МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика психологического тренинга

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-1- 2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 51
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и прикладной психологии, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика психологического тренинга

разработана в соответствии с ФГОС:
03030001_68-09-12-2623.plm.xml направление 030300_68 Психология магистерская программа 030300_68-01 «Психология личности» 03030001_68-09-12-2623.plm.xml направление 030300_68 Психология магистерская программа 030300_68-01 «Психология личности»

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.психол.н. профессор И.А. Ральникова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.психол.н. профессор И.А. Ральникова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель учебного курса «Теория и практика психологического тренинга» состоит в обучении магистрантов основам психологического тренинга как метода практической работы психолога, представляющего из себя направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ПК-5 готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
ПК-6 способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- направления и виды групповой психологической работы;

- современные технологии развития самосознания личности;
- овладеть теоретическими основами тренинговой работы;
- овладеть базовыми методами тренинговой работы
3.2.Уметь:
3.2.1.- разработать программу тренингового занятия,

- анализировать результаты проведенных тренинговых занятий как с точки зрения их эффективности для участников, так и с точки зрения работы тренера;
- диагностировать тренинговую группу, отслеживать динамику ее развития;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- опытом участия в тренинге;

- навыком самостоятельного ведения психологического тренинга;
- навыком управления внутригрупповыми процессами (на внутриличностном, межличностном, групповом уровнях).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретические и методологические основы технологии психологического тренинга
1.1. Психологический тренинг как метод практической психологии Лекции 2 2 ОК-3, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2
1.2. Ведущие направления групповой работы, виды тренинговых групп Практические 2 1 ОК-3, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2
1.3. Ведущие направления групповой работы, виды тренинговых групп. /Ср/ Сам. работа 2 8 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Психологические особенности трениинговой группы
2.1. Структура тренинговой группы. Цели и задачи тренинговой группы. Количественный и качественный состав тренинговых групп. /Лек/ Лекции 2 4 ОК-3, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2
2.2. Структура тренинговой группы. Цели и задачи тренинговой группы. Количественный и качественный состав тренинговых групп. /Пр/ Практические 2 1 ОК-3, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2
2.3. Структура тренинговой группы. Цели и задачи тренинговой группы. Количественный и качественный состав тренинговых групп. /Пр/ Сам. работа 2 8 ОК-3, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2
2.4. Динамика тренинговой группы. Основные стадии развития тренинговой группы. Ведущий тренинговой группы. Практические 2 2 ОК-3, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2
2.5. Динамика тренинговой группы. Основные стадии развития тренинговой группы. Ведущий тренинговой группы. Сам. работа 2 8 ОК-3, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2
2.6. Классификация и основные виды тренинговых групп. Практические 2 2 ОК-3, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2
2.7. Структура психологического тренинга. Принципы организации и программа психологического тренинга. Сам. работа 2 8 ОК-3, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2
2.8. Базовые тренинговые методы. Специфика групповой психологической работы в зависимости от типа психологических проблем участников. Сам. работа 2 8 ОК-3, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2
2.9. Ведущий тренинговой группы, его профессиональная подготовка. Критерии оценки результатов тренинга. Сам. работа 2 8 ОК-3, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2
2.10. Супервизия тренинговых программ Сам. работа 2 3 ОК-3, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2
2.11. Экзамен 2 9 ОК-3, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Э. Пахальян Групповой психологический тренинг: учеб. пособие для вузов СПб.[и др.]: Питер, 2006
Л1.2 Ральникова И.А. Социально-психологический тренинг: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2016
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. Н. Васильев Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике: [учеб. пособие] СПб.: Речь, 2007 www.studmed.ru
Л2.2 Е. И. Середа Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост: практикум Речь, 2006
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
Л3.2 М. В. Шамардина, И. А. Ральникова Самореализация в контексте личностного роста: социально-психологический тренинг общения [Электронный ресурс]: монография АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э2 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Специализированные аудитории для групповых тренинговых занятий, аудитории для проведения интерактивных лекций (видеопроектор, экран настенный), стандартно оборудованные лекционные аудитории
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
При освоении курса «Теория и практика психологического тренинга» одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс.
Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию студентов в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать полученную информацию. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, рекомендуемой в данном УМК к каждому занятию, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях студентам раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов педагогической деятельности.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины «Теория и практика психологического тренинга» предполагает тщательную проработку учебного материала и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем. В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
По окончании семестра в период сессии проводится итоговая аттестация в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать обучающегося от итоговой аттестации студентов с выставлением зачета за проявленную активность на практических занятий при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов.
В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.

Методические указания по организации самостоятельной работы
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных (лекционных, семинарских и практических) занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется курсантом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Бизнес тренинг»:
− для овладения знаниями: чтение текста (учебников, первоисточников, дополнительной литературы), конспектирование и выписки из текста, работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование Интернет-ресурсов и др.
− для закрепления, систематизации знаний: работа с конспектом лекции, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточников, дополнительной литературы), составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные и дискуссионные вопросы, подготовка докладов к семинарским занятиям, создание мультимедийных презентаций к выступлению на семинарском или практическом занятии и др.
− для формирования умений: анализ теоретической профессионально ориентированной информации, анализ конкретных ситуаций, проектирование элементов профессиональной деятельности и др.
Самостоятельная внеаудиторная работа курсантов включает их подготовку к семинарским и практическим занятиям. К самостоятельной работе студента относится и подготовка к экзамену.