МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Супрамолекулярная биоорганическая химия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильРазработка биофармацевтических препаратов на основе рекомбинантных технологий
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_РЕК-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 60
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 60 60 60 60
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Супрамолекулярная биоорганическая химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.04.01 Химия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1042)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.знакомство с общими представлениями и современными достижениями супрамолекулярной химии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать и развивать теоретические основы традиционных и новых разделов химии при решении профессиональных задач
ОПК-2 владением современными компьютерными технологиями при планировании исследований, получении и обработке результатов научных экспериментов, сборе, обработке, хранении, представлении и передаче научной информации
ПК-2 владением теорией и навыками практической работы в избранной области химии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и представления супрамолекулярной биоорганической химии, закономерности самоорганизации биологических супрамолекулярных систем, теоретические подходы биомиметического конструирования супрамолекулярных систем
3.2.Уметь:
3.2.1.классифицировать синтетические и биологические супрамолекулярные системы, характеризовать их строение, вероятность образования, устойчивость и реакционную способность
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками компьютерного конструирования пространственной структуры биологических супрамолекулярных систем и их моделей, навыками расчета количественных характеристик свойств супрамолекулярных систем

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие представления супрамолекулярной химии
1.1. Основные понятия и объекты супрамолекулярной химии. Общие закономерности образования супрамолекулярных систем. Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.1
1.2. Супрамолекулы и супрамолекулярные ансамбли. Молекулярное распознавание Практические 3 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.1
1.3. Природа супрамолекулярных взаимодействий Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.1
1.4. Общие представления супрамолекулярной химии Сам. работа 3 10 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.1
Раздел 2. Связывание катионов и анионов
2.1. Связывание и распознавание катионных и анионных субстратов Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.1
2.2. Основные типы синтетических органических рецепторов Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.1
2.3. Супрамолекулярные комплексы синтетических органических рецепторов с катионами и анионами Практические 3 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.1
2.4. Связывание катионов и анионов Сам. работа 3 10 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.1
Раздел 3. Связывание нейтральных молекул
3.1. Связывание и распознавание нейтральных молекул Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.1
3.2. Супрамолекулярные комплексы с фуллеренами и циклодекстринами Практические 3 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.1
3.3. Связывание нейтральных молекул Сам. работа 3 10 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.1
Раздел 4. Темплаты и самосборка
4.1. Темплатирование. Самосборка и самоорганизация супрамолекулярных структур Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.1
4.2. Темплаты и самосборка Практические 3 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.1
4.3. Темплаты и самосборка Сам. работа 3 10 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.1
Раздел 5. Супрамолекулярная химия жизненно-важных процессов
5.1. Объекты супрамолекулярной химии в живых системах Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.1
5.2. Биологические супрамолекулярные структуры Практические 3 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.1
5.3. Супрамолекулярная химия жизненно-важных процессов Сам. работа 3 10 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.1
Раздел 6. Моделирование биологических супрамолекулярных систем
6.1. Модели биологических супрамолекулярных структур Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.1
6.2. Биомиметический подход в супрамолекулярной химии Практические 3 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.1
6.3. Физические и физико-химические методы исследования синтетических и биологических супрамолекулярных систем Практические 3 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.1
6.4. Моделирование биологических супрамолекулярных систем Сам. работа 3 10 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Базарнова Н.Г., Кушнир Е.Ю. Супрамолекулярная органическая химия: Метод. указания к практ. занятиям и сам. работе Барнаул, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭУМКД "Супрамолекулярная органическая химия"
Э2 Курсы в Moodle "Супрамолекулярная биоорганическая химия" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
6.http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
12.http://www.gpntb.ru/win/search/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России)
13.http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
19.Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для обучающихся размещены в приложении