Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 19.03.01. Биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 19_03_01_Биотех-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Лабораторные | 36 | 36 | 36 | 36 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 111 | 111 | 111 | 111 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., проф. кафедры органической химии
1.1. | Освоение знаний в области технологий комплексного использования растительных субстратов и приобретение практических навыков по получению продуктов на основе биоконверсии растительного сырья. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05 |
ПК-9 | владением основными методами и приемами проведения экспериментальных исследований в своей профессиональной области; способностью проводить стандартные и сертификационные испытания сырья, готовой продукции и технологических процессов |
ПК-10 | владением планирования эксперимента, обработки и представления полученных результатов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Состав и источники биомассы, основные продукты на основе биоконверсии растительного сырья |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Применять теоретические и практические знания биоконверсии растительного сырья в профессиональной деятельности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть навыками практической работы в области получения продуктов на основе биоконверсии растительного сырья. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Биомасса растений и ее ресурсы | ||||||
1.1. | Биомасса растений и ее ресурсы | Лекции | 8 | 2 | ПК-9, ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. | Сам. работа | 8 | 20 | ПК-9, ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Общая характеристика основных компонентов растительных субстратов | ||||||
2.1. | Общая характеристика основных компонентов растительных субстратов | Лекции | 8 | 2 | ПК-9, ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Предобработка древесины химическими методами | Практические | 8 | 2 | ПК-9, ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Структура клеточной стенки высших растений. Основные компоненты клеточной стенки | Практические | 8 | 2 | ПК-9, ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. | Сам. работа | 8 | 20 | ПК-9, ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 3. Предварительная обработка растительных субстратов | ||||||
3.1. | Предварительная обработка растительных субстратов. Ферментативный гидролиз древесины | Лекции | 8 | 2 | ПК-9, ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Физическое воздействие. Химические методы предобработки. Биоделигнификация | Практические | 8 | 2 | ПК-9, ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Предварительная обработка соломы пшеницы | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. | Сам. работа | 8 | 12 | ПК-9, ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Способы конверсии растительного сырья | ||||||
4.1. | Физические и комбинированныеспособы конверсии растительного сырья | Лекции | 8 | 2 | ПК-9, ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Химические способы конверсии растительного сырья | Лекции | 8 | 2 | ПК-9, ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Биологические методы конверсии растительного сырья | Лекции | 8 | 2 | ПК-9, ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Ферменты, катализирующие разложение растительных субстратов | ||||||
5.1. | Ферменты, катализирующие разложение растительных субстратов | Лекции | 8 | 2 | ПК-9, ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Целлюлазы. Гемицеллюлазы. Пектиназы | Практические | 8 | 2 | ПК-9, ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
5.3. | Ферменты лигниназного комплекса | Практические | 8 | 2 | ПК-9, ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
5.4. | Ферментативный гидролиз соломы пшеницы препаратом Целлолюкс А | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
5.5. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. | Сам. работа | 8 | 12 | ПК-9, ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Микробиологическая деградация растительного сырья | ||||||
6.1. | Микробиологическая деградация растительного сырья. Разложение целлюлозы. Микроорганизмы в биоценозах. | Лекции | 8 | 2 | ПК-9, ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Биосинтез целлюлолитических ферментов. Разложение лигнина микроорганизмами | Практические | 8 | 2 | ПК-9, ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
6.3. | Количественное определение редуцирующих веществ в частично делигнифицированной соломе пшеницы фотометрическим методом | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
6.4. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. | Сам. работа | 8 | 12 | ПК-9, ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 7. Микроорганизмы – источники биоповреждений древесины и целлюлозосодержащих материалов | ||||||
7.1. | Микроорганизмы – источники биоповреждений древесины и целлюлозосодержащих материалов | Лекции | 8 | 4 | ПК-9, ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
7.2. | Биоповреждения. Грибы | Практические | 8 | 2 | ПК-9, ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
7.3. | Механизм действия биоцидов. | Практические | 8 | 2 | ПК-9, ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
7.4. | Количественное определение общего содержания сахаров фенол-сернокислым методом | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
7.5. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. | Сам. работа | 8 | 20 | ПК-9, ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 8. Биотехнологические основы переработки и использования растительных субстратов | ||||||
8.1. | Получение этанола. Производство метана | Лекции | 8 | 4 | ПК-9, ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
8.2. | Технологическая схема процессов микробиологического синтеза | Практические | 8 | 2 | ПК-9, ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
8.3. | Спиртовок брожение растительных субстратов | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
8.4. | Получение лимонной кислоты из крахмалсодержащего растительного сырья | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
8.5. | Двухстадий процесс биоконверсии крахмалсодержащего сырья для получения пенициллина | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
8.6. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. | Сам. работа | 8 | 15 | ПК-9, ПК-10 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Представлены в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
В приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Л. П. Хлебова, Н. Ю. Сперанская, Е. С. Яценко | Прикладная биотехнология : лаб. практикум : учеб. пособие : | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3201 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Неверова, О.А. | Пищевая биотехнология продуктов из сырья растительного происхождения : учебник : | Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2007 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57396 |
Л2.2 | И.А. Рогов, Л.В. Антипова, Г.П. Шуваева | Пищевая биотехнология: В 4 кн. Кн. 1. Основы пищевой биотехнологии: учебник | КолосС, 2013 | www.studentlibrary.ru |
Л2.3 | О.А. Неверова, Г.А. Гореликова, В.М. Позняковский. | Пищевая биотехнология продуктов из сырья растительного происхождения: учебник | Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2007 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57396 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ | www.lib.asu.ru | ||
Э2 | РГБ Российская государственная библиотека | www.rsl.ru | ||
Э3 | Журналы Оксфордского университета | www.oxfordjournals.org | ||
Э4 | Научная электронная библиотека РФФИ | www.elibrary.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
007К | учебно-научная лаборатория биотехнологии - для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Лабораторные столы, стулья и шкафы; весовой стол; устройство для сушки посуды; термометры ртутные; штативы; автоклав (стерилизатор паровой ГК – 25); микроскоп биологический Микромед 1 (вар. 3-20); металлический стеллаж Титан-МС 2000*1000*600 мм (4 полки); бокс бактериальной воздушной среды БАВп-01- «Ламинар-С» -1,2 (221.120); ламинарный бокс NuAire Eppendorf NU-437-400; электроплитка; респиратор; противогаз; наборы химической посуды; наборы химических реактивов. |
010К | лаборатория органического синтеза - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; раковина; весы ВЛТЭ–2200; мешалка верхнеприводная; терморегулятор; вытяжной шкаф; электроплитка; виброизмельчитель «Ардена»; излучатель инфракрасный; центрифуга; сушильный шкаф; магнитная мешалка; водоструйный насос; прибор для определения температуры плавления; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек), песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; наборы химической посуды; наборы химических реактивов. |
Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 1. Лекция. • На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. • На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. • Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. • В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. • Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. • Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 2. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. • Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). • Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. • На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. • Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. • В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. • Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). • В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. • Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. • Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. • При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 3. Самостоятельная работа. • При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. • Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. • Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. • При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. • Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 4. Итоговый контроль. • Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. • В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. • Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. • Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |