МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Получение рекомбинантных белков с использованием растительных продуцентов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильРазработка биофармацевтических препаратов на основе рекомбинантных технологий
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_РЕК-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 64
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 64 64 64 64
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.х.н., Зав.лабораторией рекомбинантных вакцин отдела иммунотерапевтических препаратов ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор», Карпенко Л.И.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, председатель методической комиссии ХФ, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Получение рекомбинантных белков с использованием растительных продуцентов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.04.01 Химия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1042)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование способности использовать современные тенденции в разработке рекомбинантных вакцин и физико-химические основы стимуляции иммунной системы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать и развивать теоретические основы традиционных и новых разделов химии при решении профессиональных задач
ПК-2 владением теорией и навыками практической работы в избранной области химии
ПСК-9 Способность использовать физико-химические основы клеточного и гуморального иммунного ответа и использование модели лабораторных животных в исследованиях биополимеров
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основные понятия и теоретические основы вакцинологии;
-особенности получения, состава, назначения и применения основных видов вакцин;
-основные методы конструирования рекомбинантных вакцин
-основные принципы производства рекомбинантных вакцин
3.2.Уметь:
3.2.1.-классифицировать вакцины;
-провести выбор определенного вида вакцин для защиты от конкретного патогена с учетом специфики иммунного ответа
-охарактеризовывать способы получения вакцин в зависимости от их назначения;
-качественно охарактеризовывать индуцированный вакциной иммунитет;
-описывать физико-химические основы клеточного и гуморального иммунного ответа;
-охарактеризовывать основные положения иммунопрофилактики и иммунотерапии;
-планировать эксперименты по конструированию рекомбинантных вакцин
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками планирования экспериментов по конструированию рекомбинантных вакцин;
-представлениями о методах получения рекомбинантных вакцин;
-методами прогнозирования физических и химических свойств рекомбинантных вакцин;
-навыками оценки эффективности рекомбинантных вакцин;
-представлениями о методах повышения иммуногенности вакцин (адъюванты, липосомы, цитокины и др)
-навыками оценки индуцированного вакциной иммунитета ;
-представлениями о производстве вакцин.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История развития и становления вакцинологии
1.1. Вакцинация. Основоположники современной иммунопрофилактики. Современный этап вакцинологии Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 Л1.1
1.2. Вакцинация. Основоположники современной иммунопрофилактики. Современный этап вакцинологии. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 Л1.1, Л2.3
1.3. Общие методы работы в лаборатории рекомбинантных вакцин. Техника безопасности. Физико-химические методы характеризации препарата рекомбинантной вакцины. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. Сам. работа 3 11 ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Физико-химические основы клеточного и гуморального иммунного ответа
2.1. Иммунитет. Факторы неспецифической резистентности. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 Л1.1
2.2. Стадии и фазы развития специфического иммунного ответа Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 Л1.1
2.3. Иммунитет. Факторы неспецифической резистентности. Стадии и фазы развития специфического иммунного ответа. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 Л1.1, Л2.3
2.4. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. Сам. работа 3 11 ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Общие вопросы иммунопрофилактики и иммунотерапии
3.1. Специфическая и неспецифическая иммунотерапия Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 Л1.1
3.2. Антигены, виды антигенов. Механизмы распознавания антигенов иммунной системой. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 Л1.1
3.3. Антитела, строение и функции. Использование антител в иммунотерапии. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 Л1.1
3.4. Специфическая и неспецифическая иммунотерапия. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 Л1.1, Л2.3
3.5. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. Сам. работа 3 10 ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 Л1.1
Раздел 4. Вакцины (определение, классификация, характеристика)
4.1. Классификация вакцин по способу получения, происхождения и назначения. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 Л1.1
4.2. Методы вакцинации. Анатоксины. Аллергены и аллерговакцины Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 Л1.1
4.3. Классификация вакцин по способу получения, происхождения и назначения Практические 3 4 ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 Л1.1, Л2.3
4.4. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. Сам. работа 3 11 ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Рекомбинантные вакцины
5.1. Генно-инженерные вакцины Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 Л1.1
5.2. Лечебные (терапевтические) вакцины Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 Л1.1
5.3. Генно-инженерные вакцины. Лечебные (терапевтические) вакцины Практические 3 4 ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 Л1.1, Л2.3
5.4. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. Сам. работа 3 9 ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 6. Показатели эффективности вакцин. Требования к производству вакцин
6.1. Показатели эффективности вакцин (иммунологическая, профилактическая, противоэпидемическая) Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 Л1.1
6.2. Общие требования к производству и качеству медицинских иммунобиологических препаратов (вакцин). Практические 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 Л1.1
6.3. Показатели эффективности вакцин (иммунологическая, профилактическая, противоэпидемическая). Общие требования к производству и качеству медицинских иммунобиологических препаратов (вакцин). Практические 3 4 ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 Л1.1, Л2.3
6.4. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. Сам. работа 3 12 ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.В. Цымбаленко Биотехнология: учебное пособие СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428265
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. П. Хлебова, Е. С. Яценко, Н. Ю. Сперанская Практикум по биотехнологии. Культура клеток, тканей и органов : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.2 Л. П. Хлебова, Н. Ю. Сперанская, Е. С. Яценко Прикладная биотехнология : лаб. практикум : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.3 А.С. Сироткин, В.Б. Жукова Теоретические основы биотехнологии : учебно-методическое пособие Казань : КГТУ, 2010 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270560
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр
Э2 http://www.inion.ru/product/db_2.htm - Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН)
Э3 http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
Э4 http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
Э5 Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU
Э6 Сайт библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Э7 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
• На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
• На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
• Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
• В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
• Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на практическом занятии.
• Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
• Для подготовки к практическому занятию необходимо взять план практического занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
• Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
• На практическое занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
• Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
• В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
• Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
• В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
• Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
• Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
• При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
• При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
• Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
• Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
• При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
• Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
• Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
• В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
• Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
• Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.