МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технология разработки бизнес-плана в социальном предпринимательстве

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИЭ-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.э.н., профессор, Бочаров Сергей Николаевич;к.э.н., профессор, Бутакова Марина Михайловна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Технология разработки бизнес-плана в социальном предпринимательстве

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.09.2017г. №922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика: Прикладная информатика в экономике
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Бутакова М.М., к.э.н., профессор, ИО зав. кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Бутакова М.М., к.э.н., профессор, ИО зав. кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: ознакомить студентов с теоретическими основами бизнес-планирования, а также обучить технологии и практическим методам составления бизнес-планов инвестиционных проектов
Задачи дисциплины:
• показать значимость бизнес-планирования в предпринимательской деятельности;
• ознакомить с терминологией инвестиционного проектирования;
• обучить технологии разработки бизнес-плана;
• обучить методам оценки эффективности инвестиционных проектов;
• закрепить знания путем самостоятельной разработки бизнес-плана;
• привить навыки презентации результатов разработанного бизнес-плана

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-9 Способен принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций с заинтересованными участниками проектной деятельности и в рамках проектных групп.
ПК-1 Способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе
ПК-11 Способен осуществлять презентацию информационной системы и начальное обучение пользователей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные методы проведения анализа внутреннего и внешнего окружения организации в целях выявления проблем, содержание программы проведения маркетинговых исследований, основные принципы составления бизнес-проектов в профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять основные виды анализа внешнего и внутреннего окружения организации, составлять программу маркетинговых исследований, формировать концепцию бизнес-проекта в профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками проведения комплексного анализа внешнего и внутреннего анализа организации, навыками проведения маркетинговых исследований, навыками разработки концепции бизнес-проекта в профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Инвестиции в социальном предпринимательстве. Методология бизнес-планирования. Эффективность бизнес-плана.
1.1. Инвестиционная деятельность в социальном предпринимательстве Лекции 4 2 ОПК-9, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Инвестиционная деятельность в социальном предпринимательстве Практические 4 2 ОПК-9, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.2
1.3. Инвестиционная деятельность в социальном предпринимательстве Сам. работа 4 8 ОПК-9, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.2
1.4. Структура бизнес-плана, содержание основных разделов и порядок разработки Лекции 4 2 ОПК-9, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.2
1.5. Структура бизнес-плана, содержание основных разделов и порядок разработки Практические 4 2 ОПК-9, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.2
1.6. Структура бизнес-плана, содержание основных разделов и порядок разработки Сам. работа 4 8 ОПК-9, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.2
1.7. Анализ окружения инвестиционного проекта в бизнес- плане Практические 4 4 ОПК-9, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.2
1.8. Анализ окружения инвестиционного проекта в бизнес- плане Лекции 4 2 ОПК-9, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2
1.9. Анализ окружения инвестиционного проекта в бизнес- плане Сам. работа 4 8 ОПК-9, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.2
1.10. Описание продукта в бизнес-плане Лекции 4 2 ОПК-9, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.4
1.11. Описание продукта в бизнес-плане Практические 4 0 ОПК-9, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.12. Описание продукта в бизнес-плане Сам. работа 4 8 ОПК-9, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.4
1.13. Маркетинговая концепция бизнес-плана Лекции 4 2 ОПК-9, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.4
1.14. Маркетинговая концепция бизнес-плана Практические 4 2 ОПК-9, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2
1.15. Маркетинговая концепция бизнес-плана Сам. работа 4 8 ОПК-9, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.4
1.16. Организационный план Лекции 4 2 ОПК-9, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.17. Организационный план Практические 4 2 ОПК-9, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.4
1.18. Организационный план Сам. работа 4 8 ОПК-9, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.4
1.19. Производственный раздел бизнес-плана Лекции 4 2 ОПК-9, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.4
1.20. Производственный раздел бизнес-плана Практические 4 2 ОПК-9, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.4
1.21. Производственный раздел бизнес-плана Сам. работа 4 8 ОПК-9, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.4
1.22. Финансовый раздел бизнес-плана Лекции 4 0 ОПК-9, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.4
1.23. Финансовый раздел бизнес-плана Практические 4 4 ОПК-9, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.4
1.24. Финансовый раздел бизнес-плана Сам. работа 4 8 ОПК-9, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.4
1.25. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Риски проекта Лекции 4 2 ОПК-9, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.4
1.26. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Риски проекта Практические 4 2 ОПК-9, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.4
1.27. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Риски проекта Сам. работа 4 8 ОПК-9, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии: учебник для бакалавров М. : Дашков и К, 2019 biblioclub.ru
Л1.2 Сергеев А.А. Бизнес-планирование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.3 Петрова Н. Творческие решения в бизнесе: М.: Эксмо, 2013
Л1.4 Черняк В.З., Чараев Г.Г. Бизнес-планирование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Экономика" и "Менеджмент" М: ЮНИТИ-ДАНА, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.З. Черняк, Н.Д. Эриашвили, Е.Н. Барикаев, Ю.Т. Ахвледиани, Н.В.Артемьев Бизнес-планирование: М.: Юнити-Дана // ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=114751
Л2.2 Е. В. Купцова, А. А. Степанов. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства: учебное пособие М. : Дашков и К, 2024 URL: https://urait.ru/bcode/536212
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

1. Информационно-справочная система "Консультант Плюс".
2. Информационно-справочная система "Кодекс".
3. Информационно-справочная система "Гарант".
4. Федеральный портал правовой информации: http://pravo.gov.ru/.
Официальный сайт Алтайского края: http://altairegion22.ru/
Министерство экономического развития РФ: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz
5. Федеральный портал молодого предпринимателя: http://young.smb.gov.ru.
6. Аналитическое кредитное рейтинговой агентство: https://acra-ratings.ru.
7. Алтайский региональный ресурсный центр: http://www.altay-rrc.ru.
8. Деловая сеть Алтайского края: http://altai.n4.biz.
9. Базы данных сведений о предпринимательских структурах: https://fira.ru.
10. Управление Алтайская края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры: http://www.altsmb.ru.
11. Центр поддержки предпринимательства Алтайского края: http://www.altaicpp.ru.
12. Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай: http://akstat.gks.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов. Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовиться самостоятельно по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к промежуточной аттестации студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание/ пройти промежуточную аттестацию.