Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.04.01. Психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z37_04_01_ПС-1- 2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 51 | 51 | 51 | 51 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.психол.н. профессор И.А. Ральникова
1.1. | Цель учебного курса «Теория и практика психологического тренинга» состоит в обучении магистрантов основам психологического тренинга как метода практической работы психолога, представляющего из себя направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01 |
ОК-3 | готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала |
ПК-5 | готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам |
ПК-6 | способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - направления и виды групповой психологической работы; - современные технологии развития самосознания личности; - овладеть теоретическими основами тренинговой работы; - овладеть базовыми методами тренинговой работы |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - разработать программу тренингового занятия, - анализировать результаты проведенных тренинговых занятий как с точки зрения их эффективности для участников, так и с точки зрения работы тренера; - диагностировать тренинговую группу, отслеживать динамику ее развития; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - опытом участия в тренинге; - навыком самостоятельного ведения психологического тренинга; - навыком управления внутригрупповыми процессами (на внутриличностном, межличностном, групповом уровнях). |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Теоретические и методологические основы технологии психологического тренинга | ||||||
1.1. | Психологический тренинг как метод практической психологии | Лекции | 2 | 2 | ОК-3, ПК-5, ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2 |
1.2. | Ведущие направления групповой работы, виды тренинговых групп | Практические | 2 | 1 | ОК-3, ПК-5, ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2 |
1.3. | Ведущие направления групповой работы, виды тренинговых групп. /Ср/ | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-5, ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2 |
Раздел 2. Раздел 2. Психологические особенности трениинговой группы | ||||||
2.1. | Структура тренинговой группы. Цели и задачи тренинговой группы. Количественный и качественный состав тренинговых групп. /Лек/ | Лекции | 2 | 4 | ОК-3, ПК-5, ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2 |
2.2. | Структура тренинговой группы. Цели и задачи тренинговой группы. Количественный и качественный состав тренинговых групп. /Пр/ | Практические | 2 | 1 | ОК-3, ПК-5, ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2 |
2.3. | Структура тренинговой группы. Цели и задачи тренинговой группы. Количественный и качественный состав тренинговых групп. /Пр/ | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-3, ПК-5, ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2 |
2.4. | Динамика тренинговой группы. Основные стадии развития тренинговой группы. Ведущий тренинговой группы. | Практические | 2 | 2 | ОК-3, ПК-5, ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2 |
2.5. | Динамика тренинговой группы. Основные стадии развития тренинговой группы. Ведущий тренинговой группы. | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-3, ПК-5, ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2 |
2.6. | Классификация и основные виды тренинговых групп. | Практические | 2 | 2 | ОК-3, ПК-5, ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2 |
2.7. | Структура психологического тренинга. Принципы организации и программа психологического тренинга. | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-3, ПК-5, ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2 |
2.8. | Базовые тренинговые методы. Специфика групповой психологической работы в зависимости от типа психологических проблем участников. | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-3, ПК-5, ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2 |
2.9. | Ведущий тренинговой группы, его профессиональная подготовка. Критерии оценки результатов тренинга. | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-3, ПК-5, ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2 |
2.10. | Супервизия тренинговых программ | Сам. работа | 2 | 3 | ОК-3, ПК-5, ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2 |
2.11. | Экзамен | 2 | 9 | ОК-3, ПК-5, ПК-6 | Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См.Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. Э. Пахальян | Групповой психологический тренинг: учеб. пособие для вузов | СПб.[и др.]: Питер, 2006 | |
Л1.2 | Ральникова И.А. | Социально-психологический тренинг: | Изд-во Алт. гос. ун-та, 2016 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Н. Н. Васильев | Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике: [учеб. пособие] | СПб.: Речь, 2007 | www.studmed.ru |
Л2.2 | Е. И. Середа | Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост: практикум | Речь, 2006 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Климов Е.А. | Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2010 | |
Л3.2 | М. В. Шамардина, И. А. Ральникова | Самореализация в контексте личностного роста: социально-психологический тренинг общения [Электронный ресурс]: монография | АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э2 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Специализированные аудитории для групповых тренинговых занятий, аудитории для проведения интерактивных лекций (видеопроектор, экран настенный), стандартно оборудованные лекционные аудитории Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций При освоении курса «Теория и практика психологического тренинга» одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс. Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию студентов в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать полученную информацию. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, рекомендуемой в данном УМК к каждому занятию, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем. На лекциях студентам раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов педагогической деятельности. Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, контрольные работы, представленные студентами преподавателю. Изучение студентами дисциплины «Теория и практика психологического тренинга» предполагает тщательную проработку учебного материала и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем. В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии проводится итоговая аттестация в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать обучающегося от итоговой аттестации студентов с выставлением зачета за проявленную активность на практических занятий при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д. В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов. В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. Методические указания по организации самостоятельной работы В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных (лекционных, семинарских и практических) занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется курсантом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Бизнес тренинг»: − для овладения знаниями: чтение текста (учебников, первоисточников, дополнительной литературы), конспектирование и выписки из текста, работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование Интернет-ресурсов и др. − для закрепления, систематизации знаний: работа с конспектом лекции, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточников, дополнительной литературы), составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные и дискуссионные вопросы, подготовка докладов к семинарским занятиям, создание мультимедийных презентаций к выступлению на семинарском или практическом занятии и др. − для формирования умений: анализ теоретической профессионально ориентированной информации, анализ конкретных ситуаций, проектирование элементов профессиональной деятельности и др. Самостоятельная внеаудиторная работа курсантов включает их подготовку к семинарским и практическим занятиям. К самостоятельной работе студента относится и подготовка к экзамену. |