МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Безопасность жизнедеятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_03_01-ТБ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат хим. наук, доцент, Щербакова Людмила Владимировна

Рецензент(ы):
кандидат хим. наук, доцент, Харнутова Елена Павловна

Рабочая программа дисциплины
Безопасность жизнедеятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016г. №246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев С.В., доктор хим. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Темерев С.В., доктор хим. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- способствовать развитию профессиональной компетенции студентов посредством формирования мышления безопасного типа и здоровьесберегающего поведения;
- подготовки студентов к упреждающим комплексным действиям по защите жизни и здоровья от опасностей природного, техногенного и социального характера.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-15 готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
ОПК-1 способностью учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности
ОПК-3 способностью ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;теоретические основы безопасности жизнедеятельности при ЧС; возможные последствия аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов и приемы первой помощи; методы защиты населения при ЧС.
3.2.Уметь:
3.2.1.идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;принимать решения по целесообразным действиям в ЧС; распознавать жизненные нарушения при неотложных состояниях и травмах; обеспечивать безопасность жизнедеятельности при осуществлении профессиональной деятельности и защите окружающей среды; оказывать первую помощь пострадавшим.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; основными методами защиты производственного персонала и населения при возникновении ЧС; приемами оказания первой помощи пострадавшим в ЧС и экстремальных ситуациях; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях;приемами и способами использования индивидуальных средств защиты в ЧС; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Человек и среда обитания
1.1. Предмет и задачи БЖД. Нормативно-правовая база БЖД Лекции 2 2 ОК-15, ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Опасности и чрезвычайные ситуации. Анализ риска и управление рисками Лекции 2 2 ОК-15, ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.3. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека Практические 2 2 ОК-15, ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.4. Самостоятельная работа на аудиторных занятиях:выполнение тестовых и практических заданий, решение ситуационных задач и т.д.по теме "Человек и среда обитания" Сам. работа 2 4 ОК-15, ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.5. Выполнение индивидуальных заданий по теме "Расчет рисков и управление риском" Сам. работа 2 4 ОК-15, ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.6. Внеаудиторная самостоятельную работа:закрепление знаний и отработка умений и навыков, подготовка к текущему и промежуточному контролю по дисциплине, написание рефератов и отчетов и т.д. Сам. работа 2 4 ОК-15, ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
2.1. Классификация чрезвычайных ситуаций и причины их возникновения Лекции 2 2 ОК-15, ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
2.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера Лекции 2 2 ОК-15, ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
2.3. Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера Лекции 2 2 ОК-15, ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
2.4. Чрезвычайные ситуации экологического характера Лекции 2 2 ОК-15, ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
2.5. Чрезвычайные ситуации природного происхождения Практические 2 2 ОК-15, ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
2.6. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях социально-психологического характера Практические 2 2 ОК-15, ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
2.7. Биологические безопасности и защита от них Практические 2 2 ОК-15, ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
2.8. Сравнительный анализ экологической безопасности на примере разных стран Практические 2 2 ОК-15, ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
2.9. Самостоятельная работа на аудиторных занятиях:выполнение тестовых и практических заданий, решение ситуационных задач и т.д. Сам. работа 2 2 ОК-15, ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
2.10. Выполнение индивидуальных заданий: творческое задание "Экологическая безопасность" Сам. работа 2 10 ОК-15, ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
2.11. Внеаудиторная самостоятельную работа:закрепление знаний и отработка умений и навыков, подготовка к текущему и промежуточному контролю по дисциплине, написание рефератов и отчетов и т.д. Сам. работа 2 10 ОК-15, ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Безопасность деятельности в ЧС и в условиях производства
3.1. Защита населения в ЧС. Лекции 2 2 ОК-15, ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
3.2. Опасные производственные факторы. Промышленная безопасность Лекции 2 2 ОК-15, ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
3.3. Информационная безопасность, ее сущность и содержание Лекции 2 2 ОК-15, ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
3.4. Гражданская оборона. Средства индивидуальной и коллективной защиты Практические 2 2 ОК-15, ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
3.5. Первая доврачебная медицинская помощь Практические 2 2 ОК-15, ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
3.6. Физиология труда Практические 2 2 ОК-15, ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
3.7. Профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Практические 2 2 ОК-15, ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
3.8. Самостоятельная работа на аудиторных занятиях:выполнение тестовых и практических заданий, решение ситуационных задач и т.д. Сам. работа 2 5 ОК-15, ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
3.9. Выполнение индивидуальных заданий Сам. работа 2 4 ОК-15, ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
3.10. Внеаудиторная самостоятельную работа:закрепление знаний и отработка умений и навыков, подготовка к текущему и промежуточному контролю по дисциплине, написание рефератов и отчетов и т.д. Сам. работа 2 2 ОК-15, ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
3.11. Экзамен 2 27 ОК-15, ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Цель и содержание дисциплины "Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях".
2. Классификация чрезвычайных ситуаций: техногенные, природные, военного времени.
3. Виды опасностей: природные, антропогенные, техногенные, глобальные.
4. Вред, ущерб, риск - виды и характеристики. Измерение риска, разновидности риска.
5. Аксиомы безопасности жизнедеятельности.
6. Классификация негативных факторов среды обитания человека: физические, химические, биологические, психофизиологические.
7. Понятие опасного и вредного фактора, характерные примеры. Основные принципы защиты. Снижение уровня опасных и вредных факторов.
8. Понятие о коллективных и индивидуальных средствах защиты.
9. Естественные системы защиты человека от негативных воздействий.
10. Время реакции человека к действию раздражителей.
11. Понятие предельно-допустимого уровня (предельно допустимой концентрации) вредного фактора и принципы его установления.
12. Классификация вредных веществ по видам, агрегатному состоянию, характеру воздействия и токсичности.
13. Пути поступления веществ в организм человека, действие вредных веществ.
14. Комбинированное действие вредных веществ: суммация, потенцирование, антагонизм, независимость. Комплексное действие вредных веществ.
15. Классификация биологических негативных факторов и их источников.
16. Классификация физических негативных факторов и защита.
17. Методы и средства обеспечения электробезопасности.
18. Защита от опасности поражения электрическим током.
19. Последствия поражения электрическим током.
20. Основные методы, улучшающие самочувствие и работоспособность человека.
21. Психофизиологические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность. 22. Эргономические основы безопасности.
23. Техногенные ЧС. Классификация.
24. Классификация видов пожаров и их особенности.
25. Основные причины и источники пожаров и взрывов. Пассивные и активные методы защиты.
26. Радиационные аварии, их виды, основные опасности и источники радиационной опасности.
27. Общие принципы защиты от ионизирующих излучений - особенности защиты от различных видов излучений (гамма, бета и альфа излучения).
28. Аварии на химически опасных объектах, их группы и классы опасности, основные химически опасные объекты.
29. Общие меры профилактики аварий на ХОО.
30. Химически опасная обстановка. Зоны химического заражения.
31. Химический контроль и химическая защита. Основные способы защиты персонала, населения и территорий от химически опасных веществ.
32. Гидротехнические аварии. Основные опасности и источники гидротехнических и гидродинамических аварий.
33. Чрезвычайные ситуации военного времени.
34. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия его применения.
35. Природные ЧС. Классификация.
36. Стихийные бедствия. Землетрясения, наводнения, атмосферные явления, их краткая характеристика, основные параметры и методы защиты.
37. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования.
38. Экстремальные ситуации. Виды экстремальных ситуаций. Терроризм.
39. Оценка экстремальной ситуации, правила поведения и обеспечения личной безопасности.
40. Организация и проведение работы в школе по защите детей при ЧС.
41. ЧС криминального характера. Обеспечение безопасности детей в школе.
42. Эвакуация людей из здания школы при пожаре. Поиск детей в горящем здании.
43. Правила поведения на воде. Правила купания.
44. Правила поведения и безопасность человека в бассейне.
45. Основы медицины катастроф.
46. Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности.
47. Концепции национальной безопасности и демографической политики Российской Федерации - основные положения.
48. Общая характеристика системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы экологической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях. Законодательство об охране труде.
49. Государственное управление безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура.
50. Кризисное управление в чрезвычайных ситуациях - российская система управления в чрезвычайных ситуациях - система РСЧС, система гражданской обороны - сущность структуры, задачи и функции.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. ЧС техногенного характера на территории Алтайского края. Причины их возникновения. Ожидаемые последствия и меры по защите населения.
2. Анализ дорожно-транспортных происшествий в России и за рубежом.
3. Авиакатастрофы в России.
4. Железнодорожные аварии и катастрофы в России и за рубежом.
5. Гидродинамические аварии в России и за рубежом. Саяно-Шушенская ГЭС.
6. Причины, ликвидация и последствия Чернобыльской катастрофы.
7. Аварии и катастрофы на водном транспорте.
8. Крупные аварии на коммунально - энергетических сетях на примере г.Барнаула. Причины и последствия.
9. Алгоритмы поведения в криминогенных ситуациях, связанных с попыткой воровства, грабежа, нападения, изнасилования и т.д.
10. Мой жизненный опыт (родственников, знакомых, друзей) по выходу из криминогенной ситуации.
11. Правила поведения заложников.
12. Психология ведения переговоров с террористами.
13. Террористические угрозы в современном мире.
14. Антитеррористическая деятельность в России.
15. Противодействие терроризму и экстремизму в образовательной организации
16. АХОВ, их поражающие свойства, средства и способы защиты от них.
17. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Способы проведения АСДНР.
18.История появления ядов и химического оружия.
19. Организация мероприятий по перемещению и эвакуации населения.
20. Стихийные бедствия: смерчи, тайфуны, ураганы, землетрясения, наводнения. Поведение населения в случае угрозы их возникновения.
21. Обеспечение мер безопасности во время снежных бурь.
22. Обеспечение мер безопасности во время пожаров.
23. Обеспечение мер безопасности в случае схождения снежных лавин.
24. Извержение вулканов: опасность и меры предосторожности.
25. Угроза селевых потоков и обеспечение безопасности населения.
26. Угроза оползней и обеспечение безопасности населения.
27.Оказание первой медицинской помощи пострадавшим от стихийных бедствий.
28. Правила поведения в случае попадания в дорожно-транспортные происшествия.
29. Оказание первой помощи в случае ожога, утопления, обморожения, кровотечения.
30. Определение уровня дефектности газоперерабатывающего оборудования.
31. Выбросы вредных веществ в атмосферу.
32. Страхование рисков возникновения чрезвычайных ситуаций.
33. Оценка и анализ производственной безопасности.
34. Обеспечение охраны труда.
35. Двухмерные системы оценки риска.
36. Обеспечение безопасности жизнедеятельности на промышленных предприятиях.
37. Безопасность жизнедеятельности несовершеннолетнего поколения.
38. Влияние радиации на здоровье человека: угроза, развитие болезней и методы лечения.
39. Терроризм: предотвращение и обеспечение мер безопасности.
40. «Обеспечение безопасности населения в чрезвычайных ситуациях и во время стихийных бедствий».
41 Анализ понятийно-терминологического аппарата в области безопасности и защиты окружающей среды.
42. Роль вопросов безопасности в предметной области знаний.
43. Безопасность и профессиональная деятельность (юридические профессии).
44. Безопасный тип личности.
45. Культура безопасности человека в обществе.
46. Современные аспекты международного сотрудничества в области безопасности.
47. Структура техносферы региона и основные региональные проблемы безопасности.
48. Региональные демографические проблемы в свете состояния среды обитания региона.
49. Современные проблемы безопасности на различных видах транспорта.
50. Региональные экологически обусловленные заболевания.
51. Мобильная связь и здоровье человека. Анализ современных исследований.
52. Безопасность генетически модифицированных пищевых продуктов. Анализ современных исследований.
53. Лекарственные препараты и безопасность.
54. Действие алкоголя и наркотиков на человека и его здоровье.
55. Проблемы сортировки городских отходов.
56. Анализ эффективности бытовых очистителей воды
57. Влияние световой среды на работоспособность и безопасность труда
58. Современные энергосберегающие источники света - типы, конструкции, экологические аспекты применения «за» и «против».
59. Безопасность и человеческий фактор.
60. Психологический тип человека, его психологическое состояние и безопасность.
61. Исследование условий труда для основных видов деятельности в выбранной профессиональной предметной области.
62. Принципы и методы эргономики труда.
63. Анализ природных катастроф: характер протекания и последствия (по видам стихийных бедствий).
64. Параметры стихийных бедствий, их предвестники и регионы их наиболее частого проявления.
65. Анализ современного состояния пожарной безопасности в России (Алтайского края) и основные причины пожаров.
66. Психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях.
67. Типы и характер террористических актов.
68. Основные законодательные и нормативные акты, регулирующие вопросы безопасности в сфере профессиональной деятельности.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонды оценочных средств закреплены в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 1: Гриф УМО СПО М: Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Екимова, И.А. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие Томск : Эль Контент, 2012 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208696
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Безопасность жизнедеятельности, автор Е.П. Харнутова portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
5.http://www.inion.ru/product/db_2.htm - Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН)
6.http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
7.http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
12.http://www.gpntb.ru/win/search/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России)
13.http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
15.Административно-управленческий портал: http://www.aup.ru/
18.Электронная библиотека: http://do.gendocs.ru
19.Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
web атлас по бжд. - www.sci.aha.ru
министерство здравоохранения рф: официальный сайт. -
www.rosminzdrav.ru
научно-практический и учебно-методический журнал бжд. - www.novtex.ru
нормативная документация по охране труда. - www.tehdoc.ru
нормативная документация по охране труда. - www.safety.ru
официальный сайт министерства транспорта рф. - www.mintrans.ru
официальный сайт мчс. - www.mchs.ru
официальный сайт федеральной службы государственной статистики. -
www.gks.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для допуска к зачету необходимо:
- посещение всех лекционных и практических занятий
- все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
- обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
- в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал;
- не менее шести ответов на вопросы семинарских занятий;
- выполнение индивидуальных заданий и решение ситуационных задач в соответствии с вариантом, указанным преподавателем.
Оценка – «зачтено/незачтено».
При подготовке к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие
При подготовке к практическому занятию по дисциплине необходимо:
- внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
- определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
- изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Вопросы по подготовке к практическому занятию, решению задач и написанию рефератов преподаватель сообщает не менее чем за одну неделю.
Написание реферата предполагается в случае наличия пропусков лекций и семинарских занятий, либо неудовлетворительной оценки за коллоквиум. Тема реферата выбирается в соответствии с темами пропущенных занятий. Объем реферата – 20-25 страниц машинописного текста. Реферат сдается преподавателю на проверку не позднее зачетной недели.
Тестирование проводится письменно. На тестирование отводится 40 - 45 минут. Каждый вариант тестовых заданий включает 25 вопросов. За каждый правильно отвеченный вопрос дается 4 балла. Перевод баллов в оценку: 52-100 баллов – «зачтено», 0-48 баллов – «незачтено».
Зачет проводится по биллетам. В билет включено два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 50 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 25 баллов, за решение задачи 50 баллов. Перевод баллов в оценку: 50-100 баллов – «зачтено», 0-49 баллов – «не зачтено».

Более подробно методические указания раскрыты в файте размещенном в приложении.