Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. специальность Психология служебной деятельности |
Специализация | Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_ПСД-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 34 | 34 | 34 | 34 |
Сам. работа | 27 | 27 | 27 | 27 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор
1.1. | Цель - формирование у студентов целостного представления о способах оказания психологической помощи в ситуациях, требующих быстрого реагирования и характеризующихся как критические, экстремальные для жизнедеятельности человека. Задачи: - ознакомление с психофизиологией стресса и особенностями эмоционально-поведенческого реагирования в экстремальных ситуациях; - изучение методов диагностики экстремальных состояний личности; - изучение и практическое применение методов психологической помощи и поддержки в экстремальных ситуациях. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-6 | способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния |
ПК-1 | способностью осуществлять психологическое обеспечение служебной деятельности личного состава в экстремальных условиях |
ПК-16 | способностью эффективно взаимодействовать с сотрудниками правоохранительных органов, военными специалистами по вопросам организации психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности, в том числе в условиях террористических актов, массовых беспорядков, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, катастроф и боевой деятельности |
ПСК-2 | оказание психологического сопровождения и психологической помощи различным категориям людей, попавшим в трудную жизненную ситуацию |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | особенности протекания критических периодов в жизни человека, экстремальных ситуаций и типичных реакций на эти ситуации у профессионально подготовленных спасателей и пострадавших, не имеющих профессиональной подготовки для совладания с экстремальными ситуациями. Структуру модели психологической помощи в чрезвычайной ситуации. Методы и формы работы психолога в чрезвычайной ситуации и их содержание. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Обосновать типы и классификацию экстремальных ситуаций; формы психогении в экстремальных ситуациях и группы пострадавших в чрезвычайной ситуации; острые стрессовые расстройства (ОСР), посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР). Самостоятельно разбираться в постановке и решении проблем, связанных с оказанием психологической помощи в экстремальных ситуациях, иметь прочные навыки работы с учебной и научной психологической литературой, использования психодиагностических средств для точного применения техник совладания с критическими состояниями. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть типологией существующих критических и экстремальных ситуаций, методами диагностики и оказания помощи в критических и экстремальных ситуациях. Методами и формами психологической помощи психолога на разных этапах чрезвычайной ситуации. Спецификой работы психолога с разными категориями: пострадавшими, родственниками пострадавших (погибших), спасателями и участниками ЧС. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Особенности психологии чрезвычайных ситуаций как раздела психологии катастроф. | ||||||
1.1. | Особенности психологии экстремальных ситуаций как раздела психологии катастроф. Понятие чрезвычайной ситуации, типы и классификация чрезвычайных ситуаций, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, аварии, военные действия. | Лекции | 7 | 4 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
1.2. | Организационная схема деятельности специалистов психологической службы на месте ЧС. Общие принципы и основные профессиональные психологические методы оказания экстренной психологической помощи.Организация и порядок работы психологов в пунктах временного размещения при чрезвычайных ситуациях | Лекции | 7 | 4 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
1.3. | Оказание экстренной помощи при эпидемиях и массовых заболеваниях: доврачебная, информационная, психологическая помощь. Основные симптомы и принципы помощи | Практические | 7 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
1.4. | Методы психологической помощи экстремальных ситуациях. Дебрифинг как метод экстремнной психологической помощи в экстремальной ситуации. | Практические | 7 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
1.5. | Принципы и этические нормы специалиста-психолога при работе в чрезвычайной ситуации.Личность специалиста, оказывающего кризисную помощь. | Практические | 7 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
1.6. | Служба экстренной психологической помощи её функции. «Телефон доверия» как форма оказания экстренной психологической помощи | Практические | 7 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
1.7. | Техники экстренной психологической помощи. Методы психологической диагностики, используемые при оказании экстренной психологической помощи. | Практические | 7 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
1.8. | Специфика социально-психологического подхода к экстремальной ситуации. Эмоциональные состояния человека в экстремальных условиях. Влияние ЧС на психику человека. Первичные психические состояния в чрезвычайных условиях. | Сам. работа | 7 | 1 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
1.9. | Классификация групп, пострадавших в ЧС.Чрезвычайные ситуации: техногенные аварии, стихийные бедствия, военные конфликты, эпидемии, социальные взрывы, экономические кризисы. Общие аспекты психологической помощи при ЧС. | Сам. работа | 7 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
1.10. | Особенности и механизмы стихийного массового поведения людей в экстремальных ситуациях. Паника в условиях экологического бедствия. | Сам. работа | 7 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
1.11. | Разработка творческих заданий по дисциплине «Технологии психологической помощи в экстремальных ситуациях».Aнализ (рецензирование) интернет-ресурсов по темам раздела. | Сам. работа | 7 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
Раздел 2. Психология травматического стресса: соотношение понятий, модели и диагностика. | ||||||
2.1. | Стресс, травматический стресс, острое стрессовое расстройство и посттравматическое стрессовое расстройство (птср) как следствие переживания экстремальной ситуации | Лекции | 7 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
2.2. | Экстренная психологическая помощь при острой реакции на стресс. Методы и методические средства диагностики птср. Психотерапия при ПТСР средствами когнитивно-поведенческой терапии.Пато- и нейропсихология постравматического стрессового расстройства вследствие экстремальных ситуаций разного типа. | Лекции | 7 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
2.3. | Диагностические критерии ПТСР, исторический обзор, эпидемиология, психологические механизмы возникновения и поддержания.Индивидуальная уязвимость и психологические последствия травмы. Диссоциация и ПТСР. | Практические | 7 | 4 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
2.4. | Экстренная психологическая помощь при острой реакции на стресс. Методы и методические средства диагностики птср. Психотерапия при ПТСР средствами когнитивно-поведенческой терапии.Пато- и нейропсихология постравматического стрессового расстройства вследствие экстремальных ситуаций разного типа. | Практические | 7 | 4 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
2.5. | Психология выученной беспомощности и механизмы субъективного контроля над ситуацией в контексте проблеме переживания экстремальной ситуации. | Практические | 7 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
2.6. | ПТСР у учасников военных действий, жерств насилия и жестокости, техногенных и природных катастроф, больных тяжелым (неизлечимым) заболеванием: психологические механизмы возникновения, поддержания, особенности психологической коррекции.Cоставление терминологических словарей | Сам. работа | 7 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
2.7. | Специфика протекания посттравматических стрессовых расстройств у детей. Метакогнитивная терапия при ПТСР вследствие переживания разных типов экстремальных ситуаций.Cоставление терминологических словарей | Сам. работа | 7 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
Раздел 3. Психология переживания острого горя | ||||||
3.1. | Синдром утраты, горе утраты как процесс. Стадии и задачи горя. Психологические механизмы переживания горя в норме и патологии. Этапы переживания горя. | Лекции | 7 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
3.2. | Психологическая помощь больным и их родственникам при госпитализации в связи с тяжелым заболеванием. | Лекции | 7 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
3.3. | Задачи и приемы работы психолога на каждом этапе горевания.Психологическое консультирование лиц, находящихся в остром горе на разных этапах. | Практические | 7 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
3.4. | Работа с детьми, пережившими утрату родителя | Практические | 7 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
3.5. | Оказание помощи при разводе и тяжелых семейных конфликтах. | Практические | 7 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
3.6. | Вина и беспомощность: средства восстановления контроля над ситуацией (опосредствования, саморегуляции психической деятельности). | Сам. работа | 7 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
3.7. | Психотерапия острого горя средствами когнитивно- поведенческой психологии, психологии деятельности и культурно-исторического подхода. Групповая кризисная психотерапия. | Сам. работа | 7 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
3.8. | Психологические индикаторы суицидальной настроенности при переживании горя. Психологическое консультирование лиц, находящихся в остром горе на разных этапах. | Сам. работа | 7 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
Раздел 4. Суицидальное поведение. | ||||||
4.1. | Определение суицидального поведения. Теоретические подходы разных авторов. | Лекции | 7 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
4.2. | Консультирование суицидальных клиентов. Общие рекомендации по ведению беседы с потенциальным суицидентом. Консультирование уцелевших после самоубийства. | Практические | 7 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
4.3. | Особенности поведения, свидетельствующие о наличии суицидальных мыслей.Признаки депрессии – сигналы суицидального риска. | Практические | 7 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
4.4. | Факторы суицидального риска. Социально-демографические Факторы. Индивидуально-психологические факторы. Медицинские факторы. Природные факторы. | Сам. работа | 7 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
4.5. | Индикаторы суицидального риска. Ситуационные индикаторы. Поведенческие индикаторы суицидального риска. Коммуникативные индикаторы. Когнитивные индикаторы. Эмоциональные индикаторы. | Сам. работа | 7 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
Раздел 5. Психологические аспекты терроризма | ||||||
5.1. | Виктимология терроризма. Социально-психологические индикаторы коллективного насилия как детерминанты террористичекой деятельности. | Лекции | 7 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
5.2. | Психологические последствия актов террористической деятельности.Основные посттравматические расстройства,связанные с массовыми террористическими событиями. | Практические | 7 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
5.3. | Основные методы психотерапевтического вмешательства:текущая практика.Современное состояние оказания психологической помощи жертвам терактов: оценка и тенденции. | Практические | 7 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
5.4. | Классификация жертв террористических актов и их основных потребностей. Психологический портрет жертвы террора. Стокгольмский синдом как разновидность поведения заложников. | Сам. работа | 7 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
5.5. | Психология личности террориста. Психологические портреты современных террористов. Психологический портрет террориста-смертника. | Сам. работа | 7 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
5.6. | Виды и проявления терроризма.Составление реферата-конспекта научных статей по темам. Составление терминологических словарей. | Сам. работа | 7 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
5.7. | Экзамен | 7 | 27 | ОК-6, ПК-1, ПК-16, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. Ю. Меновщиков | Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями: [учеб. -метод. пособие] | Смысл, 2005 | |
Л1.2 | Одинцова М.А., Захарова Н.Л. | ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Л. Д. Демина и др.]; | Психологическая и психофизиологическая устойчивость личности: диагностика, консультирование, коррекция и реабилитация: учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л1.4 | Экстремальная психология: Методическая литература | Директ-Медиа, 2013 | biblioclub.ru | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Осухова Н.Г. | Психологическая помощь в экстремальных ситуациях. : учебник | Академия, 2010 | |
Л2.2 | В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. | Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: учебное пособие | Абрис, 2012 | www.studentlibrary.ru |
Л2.3 | Горшенина Е. | Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | ОГУ, 2014 | biblioclub.ru |
Л2.4 | Иванова Е.Н. | Конфликтологическое консультирование: учебное пособие | Издательство НГТУ, 2012 | www.studentlibrary.ru |
Л2.5 | Е. Г. Суркова | Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков: учеб. пособие для вузов | М. : Аспект Пресс, 2008 | www.lib.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line. | |||
Э2 | http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань». | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется: 1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность. 2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении. 3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях. 4.В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине Технологии психологической помощи в экстремальных ситуациях придерживайтесь следующих общих рекомендаций. a) Осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий. b) Сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию. c) Тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д. d) самостоятельное ознакомление с научной литературой, исследовательскими материалами, интернет-ресурсами, e) составление терминологических словарей и аннотированных указателей f) анализ собственного опыта переживания и преодоления кризисных ситуаций, исследование своей профессиональной позиции при работе с кризисными клиентами, осознание ресурсов и резервов в профессиональной деятельности для профилактики эмоционального выгорания g) анализ (рецензирование) интернет-ресурсов по темам разделя;. h) При подготовке домашнего задания изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников i) На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении. j) Участвуйте в подготовке рефератов, вступлениях с докладами, выполнении творческих заданий. 5. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса. 6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал. При подготовке доклада студенту рекомендуется: - составить план выступления; - при изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме; - обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.) - подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада; - время доклада 10 минут; - после доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории; - приветствуется использование электронной презентации; - предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену. 7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование |