Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. специальность Психология служебной деятельности |
Специализация | Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_ПСД-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 58 | 58 | 58 | 58 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 23.05.2018 г. № 12
Заведующий кафедрой д.псих.н., проф. Ральникова И.А.
1.1. | Целью даного курса является формирование у студентов общих представлений о кадровом менеджменте и роли психолога в структуре управления кадрами. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-8 | способностью принимать оптимальные организационно-управленческие решения |
ПК-17 | способностью осуществлять консультирование в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования карьеры, профессионального и личностного роста |
ПСК-1 | подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - границы собственной компетентности при работе в структуре управления кадрами; - основные принципы работы с сотрудниками предприятия и кадровым резервом; - основы работы с кадровой документацией, необходимой для психолога, работающего в сфере управления кадрами. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - выполнять основные обязанности психолога отдела кадров; - осуществлять консультирование в области интерперсональных отношений, профессионального и личностного роста; - организовывать служебную деятельность исполнителей и осуществлять ее психологическое сопровождение. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками работы с резюме, должностными инструкциями, картами профессий; - навыками групповой работы с учетом привлечения реальной группы; - навыками составления планов работы на подотчетный период и отчетов по ним. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Кадровый менеджмент и место психолога в системе отдела кадров. | ||||||
1.1. | Основы кадрового менеджмента. Основы работы с кадровой документацией. Роль психолога в структуре отдела кадров. Самозанятость психолога на предприятии. Виды и формы отчетности по деятельности корпоративного психолога. | Лекции | 7 | 4 | ОК-8, ПК-17, ПСК-1 | Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л3.1 |
1.2. | Основные понятия кадрового менеджмента и современные подходы к управлению персоналом.Коллектив организации и методы управления персоналом. | Лекции | 7 | 4 | ОК-8, ПК-17, ПСК-1 | Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л3.1 |
1.3. | Кадровое планирование и кадровая политика организации.Руководитель в системе управления персоналом. Организация работы службы персонала. Практические аспекты кадрового менеджмента./ | Практические | 7 | 2 | ОК-8, ПК-17, ПСК-1 | Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л3.1 |
1.4. | Руководитель в системе управления персоналом. Организация работы службы персонала. Практические аспекты кадрового менеджмента. | Сам. работа | 7 | 11 | ОК-8, ПК-17 | Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л3.1 |
1.5. | Принципы составления резюме. Основы работы с резюме соискателей. Формулировка отказа по резюме, приглашения для соискателя на собеседование. | Практические | 7 | 4 | ПК-17, ПСК-1 | Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л3.1 |
1.6. | Правила составления должностных интсрукций. Работа с картами профессии при проведении профотбора и формировании кадрового резерва. Методики, используемые при профотборе и формировании кадрового резерва. | Практические | 7 | 4 | ПК-17, ПСК-1 | Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л3.1 |
1.7. | Самостоятельное составление карты профессии, резюме и должностной инструкции. Подбор методик, возможных для использования при профотборе. | Сам. работа | 7 | 14 | ПК-17, ПСК-1 | Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 2. Раздел 2. Субъективно значимые характеристики труда и «образ трудовой ситуации» . | ||||||
2.1. | Социальные ценности и проблема значимости труда в жизни современного человека. Концептуальная модель анализа субъективно значимых характеристик труда Дж. Хаккмана и Г. Олдхема.. | Лекции | 7 | 4 | ПК-17, ПСК-1 | Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л3.1 |
2.2. | Компонентный состав основных составляющих «образа трудовой ситуации»: разнообразие, сложность и значимость задач; автономия исполнения; наличие обратной связи о достигнутых результатах | Практические | 7 | 4 | ОК-8, ПК-17, ПСК-1 | Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л3.1 |
2.3. | Использование методики «Диагностика основных субъективных характеристик труда (тест JDS) для оценки индивидуальной привлекательности работы и риск-факторов для нарушений эффективности труда работника | Лекции | 7 | 2 | ПК-17, ПСК-1 | Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л3.1 |
2.4. | Группа риска в среде работающих профессионалов. Роль психолога в соблюдении режима труда и отдыха на предприятии. | Практические | 7 | 4 | ОК-8, ПК-17, ПСК-1 | Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л3.1 |
2.5. | Психологическое сопровождение профессионала. Основные принципы разработки системы мероприятий, направленных на повышение эффективности и сохранение работоспособности сотрудников. | Лекции | 7 | 2 | ПК-17, ПСК-1 | Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л3.1 |
2.6. | Интегральный подход к оценке удовлетворенности трудом и прогнозирование негативных последствий снижения удовлетворенности трудом персонала на уровнях организационного поведения и социальной макро-среды | Практические | 7 | 4 | ОК-8, ПК-17, ПСК-1 | Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л3.1 |
2.7. | Особенности групповой работы с коллективом профессионалов. Командообразование как основной запрос, предъявляемый корпоративному психологу. | Лекции | 7 | 2 | ПК-17, ПСК-1 | Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л3.1 |
2.8. | Обучающие семинары и тренинги в корпоративной среде. Особенности консультативной деятельности корпоративного психолога. | Практические | 7 | 2 | ОК-8, ПК-17, ПСК-1 | Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л3.1 |
2.9. | Самостоятельная разработка плана консультативной работы с профессионалом, плана работы за отчетный период (месяц), плана группового мероприятия (на базе предприятия или выездного). | Сам. работа | 7 | 14 | ОК-8, ПК-17, ПСК-1 | Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л3.1 |
2.10. | Лекции | 7 | 0 | ОК-8, ПК-17, ПСК-1 | Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л3.1 | |
Раздел 3. Раздел 3. Основные направления практической работы и профессиональная позиция психолога в организации. | ||||||
3.1. | Система стратегического управления персоналом организации. Стратегия управления персоналом организации. Реализация стратегии управления персоналом. | Лекции | 7 | 2 | ОК-8, ПК-17, ПСК-1 | Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л3.1 |
3.2. | Система стратегического управления персоналом организации. Стратегия управления персоналом организации. Реализация стратегии управления персоналом. | Практические | 7 | 2 | ОК-8, ПК-17, ПСК-1 | Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л3.1 |
3.3. | Краткая характеристика профессиональных задач психолога в сферах организационной диагностики, организационного консультирования, оценки персонала, обучения и переподготовки кадров, поддержки работоспособности и охраны психического здоровья персонала. | Практические | 7 | 2 | ОК-8, ПК-17, ПСК-1 | Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л3.1 |
3.4. | Основные функциональные позиции психолога в организациях: исследователь, эксперт, консультант, наставник, руководитель. Модель «ролевого кольца» и место психолога во внедрении оптимизационных мероприятий в организации. Этические нормы и профессиональные требования к работе психолога с персоналом организации | Сам. работа | 7 | 14 | ОК-8, ПК-17, ПСК-1 | Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л3.1 |
3.5. | Психодиагностическое обеспечение работы психологической службы в организации. Подбор психодиагностических методик, с учетом различных направлений консультативной деятельности в организации. | Практические | 7 | 2 | ОК-8, ПК-17, ПСК-1 | Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л3.1 |
3.6. | Психодиагностическое обеспечение работы психологической службы в организации. Подбор психодиагностических методик, с учетом различных направлений консультативной деятельности в организации./ | Сам. работа | 7 | 5 | ОК-8, ПК-17, ПСК-1 | Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См.Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См.Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | М.В. Шамардина | Организационная психология. - Тексты лекций: Учебное пособие | АлтГУ, 2014 | |
Л1.2 | М. В. Шамардина | Организационная психология: тексты лекций : учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л1.3 | Андропова Н. Л., Макарова Н. В., Андропова И. Ю. | Кадровый менеджмент: учеб. пособие для сред. проф. образования | М.: Академия, 2008 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | [М. В. Ловчева, Е. Н. Галкина, Е. В. Гурова] | Делопроизводство в кадровой службе: учеб.-практ. пособие | М.: Проспект, 2012 | |
Л2.2 | [А. Я. Кибанов, Л. В. Ивановская] | Кадровая политика и стратегия управления персоналом: учеб.-практ. пособие | М.: Проспект, 2012 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | М. В. Шамардина | Кадровый менеджмент [Электронный ресурс]: практикум для студентов, психол. специальностей вузов | АлтГУ, 2018 | elibrary.asu.ru |
Л3.2 | Ануфриева, Ирина Юрьевна | Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом: практикум | АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ - https:://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.hr-journal.ru/ Электронный журнал про управление персоналом. | |||
Э2 | ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ | |||
Э3 | ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional; Office 2010 Professional Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций При освоении курса «Психология кадрового менеджмента» одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс. Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию студентов в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать полученную информацию. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, рекомендуемой в данном УМК к каждому занятию, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем. На лекциях студентам раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов педагогической деятельности. Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, контрольные работы, представленные студентами преподавателю. Изучение студентами дисциплины «Психология кадрового менеджмента» предполагает тщательную проработку учебного материала и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем. В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии проводится итоговая аттестация в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать обучающегося от итоговой аттестации студентов с выставлением зачета за проявленную активность на практических занятий при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д. В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов. В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. Методические указания по организации самостоятельной работы В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных (лекционных, семинарских и практических) занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется курсантом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Психология кадрового менеджмента»: − для овладения знаниями: чтение текста (учебников, первоисточников, дополнительной литературы), конспектирование и выписки из текста, работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование Интернет-ресурсов и др. − для закрепления, систематизации знаний: работа с конспектом лекции, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточников, дополнительной литературы), составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные и дискуссионные вопросы, подготовка докладов к семинарским занятиям, создание мультимедийных презентаций к выступлению на семинарском или практическом занятии и др. − для формирования умений: анализ теоретической профессиональноориентированной информации, анализ конкретных ситуаций, проектирование элементов профессиональной деятельности и др. Самостоятельная внеаудиторная работа курсантов включает их подготовку к семинарским и практическим занятиям. К самостоятельной работе студента относится и подготовка к экзамену. |