МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

СКФ-хроматография в фармации: процессы и аппараты

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильСверхкритические флюидные технологии в производстве фармацевтических препаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_СКФ-2-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 30 30 30 30
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
СКФ-хроматография в фармации: процессы и аппараты

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.04.01 ХИМИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1042)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор Н.Г. Базарнова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор Н.Г. Базарнова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать способность использовать хроматографию со сверхкритическими флюидами для анализа состава и разделения смесей веществ, в том числе хиральных, в фармации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью реализовать нормы техники безопасности в лабораторных и технологических условиях
ПК-2 владением теорией и навыками практической работы в избранной области химии
ПК-3 готовностью использовать современную аппаратуру при проведении научных исследований
ПСК-8 Способность использовать хроматографию со сверхкритическими флюидами для анализа состава и разделения смесей веществ, в том числе хиральных, в фармации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические основы сверхкритической флюидной хроматографии
- методы СКФ хроматографического анализа
- хроматографическую аппаратуру и способы ее использования
- нормы техники безопасности в лабораторных и технологических условиях при реализации процессов СКФ хроматографии
- основные блоки СКФ хроматографа;
- основные приемы работы на СКФ хроматографе
3.2.Уметь:
3.2.1.- работать с литературными источниками и справочной литературой в области СКФ хроматографии
- воспроизводить и использовать методики хроматографического анализа для адекватного решения аналитических задач
- подбирать и оптимизировать условия эксперимента для достижения поставленных целей
- реализовывать нормы техники безопасности в лабораторных и технологических условиях при осуществлении процессов СКФ хроматографии
- работать на СКФ хроматографе
- применять сверхкритическое флюидное состояние вещества в процессах СКФ хроматографии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- основными принципами сверхкритической флюидной хроматографии
- практического применения сверхкритической флюидной хроматографии
- основными приемами и техникой работы на СКФ хроматографе
- экспериментальных приемов реализации норм техники безопасности в лабораторных и технологических условиях при осуществлении процессов СКФ хроматографии
- навыками выполнения эксперимента с использованием СКФ хроматографического оборудования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Хроматография как сепарационный процесс. Основные понятия хроматографии Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-8 Л1.1, Л1.2
1.2. Хроматография как сепарационный процесс. Основные понятия хроматографии Практические 2 4 ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-8 Л1.1, Л1.2
1.3. Препаративная хроматография Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-8 Л1.1, Л1.2
1.4. Препаративная хроматография Практические 2 4 ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-8 Л1.1, Л1.2
1.5. Механизмы удерживания в хроматографии Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-8 Л1.1, Л1.2
1.6. Способы разделения энантиомеров Практические 2 2 ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-8
1.7. Метод сверхкритической флюидной хроматографии Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-8
1.8. Сверхкритическая флюидная хроматография: основы метода Практические 2 4 ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-8
1.9. Применение СФХ Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-8
1.10. Подвижные и неподвижные фазы в СФХ Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-8
1.11. Подвижные фазы в СФХ Практические 2 2 ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-8
1.12. Неподвижные фазы в СФХ Практические 2 2 ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-8
1.13. Механизмы удерживания в СФХ Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-8
1.14. Механизмы удерживания в СФХ Практические 2 2 ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-8
1.15. Оптимизация методик разделений в СФХ Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-8
1.16. Оптимизация методик разделений в СФХ Практические 2 2 ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-8
1.17. Аппаратурное оформление СФХ Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-8
1.18. Аппаратурное оформление СФХ Практические 2 2 ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-8
1.19. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 40 ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-8
1.20. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 2 30 ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-8
1.21. Техника безопасности. Типовое устройство хроматографической системы Лабораторные 2 6 ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-8
1.22. Качественный анализ по параметрам удерживания Лабораторные 2 6 ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-8
1.23. Количественный хроматографический анализ смеси Лабораторные 2 6 ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-8
1.24. Разделение оптических изомеров Лабораторные 2 12 ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-8
1.25. Подготовка отчетов по лабораторным работам Сам. работа 2 47 ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-8

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сычев,С.Н. Высокоэффективная жидкостная хроматография: аналитика, физическая химия, распознавание многокомпонентных систем: СПб.:Лань, 2013 e.lanbook.com
Л1.2 Конюхов В. Ю. Хроматография: Учебники Издательство "Лань", 2012 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журнал "Сверхкритические Флюиды: Теория и Практика" www.scf-tp.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Научная библиотека АлтГУ: http://www.lib.asu.ru
Библиотечно-информационная система «Реферативный журнал» по 2009: http://www.lib.asu.ru:8082/
Книги и журналы издательства Springer: http://link.springer.com
Книги и журналы издательства Elsevier: http://www.sciencedirect.com
Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
103К научно-исследовательская лаборатория промышленной фармации и сверхкритических флюидных технологий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель. Лабораторные столы, стулья. Вытяжной шкаф, дозаторы пипеточные Eppendorf Research Plus с принадлежностями(объем 1000-10000 м ), Испаритель ротационный Heidolph Hei-VAP Precision ML/G3, Моноблок Lenovo IdeaCentre 310-20IAP 19.5" P J4205/4Gb/1Tb/HDG505 19.5" WXGA+ P , Компьютер-моноблок RAMEC GALE Intel Pentium G1610G/ОЗУ4 ГБ/НЖМД 500 ГБ , Мешалка магнитная аналоговая с подогревом Daihan WiseStir MSН-20A, Мультимодальная препаративная хроматографическая система, МФУ лазерное HP Inc.LaserJetPro M227fdw(A4) принтер/сканер/копир/факс/ADF,Ethern, Перемешивающее устройство с цифровым управлением Daihan WiseStir HS-30D-Set, Плитка нагревательная HP-20D-Set , Система водоочистительная лабораторная, вариант исполнения: Simplicity, Штатив типа "карусель" для одновременной зарядки четырёх дозаторов Xplorer, набор химической посуды; набор реактивов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.

Методические указания к лекционным занятиям

При подготовке к лекции рекомендуется:
1. просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2. полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3. если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;

Методические указания к практическим (семинарским) занятиям

Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по рассматриваемым вопросам (заданиям); выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных (практических) задач по теме семинара; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионные вопросы. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.

Методические указания к выполнению лабораторных работ

Лабораторные занятия позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности. Цели лабораторных занятий:
1. закрепление теоретического материала путем систематического контроля за самостоятельной работой студентов;
2. формирование умений использования теоретических знаний в процессе выполнения лабораторных работ;
3. развитие аналитического мышления путем обобщения результатов лабораторных работ;
Структура и последовательность занятий: на первом, вводном, занятии проводится инструктаж студентов по охране труда, технике безопасности и правилам работы в лаборатории по инструкциям утвержденного образца с фиксацией результатов в журнале инструктажа. Студенты также знакомятся с основными требованиями преподавателя по выполнению учебного плана, с графиком прохождения лабораторных занятий, с графиком прохождения контрольных заданий, с основными формам отчетности по выполненным работам и заданиям.
Студентам для выполнения лабораторных работ необходима специальная лабораторная тетрадь (рабочий журнал), которая должна быть соответствующим образом подписана, простые карандаши, линейка. Для каждого занятия подготовлены методические указания по выполнению лабораторной работы.
Структура лабораторного занятия:
1. Объявление темы, цели и задач занятия.
2. Проверка теоретической подготовки студентов к лабораторному занятию.
3. Выполнение лабораторной работы.
4. Подведение итогов занятия (формулирование выводов).
5. Проверка отчетов по лабораторной работе.
В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения. По теме занятия проводится беседа, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы. Задания в ходе лабораторной работы выполняется в соответствии с методическими указаниями. Перед уходом из лаборатории студенты должны навести порядок на своем рабочем месте.


Методические указания к экзамену

Изучение многих общепрофессиональных и специальных дисциплин завершается экзаменом. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.