Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.04.01. Психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z37_04_01_ПС-1- 2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 23.05.2018 г. № 12
Заведующий кафедрой доктор психол.наук, профессор Ральникова И.А.
1.1. | Целями освоения дисциплины «Психологические технологии кадровой безопасности» является : ознакомление с основными закономерностями поведения человека в организации и формирование знаний и навыков для обеспечения в организации психологической безопасности в работе с персоналом. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-2 | готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ПК-9 | способностью выявлять потребности в основных видах психологических услуг и организовывать работу психологической службы в определенной сфере профессиональной деятельности |
ПК-10 | способностью к решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности |
СПК - 2 | Способность осуществлять психологическую помощь работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) средствами психологического консультирования и психологического тренинга. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Теории организации, основные понятия организационной психологии; основные методологические подходы решения проблем в организации, обеспечивающие повышение эффективности организационной и управленческой деятельности технологии работы по обеспечению кадровой безопасности в организации; особенности работы с корпоративной культурой в организации – персонал имидж. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать и систематизировать научные исследования в области организационной психологии с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений; раскрывать, социально-психологическое содержание проблемы, связанной с персонал имиджем в компании; ориентироваться в применении диагностического инструментария для решения организационных проблем, связанных с «человеческим фактором»; анализировать и прогнозировать организационное поведение человека и группы |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками психологического сопровождения кадров организации (социализация персонала в организации); инструментарием психологической диагностики для определения эффективности функционирования человека в организации; способностью к нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях связанных с психологическими технологиями кадровой безопасности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Кадровая безопасность как одно из основных направлений экономической безопасности предприятия. | ||||||
1.1. | Рискообразующие факторы безопасности предприятия. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-2, ПК-9, ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3 |
1.2. | Рискообразующие факторы безопасности предприятия. | Практические | 2 | 1 | ПК-9, ПК-10, СПК - 2 | Л2.1, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3 |
1.3. | Ключевые элементы передовой кадровой стратегии для обеспечения кадровой безопасности | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-9, ПК-10, СПК - 2 | Л2.1, Л1.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3 |
1.4. | Рискообразующие факторы безопасности предприятия | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-2, ПК-9, ПК-10 | Л2.1, Л1.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3 |
1.5. | Ключевые элементы передовой кадровой стратегии для обеспечения кадровой безопасности | Сам. работа | 2 | 3 | ОПК-2, ПК-9, ПК-10, СПК - 2 | Л2.1, Л1.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3 |
1.6. | Обеспечение безопасности работы с кадрами в кризисных условиях. | Лекции | 2 | 2 | ПК-9, ПК-10, СПК - 2 | Л2.1, Л1.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3 |
1.7. | Обеспечение безопасности работы с кадрами в кризисных условиях. | Практические | 2 | 2 | ОПК-2, ПК-9, ПК-10 | Л2.1, Л1.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3 |
1.8. | Ключевые элементы передовой кадровой стратегии для обеспечения кадровой безопасности. | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-9, ПК-10, СПК - 2 | Л2.1, Л1.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3 |
1.9. | Особенности противодействия основным угрозам противоправных и недобросовестных действий персонала | Лекции | 2 | 2 | ОПК-2, ПК-9, ПК-10 | Л2.1, Л1.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3 |
1.10. | Особенности противодействия основным угрозам противоправных и недобросовестных действий персонала | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-9, ПК-10, СПК - 2 | Л2.1, Л1.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3 |
1.11. | Интегральный подход к оценке удовлетворенности трудом и прогнозирование негативных последствий снижения удовлетворенности трудом персонала на уровнях организационного поведения и социальной макро-среды | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-9, ПК-10, СПК - 2 | Л2.1, Л1.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3 |
1.12. | Классификация основных видов практико-ориентированной деятельности психолога в организациях в рамках кадровой беопасности | Практические | 2 | 1 | ОПК-2, ПК-9, ПК-10, СПК - 2 | Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3 |
1.13. | Классификация основных видов практико-ориентированной деятельности психолога в организациях в рамках кадровой беопасности | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-2, ПК-9, ПК-10, СПК - 2 | Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3 |
1.14. | Краткая характеристика профессиональных задач психолога в сферах психологических технологий кадровой безопасности, оценки персонала, поддержки работоспособности и охраны психического здоровья персонала.. | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-2, ПК-9, ПК-10, СПК - 2 | Л2.1, Л1.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3 |
1.15. | Основные функциональные позиции психолога в организациях: исследователь, эксперт, консультант, наставник, руководитель. Модель «ролевого кольца» и место психолога во внедрении оптимизационных мероприятий в организации. Этические нормы и профессиональные требования к работе психолога с персоналом организации | Практические | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-9, ПК-10, СПК - 2 | Л2.1, Л1.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3 |
1.16. | Основные функциональные позиции психолога в организациях: исследователь, эксперт, консультант, наставник, руководитель. Модель «ролевого кольца» и место психолога во внедрении оптимизационных мероприятий в организации. Этические нормы и профессиональные требования к работе психолога с персоналом организации | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-2, ПК-9, ПК-10, СПК - 2 | Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3 |
1.17. | Краткая характеристика профессиональных задач психолога в сферах психологических технологий кадровой безопасности, оценки персонала, поддержки работоспособности и охраны психического здоровья персонала.. | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-2, ПК-9, ПК-10, СПК - 2 | Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3 |
1.18. | Теории организации, основные понятия организационной психологии; основные методологические подходы решения проблем в организации, обеспечивающие повышение эффективности организационной и управленческой деятельности технологии работы по обеспечению кадровой безопасности в организации; особенности работы с корпоративной культурой в организации – персонал имидж. | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-2, ПК-9, ПК-10, СПК - 2 | Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3 |
1.19. | Экзамен | 2 | 9 | ОПК-2, ПК-9, ПК-10, СПК - 2 | Л2.1, Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См.Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См.Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. Я. Кибанов, И. А. Баткаева, И. Е. Ворожейкин | Управление персоналом организации.-: Учебное пособие | ГУУ, ИНФРА-М // ЭБС «Лань», , 2007 | |
Л1.2 | Ануфриева, Ирина Юрьевна | Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом: практикум | АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ - https:://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л1.3 | ред. А. А. Деркача | Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности /: Учебно-методическое пособие | Под– М.: Изд. дом «Красная площадь», , 2013. | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В. А. Толочек | Современная психология труда: учеб. пособие для вузов | СПб.: Питер, 2010 | |
Л2.2 | Орлова С.Н. | Введение в организационную психологию : : учеб. Пособие для студентов вуза. | СибГТУ. – Красноярск : [СибГТУ], , 2006. | |
Л2.3 | Красовский Ю. Д. | Организационное поведение: Учебник | М.:Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online" | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116632 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Шуванов В.И. | Социальная психология управления: Учебник | М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online" | biblioclub.ru |
Л3.2 | Шуванов, Вячеслав Иванович | Социальная психология управления : учеб. для вузов.: Дополнительная литература | М. : ЮНИТИ-[ДАНА],, 2009 | |
Л3.3 | М.В. Шамардина | Организационная психология. - Тексты лекций: Учебное пособие | АлтГУ, 2014 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.hr-journal.ru/ Электронный журнал про управление персоналом. | |||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ | |||
Э3 | ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional; Office 2010 Professional Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс. Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию студентов в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать полученную информацию. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, рекомендуемой к каждому занятию, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем. На лекциях студентам раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов педагогической деятельности. Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, контрольные работы, представленные студентами преподавателю. Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем. В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии проводится итоговая аттестация в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать обучающегося от итоговой аттестации студентов с выставлением зачета за проявленную активность на практические занятия при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д. В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов. В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. Методические указания по организации самостоятельной работы В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных (лекционных, семинарских и практических) занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется курсантом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине − для овладения знаниями: чтение текста (учебников, первоисточников, дополнительной литературы), конспектирование и выписки из текста, работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование Интернет-ресурсов и др. − для закрепления, систематизации знаний: работа с конспектом лекции, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточников, дополнительной литературы), составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные и дискуссионные вопросы, подготовка докладов к семинарским занятиям, создание мультимедийных презентаций к выступлению на семинарском или практическом занятии и др. − для формирования умений: анализ теоретической профессионально-ориентированной информации, анализ конкретных ситуаций, проектирование элементов профессиональной деятельности и др. Самостоятельная внеаудиторная работа курсантов включает их подготовку к семинарским и практическим занятиям. К самостоятельной работе студента относится и подготовка к зачету/экзамену. |