Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.04.01. Психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z37_04_01_ПС-23- 2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 85 | 85 | 85 | 85 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 23.05.2018 г. № 12
Заведующий кафедрой доктор.психол. наук. профессор Ральникова И.А.
1.1. | Цель учебного курса «Управленческое консультирование» состоит в обучении магистрантов с основными методами и приемами консультирования в сфере управления, а также стратегиями работы управленческого консультанта (деловая этика). Сформировать у магистрантов систему знаний по теории и методологии управленческого консультирования, этапы и виды консультирования и его специфика; Познакомить магистрантов с основными представлениями о целях, задачах управленческого консультирования, сферах его применения и возможностях в ситуациях повышения эффективности работы персонала в организации; Организовывать работу службы управленческого консультирования в структуре современной концепции менеджмента; понимать специфику управленческого консультирования |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-2 | готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ПК-9 | способностью выявлять потребности в основных видах психологических услуг и организовывать работу психологической службы в определенной сфере профессиональной деятельности |
ПК-10 | способностью к решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности |
СПК - 2 | Способность осуществлять психологическую помощь работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) средствами психологического консультирования и психологического тренинга. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | вопросы организации и основные этапы управленческого консультирования по разным направлениям работы организации; технологии отбора руководителей в организации: основы заполнения профессиограммы как основы для отбора персонала; технологии и этапы проведения аудита персонала; основные проблем, возникающие в ходе консультационной практики и подходами к их разрешению. цели, задачи управленческого консультирования, возможности и сферы его применения, основные методы и приемы консультирования в сфере экономики и управления, а также стратегиями работы управленческого консультанта |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | организовывать работу службы управленческого консультирования в структуре современной концепции менеджмента и жизненного цикла предприятия. прогнозировать изменения и динамику развития персонала организации в соответствии с жизненным циклом предприятии, особенности персонала и руководство им; Спецификой построения процесса управленческого консультирования, особенности индивидуального управленческого консультирования руководителя: - консультирование по вопросам кадрового потенциала: человеческие ресурсы в трудовой деятельности; - консультирование руководителя по вопросам повышения эффективности управленческого труда. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | составление плана работ с персоналом в организации с учетом жизненных циклов (стадии развития) организации технологиями составления рекомендаций по различным вопросам управленческой деятельности для ведущих топ-менеджеров (стиль работы, эффективность подбора и расстановки управленческих кадров, особенности мотивации персонала, коэффициенты эффективности работы и тп.). основными направлениями деятельности консультанта в организации и необходимыми направлениями психодиагностической работы в работе управленческого консультанта в организации. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Управленческое консультирование: цель, задачи, возможности реализации | ||||||
1.1. | Методы построения службы управленческого консультирования на предприятии. / | Лекции | 3 | 2 | ПК-9, ПК-10, СПК - 2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л3.1 |
1.2. | Основные роли и виды договора консультанта при взаимодействии с клиентом. Процесс управленческого консультирования: виды, структура, содержание | Практические | 3 | 1 | ОПК-2, ПК-9, ПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л3.1 |
1.3. | Основные роли и виды договора консультанта при взаимодействии с клиентом. Процесс управленческого консультирования: виды, структура, содержание | Сам. работа | 3 | 16 | ОПК-2, ПК-9, ПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 2. Процесс управленческого консультирования: виды, структура, содержание | ||||||
2.1. | Работа службы управленческого консультирования в организации. Специфика построения процесса управленческого консультирования | Лекции | 3 | 4 | ОПК-2, ПК-9, ПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л3.1 |
2.2. | Работа службы управленческого консультирования в организации. Специфика построения процесса управленческого консультирования | Практические | 3 | 2 | ПК-9, ПК-10, СПК - 2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л3.1 |
2.3. | Работа службы управленческого консультирования в организации. Специфика построения процесса управленческого консультирования. | Лекции | 3 | 2 | ПК-9, ПК-10, СПК - 2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л3.1 |
2.4. | Особенности индивидуального управленческого консультирования руководителя. - консультирование по вопросам кадрового потенциала: человеческие ресурсы в трудовой деятельности; - консультирование руководителя по проблемам управления, связанным с различными этапами в развитии трудового коллектива | Практические | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-9, ПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л3.1 |
2.5. | Консультирование по вопросам кадрового потенциала: человеческие ресурсы в трудовой деятельности; консультирование руководителя по проблемам управления, связанным с различными этапами в развитии трудового коллектива | Сам. работа | 3 | 20 | ОПК-2, ПК-9, ПК-10, СПК - 2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л3.1 |
2.6. | Особенности индивидуального управленческого консультирования руководителя: - консультирование по вопросам кадрового потенциала: человеческие ресурсы в трудовой деятельности; - консультирование руководителя по проблемам управления, связанным с различными этапами в развитии трудового коллектива | Сам. работа | 3 | 16 | ОПК-2, ПК-9, ПК-10, СПК - 2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л3.1 |
2.7. | Работа службы управленческого консультирования в организации. Специфика построения процесса управленческого консультирования | Практические | 3 | 1 | ПК-9, ПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л3.1 |
2.8. | Работа службы управленческого консультирования в организации. | Сам. работа | 3 | 16 | ОПК-2, ПК-9, ПК-10, СПК - 2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л3.1 |
2.9. | Специфика построения процесса управленческого консультирования | Сам. работа | 3 | 17 | ОПК-2, ПК-9, ПК-10, СПК - 2 | Л1.1, Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л3.1 |
2.10. | Экзамен | 3 | 9 | ОПК-2, ПК-9, ПК-10, СПК - 2 | Л1.1, Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
задание к практическим, кейсы |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | М.В. Шамардина | Организационная психология. - Тексты лекций: Учебное пособие | АлтГУ, 2014 | |
Л1.2 | Шуванов В.И. | Социальная психология управления: Учебник | М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online" | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | М. В. Шамардина | Организационная психология: тексты лекций : учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Ануфриева, Ирина Юрьевна | Основные проблемные области исследований в организационной психологии, выделяемые на каждом из уровней организационных взаимодействий (общая классификация): учебник/практикум | АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, , 2014. | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | М. В. Шамардина, И. А. Ральникова | Управленческое консультирование [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л3.2 | Орлова С.Н. | Введение в организационную психологию : : учеб. Пособие для студентов вуза. | СибГТУ. – Красноярск : [СибГТУ], , 2006. | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронный журнал про управление персоналом. | www.hr-journal.ru | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional; Office 2010 Professional Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс. Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию студентов в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать полученную информацию. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, рекомендуемой к каждому занятию, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем. На лекциях студентам раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов педагогической деятельности. Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, контрольные работы, представленные студентами преподавателю. Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем. В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии проводится итоговая аттестация в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать обучающегося от итоговой аттестации студентов с выставлением зачета за проявленную активность на практические занятия при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д. В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов. В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. Методические указания по организации самостоятельной работы В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных (лекционных, семинарских и практических) занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется курсантом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине − для овладения знаниями: чтение текста (учебников, первоисточников, дополнительной литературы), конспектирование и выписки из текста, работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование Интернет-ресурсов и др. − для закрепления, систематизации знаний: работа с конспектом лекции, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточников, дополнительной литературы), составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные и дискуссионные вопросы, подготовка докладов к семинарским занятиям, создание мультимедийных презентаций к выступлению на семинарском или практическом занятии и др. − для формирования умений: анализ теоретической профессионально-ориентированной информации, анализ конкретных ситуаций, проектирование элементов профессиональной деятельности и др. Самостоятельная внеаудиторная работа курсантов включает их подготовку к семинарским и практическим занятиям. К самостоятельной работе студента относится и подготовка к зачету/экзамену. |