МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Применение обстоятельств, исключающих преступность деяния

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_03_01_Юриспруденция-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 68 68 68 68
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент кафедры уголовного права и криминологии, Смирнова Л.Н.;старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии, Веснина Е.П.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент кафедры констиуционного и межднародного права , Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Применение обстоятельств, исключающих преступность деяния

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 030900 Юриспруденция (квалифиация (степень) Бакалавр") утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации 4 мая 2010 г.

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 01.07.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., Детков Алексей Петрович, профессор кафедры уголовного права и криминологии


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 01.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ю.н., Детков Алексей Петрович, профессор кафедры уголовного права и криминологии


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Углубленное изучение одного из важнейших институтов Общей части уголовного права, наделяющего граждан правом на причинение вреда охраняемым уголовным законом объектам, при наличии оснований и соблюдении установленных законом и теорией уголовного права условий правомерности причинения вреда.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права
ПК-6 способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3
-систему и виды ОИПД. Условия правомерности причинения вреда при ОИПД.
-судебную практику применения ОИПД.
-зарубежное законодательство об ОИПД.
-историю развития института обстоятельств, исключающих преступность деяния.
ПК-6
-знать о содержании и значений условий правомерности различных обстяотельств, исключающих преступность деяния
-правила квалификации при нарушении различных условий правомерности обстоятельств, исключающих преступность деяния

3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3
-осуществлять сбор нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации норм об ОИПД
-анализировать юридические нормы об ОИПД и правовые отношения, возникающие при применении норм об ОИПД
-решать задачи с применением уголовно-правовых норм об ОИПД
ПК-6
-оперировать основными понятиями категорий обстоятельств, исключающих преступность деяния
-аргументировать и обосновывать принятые решения
-квалифицировать деяния при нарушении условий правомерности ОИПД, а так же при соблюдении этих условий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3
-навыками уголовно-правового анализа
-чувством глубокого уважения к закону, в том числе уголовному, быть нетерпимым к любому нарушению закона в собственной профессиональной и внепрофессиональной деятельности;
-навыком обеспечения в профессиональной деятельности соблюдения действующего уголовного законодательства иными лицами.
ПК-6
-навыками разрешения юридических ситуаций с использованием знаний об институте обстоятельств, исключающих преступность деяния
-навыками составления юридических документов с обоснованием своей позиции по конкретной ситуации применения ОИПД

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие обстоятельств, исключающих преступность деяния и их виды.
1.1. Понятие обстоятельств, исключающих преступность деяния и их виды. Лекции 4 2 ПК-3, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Понятие обстоятельств, исключающих преступность деяния и их виды. Практические 4 2 ПК-3, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Понятие обстоятельств, исключающих преступность деяния и их виды. Сам. работа 4 10 ПК-3, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
Раздел 2. Необходимая оборона (ст. 37 УК РФ)
2.1. Необходимая оборона (ст. 37 УК РФ) Лекции 4 4 ПК-3, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Необходимая оборона (ст. 37 УК РФ) Практические 4 6 ПК-3, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
2.3. Необходимая оборона (ст. 37 УК РФ) Сам. работа 4 10 ПК-3, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
Раздел 3. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст.38 УК РФ)
3.1. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст.38 УК РФ) Лекции 4 2 ПК-3, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст.38 УК РФ) Практические 4 2 ПК-3, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
3.3. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст.38 УК РФ) Сам. работа 4 10 ПК-3, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
Раздел 4. Крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ)
4.1. Крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ) Лекции 4 2 ПК-3, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ) Практические 4 4 ПК-3, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
4.3. Крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ) Сам. работа 4 10 ПК-3, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
Раздел 5. Физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК РФ)
5.1. Физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК РФ) Лекции 4 2 ПК-3, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.2. Физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК РФ) Практические 4 4 ПК-3, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
5.3. Физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК РФ) Сам. работа 4 8 ПК-3, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
Раздел 6. Обоснованный риск (ст. 41 УК РФ)
6.1. Обоснованный риск (ст. 41 УК РФ) Лекции 4 1 ПК-3, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
6.2. Обоснованный риск (ст. 41 УК РФ) Практические 4 4 ПК-3, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
6.3. Обоснованный риск (ст. 41 УК РФ) Сам. работа 4 10 ПК-3, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
Раздел 7. Исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ)
7.1. Исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ) Лекции 4 1 ПК-3, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
7.2. Исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ) Практические 4 4 ПК-3, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
7.3. Исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ) Сам. работа 4 10 ПК-3, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие обстоятельств, исключающих преступность деяния
2. Система обстоятельств, исключающих преступность деяния
3. Необходимая оборона
4. Условия правомерности причинения вреда при необходимой обороне
5. Превышение пределов необходимой обороны и проблемы установления превышения пределов
6. Ответственность за превышение пределов необходимой обороны
7. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление и проблемы определения правомерности такого вреда
8. Превышение пределов, необходимых для задержания, особенности ответственности
9. Отграничение необходимой обороны от причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление
10. Крайняя необходимость
11. Отграничение крайней необходимости от необходимой обороны
12. Причинение вреда при физическом или психическом принуждении
13. Обоснованный риск и проблемы установления его правомерности
14. Соотношение обоснованного риска и крайней необходимости
15. Исполнение приказа или распоряжения. Условия правомерности причинения вреда исполнителем приказа
16. Основные положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г. «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление»
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов.
1. Правовая природа и социальная обусловленность обстоятельств, исключающих преступность деяния.
2. Понятие необходимой обороны. (Сравнительно-правовой анализ данного института).
3. Условия правомерности необходимой обороны.
4. Проблемы применения необходимой обороны.
5. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление. (Сравнительно-правовой анализ).
6. Условия правомерности причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление.
7. Понятие превышения мер, необходимых для задержания и условия ответственности за такое превышение.
8. Понятие и условия правомерности крайней необходимости.
9. Превышение пределов крайней необходимости и ответственность за такое превышение.
10. Проблемы применения крайней необходимости.
11. Физическое принуждение. Условия правомерности причинения вреда при физическом принуждении.
12. Уголовно-правовое значение вреда, причиненного под влиянием психического принуждения.
13. Понятие обоснованного риска. Условия правомерности причинения вреда при обоснованном риске.
14. Уголовно-правовое значение причинения вреда при исполнении приказа или распоряжения.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Размещаются в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.Я. Козаченко, Г.П. Новоселов Уголовное право. Общая часть. – 4-е изд., перераб. и доп.: Учебник Уголовное право. Общая часть : учебник. – 4-е изд., перераб. и доп., 2017 https://urait.ru/bcode/404960
Л1.2 под ред. О.С. Капинус Уголовное право России. Общая часть.: учебник Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/6A4D5DAE-F81D-40D3-889D-7FE8E4A0145F
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сверчков В.В. Уголовное право. Общая и особенная части: учебник Юрайт, 2021 www.biblio-online.ru/book/87C57CA9-7386-4FA4-8E49-9A8CC0FB89B1
Л2.2 Лебедев В.М. - отв. ред. КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РФ В 4 Т. ТОМ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ: Гриф Верховного Суда М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Смирнова Л.Н. Применение обстоятельств, исключающих преступность деяния: Рабочая программа , 2017 www.new.law.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/.
Э2 Сайт «Университетской библиотеки онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html.
Э3 Научная электронная библиотека elibrary http://elibrary.ru
Э4 Сайт Верховного суда http://www.supcourt.ru/
Э5 Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows
Microsoft office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При рассмотрении системы обстоятельств, исключающих престпность деяния студентам следует иметь в виду, что в процессе пресечения общественно опасных деяний, при устранении опасности, создаваемой другими источниками, равно как и в некоторых других случаях, возможно причинение физического и материального вреда лицу, создавшему опасность охраняемым законом правам и интересам, а также другим лицам. Такие действия формально подпадают под признаки отдельных составов преступлений, предусмотренных Особенной частью УК РФ. Однако при определенных условиях они не признаются преступными. Глава 8 УК РФ содержит 6 обстоятельств, исключающих преступность деяния: необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайняя необходимость, физическое или психическое принуждение, обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения. Действия лица при наличии этих обстоятельств признаются законодателем общественно полезными или социально допустимыми. Это обусловлено тем, что рассматриваемое поведение человека осуществляется в особой обстановке и характеризуется общественно полезными целями и мотивами. Так, целью необходимой обороны является защита охраняемых законом интересов от общественно опасного посягательства. Целью задержания лица, совершившего преступление – доставление его органам власти для осуществления правосудия и пресечение возможности совершения новых преступлений, целью крайней необходимости – спасения большего блага путем вынужденного причинения вреда меньшему благу, целью обоснованного риска является достижение общественно полезного результата.
Перечисленные в главе 8 УК РФ обстоятельства имеют общие черты и особенности. К общим чертам можно отнести следующее: 1. При таких обстоятельствах причиняется вред правоохраняемым интересам. Такое деяние внешне имеет сходство с каким-либо преступлением, предусмотренным Особенной частью УК РФ. 2. Вред при таких обстоятельствах причиняется в результате сознательных и волевых (за исключением физического непреодолимого принуждения) действий или бездействия. 3. Деяние при таких обстоятельствах признается правомерным, оно не является общественно опасным и уголовно-противоправным. 4. Каждое из перечисленных обстоятельств должно соответствовать условиям, установленным законом. При нарушении условий правомерности причинения вреда деяние может быть признано преступлением. Задача студента – четко выявить основания и условия правомерности причинения вреда при каждом из перечисленных обстоятельств, исключающих преступность деяния.
Указанные обстоятельства следует отграничивать от деяний, при совершении которых лицо освобождается от уголовной ответственности. Последняя группа состоит из таких деяний, которые содержат в себе все признаки состава преступления. Освобождение же от уголовной ответственности происходит в случае, если правоохранительные органы или суд признают возможным освободить лицо от уголовной ответственности на основании закона или с учетом его поведения во время или после совершенного преступления. Речь идет о таких случаях как: 1. Фактическая ошибка субъекта деяния; 2. Деятельное раскаяние субъекта преступления; 3. Примирение с потерпевшим лица, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести; 4. При наличии возможности исправить несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
Указанные обстоятельства следует отграничивать от иных вариантов не наступления уголовной ответственности. Уголовная ответственность не наступает, если: 1. Истекли сроки давности; 2. При добровольном отказе от доведения преступления до конца; 3. При причинении вреда невиновно; 4. При малозначительности деяния.

Учебные занятия по дисциплине проводятся в виде лекций и практических (семинарских) занятий.
Лекция представляет собой одну из основных организационных форм обучения, направленных на первичное овладение знаниями. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности, дать ориентиры для самостоятельной работы над изучением дисциплины.
Практические (семинарские) занятия являются второй основной организационной формой учебной деятельности по дисциплине. Они формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение сложных вопросов теории уголовного права в части ответственности за конкретные виды преступлений и выработка навыков применения уголовного закона. На семинарских занятиях студенты овладевают и совершенствуют умения убедительно формулировать, отстаивать собственную точку зрения, приобретают навыки решения казусов (задач).
В процессе подготовки к семинарским занятиям необходимо студенту учесть следующее:
1. Перед семинарским занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по применению обстоятельств, исключающих преступность деяния.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки. При этом результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в таких формах, как:
- составление плана изученного источника;
- перечисление основных выводов автора прочитанной работы;
- формулирование тезисов (самостоятельного обобщённого и сжатого изложения основных положений изученного источника);
- составление аннотации (самостоятельной краткой обобщающей характеристики прочитанной работы).
- написание конспекта.
Изучение обстоятельств, исключающих преступ6ность деяния невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, рефератов). В связи с этим студенты должны владеть методикой проведения обобщения судебной практики, то есть знать и уметь пользоваться совокупностью приёмов сбора, обработки и анализа информации о квалификации преступлений правоприменительными органами.
С учётом рекомендации преподавателя определяется период времени, за который собирается и обобщается судебная практика. Необходимо учесть, что изучение судебной практики за очень непродолжительное время не позволит сделать объективных выводов. Как правило, обобщение судебной практики проводится за последние пять лет. Если за этот период не опубликовано ни одного материала по тому или иному обстоятельству, исключающему престпуность деяния, то разрешается использовать и более раннюю практику.
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам.
Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-порталов. К ним относятся Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/).
Следующий этап работы при изучении судебной практики – это систематизация, анализ собранных приговоров, определений, постановлений судов и формулирование результатов обобщения. В итогах обобщения могут быть отражены такие моменты:
- какую позицию занимают судебные инстанции по тому или иному теоретически неопределённому или дискуссионному вопросу;
- по каким основаниям действия виновных переквалифицировались судами;
- имели ли место ошибки в применении норм об обстоятельствах, исключающих преступность деяния;
- имел ли место различный подход к квалификации деяния отдельными судами;
- как решаются вопросы разграничения деяний, предусматривающих уголвную ответственность за превышение необходимой обороны, м6ер необходимых для задержания лица.
По заданию преподавателя, результаты обобщения судебной практики необходимо оформить.
Правила оформления результатов проведённого обобщения судебной практики.
Оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к научно-исследовательским студенческим работам (листы формата А-4, скреплённые между собой, страницы пронумерованы, имеется титульный лист). Обязательными разделами такой работы являются:
1. Количество изученных примеров со ссылками на источники.
2. Сформулированные выводы по результатам систематизации и анализа судебной практики.
3. Приложения:
3.1 приобщаются наиболее важные судебные решения.
3.2 на основе наиболее интересных, на взгляд студента материалов, создаётся учебная задача (казус).
При изучении дисциплины особая роль отводится самостоятельной работе. Самостоятельная работа включает: ознакомление с содержанием методических рекомендаций, чтение и изучение конспектов лекций, рекомендованных нормативного материала, основной и дополнительной литературы, подготовку по теоретическим вопросам, вынесенным на семинарские занятия, подготовку рефератов, решение задач, подготовку ответов на вопросы к зачёту.
Реферат представляет собой достаточно краткое, но ясное и четкое изложение определенного вопроса или проблемы, вынесенной в качестве его названия. Для написания реферата требуется изучение нормативного материала, учебной литературы, научных статей, монографий, посвященных заявленной тематике, а также правоприменительной практики.
Объем реферата колеблется от 3 до 7 страниц. Оформляется работа на отдельных листах (формата А-4), скрепленных между собой. Страницы работы должны быть пронумерованы. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским студенческим работам. На цитируемую литературу должны быть сделаны сноски по библиографическим правилам. Завершается текст реферата списком использованной при его написании литературы, составленным с учетом методических рекомендаций по оформлению библиографического списка, утвержденных Советом дирекции библиотеки АлтГУ от 25 января 2011 г. (Сайт научной библиотеки АлтГУ. Режим доступа: официальном сайте – http://vsrf.ru/http://www.lib.asu.ru/slasu/arhiv/doc/oform.pdf).