видах психологических услуг и организовывать работу психологической службы в определенной сфере профессиональной деятельности
ПК-10 способностью к решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности
СПК - 2 Способность осуществлять психологическую помощь работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) средствами психологического консультирования и психологического тренинга.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Теории организации, основные понятия организационной психологии; основные методологические подходы решения проблем в организации, обеспечивающие повышение эффективности организационной и управленческой деятельности технологии работы по обеспечению кадровой безопасности в организации; особенности работы с корпоративной культурой в организации – персонал имидж.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и систематизировать научные исследования в области организационной психологии с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений; раскрывать, социально-психологическое содержание проблемы, связанной с персонал имиджем в компании; ориентироваться в применении диагностического инструментария для решения организационных проблем, связанных с «человеческим фактором»; анализировать и прогнозировать организационное поведение человека и группы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками психологического сопровождения кадров организации (социализация персонала в организации); инструментарием психологической диагностики для определения эффективности функционирования человека в организации; способностью к нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях связанных с психологическими технологиями кадровой безопасности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Кадровая безопасность как одно из основных направлений экономической безопасности предприятия.
1.1. Рискообразующие факторы безопасности предприятия. Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-9, ПК-10 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3
1.2. Рискообразующие факторы безопасности предприятия. Практические 2 1 ПК-9, ПК-10, СПК - 2 Л2.1, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3
1.3. Ключевые элементы передовой кадровой стратегии для обеспечения кадровой безопасности Сам. работа 2 2 ПК-9, ПК-10, СПК - 2 Л2.1, Л1.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3
1.4. Рискообразующие факторы безопасности предприятия Сам. работа 2 2 ОПК-2, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3
1.5. Ключевые элементы передовой кадровой стратегии для обеспечения кадровой безопасности Сам. работа 2 3 ОПК-2, ПК-9, ПК-10, СПК - 2 Л2.1, Л1.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3
1.6. Обеспечение безопасности работы с кадрами в кризисных условиях. Лекции 2 2 ПК-9, ПК-10, СПК - 2 Л2.1, Л1.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3
1.7. Обеспечение безопасности работы с кадрами в кризисных условиях. Практические 2 2 ОПК-2, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3
1.8. Ключевые элементы передовой кадровой стратегии для обеспечения кадровой безопасности. Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-9, ПК-10, СПК - 2 Л2.1, Л1.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3
1.9. Особенности противодействия основным угрозам противоправных и недобросовестных действий персонала Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3
1.10. Особенности противодействия основным угрозам противоправных и недобросовестных действий персонала Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-9, ПК-10, СПК - 2 Л2.1, Л1.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3
1.11. Интегральный подход к оценке удовлетворенности трудом и прогнозирование негативных последствий снижения удовлетворенности трудом персонала на уровнях организационного поведения и социальной макро-среды Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-9, ПК-10, СПК - 2 Л2.1, Л1.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3
1.12. Классификация основных видов практико-ориентированной деятельности психолога в организациях в рамках кадровой беопасности Практические 2 1 ОПК-2, ПК-9, ПК-10, СПК - 2 Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3
1.13. Классификация основных видов практико-ориентированной деятельности психолога в организациях в рамках кадровой беопасности Сам. работа 2 6 ОПК-2, ПК-9, ПК-10, СПК - 2 Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3
1.14. Краткая характеристика профессиональных задач психолога в сферах психологических технологий кадровой безопасности, оценки персонала, поддержки работоспособности и охраны психического здоровья персонала.. Сам. работа 2 6 ОПК-2, ПК-9, ПК-10, СПК - 2 Л2.1, Л1.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3
1.15. Основные функциональные позиции психолога в организациях: исследователь, эксперт, консультант, наставник, руководитель. Модель «ролевого кольца» и место психолога во внедрении оптимизационных мероприятий в организации. Этические нормы и профессиональные требования к работе психолога с персоналом организации Практические 2 4 ОПК-2, ПК-9, ПК-10, СПК - 2 Л2.1, Л1.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3
1.16. Основные функциональные позиции психолога в организациях: исследователь, эксперт, консультант, наставник, руководитель. Модель «ролевого кольца» и место психолога во внедрении оптимизационных мероприятий в организации. Этические нормы и профессиональные требования к работе психолога с персоналом организации Сам. работа 2 6 ОПК-2, ПК-9, ПК-10, СПК - 2 Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3
1.17. Краткая характеристика профессиональных задач психолога в сферах психологических технологий кадровой безопасности, оценки персонала, поддержки работоспособности и охраны психического здоровья персонала.. Сам. работа 2 6 ОПК-2, ПК-9, ПК-10, СПК - 2 Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3
1.18. Теории организации, основные понятия организационной психологии; основные методологические подходы решения проблем в организации, обеспечивающие повышение эффективности организационной и управленческой деятельности технологии работы по обеспечению кадровой безопасности в организации; особенности работы с корпоративной культурой в организации – персонал имидж. Сам. работа 2 6 ОПК-2, ПК-9, ПК-10, СПК - 2 Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3
1.19. Экзамен 2 9 ОПК-2, ПК-9, ПК-10, СПК - 2 Л2.1, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Я. Кибанов, И. А. Баткаева, И. Е. Ворожейкин Управление персоналом организации.-: Учебное пособие ГУУ, ИНФРА-М // ЭБС «Лань», , 2007
Л1.2 Ануфриева, Ирина Юрьевна Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом: практикум АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ - https:://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.3 ред. А. А. Деркача Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности /: Учебно-методическое пособие Под– М.: Изд. дом «Красная площадь», , 2013.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. А. Толочек Современная психология труда: учеб. пособие для вузов СПб.: Питер, 2010
Л2.2 Орлова С.Н. Введение в организационную психологию : : учеб. Пособие для студентов вуза. СибГТУ. – Красноярск : [СибГТУ], , 2006.
Л2.3 Красовский Ю. Д. Организационное поведение: Учебник М.:Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116632
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Шуванов В.И. Социальная психология управления: Учебник М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Л3.2 Шуванов, Вячеслав Иванович Социальная психология управления : учеб. для вузов.: Дополнительная литература М. : ЮНИТИ-[ДАНА],, 2009
Л3.3 М.В. Шамардина Организационная психология. - Тексты лекций: Учебное пособие АлтГУ, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.hr-journal.ru/ Электронный журнал про управление персоналом.
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
Э3 ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения

Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс.
Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию студентов в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать полученную информацию. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, рекомендуемой к каждому занятию, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях студентам раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов педагогической деятельности.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем. В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
По окончании семестра в период сессии проводится итоговая аттестация в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать обучающегося от итоговой аттестации студентов с выставлением зачета за проявленную активность на практические занятия при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов.
В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.

Методические указания по организации самостоятельной работы
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных (лекционных, семинарских и практических) занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется курсантом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине
− для овладения знаниями: чтение текста (учебников, первоисточников, дополнительной литературы), конспектирование и выписки из текста, работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование Интернет-ресурсов и др.
− для закрепления, систематизации знаний: работа с конспектом лекции, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточников, дополнительной литературы), составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные и дискуссионные вопросы, подготовка докладов к семинарским занятиям, создание мультимедийных презентаций к выступлению на семинарском или практическом занятии и др.
− для формирования умений: анализ теоретической профессионально-ориентированной информации, анализ конкретных ситуаций, проектирование элементов профессиональной деятельности и др.
Самостоятельная внеаудиторная работа курсантов включает их подготовку к семинарским и практическим занятиям. К самостоятельной работе студента относится и подготовка к зачету/экзамену.