МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Бережливое производство

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в управлении финансами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_ПИвУФ-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 60
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 60 60 60 60
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд. экон. наук, доцент, Гробунова А.Ю.

Рецензент(ы):
канд. экон. наук, доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Бережливое производство

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук, доцент Рудакова О.Ю,


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой канд. экон. наук, доцент Рудакова О.Ю,


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины – ознакомление с основами формирования концепции «Бережливое производство»

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ОПК-4 Способен применять на практике новые научные принципы и методы исследований;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- методы анализа проблемных ситуаций с позиции концепции «Бережливое производство»
- методы исследования организаций с позиции концепции «Бережливое производство»
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать проблемные ситуаций с позиции концепции «Бережливое производство»
- исследовать организации с позиции концепции «Бережливое производство»
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками анализа проблемных ситуаций с позиции концепции «Бережливое производство»
- навыками исследования организаций с позиции концепции «Бережливое производство»

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Бережливое производство как модель повышения эффективности деятельности предприятия
1.1. История возникновения систем бережливого производства Лекции 2 2 УК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.2. История возникновения систем бережливого производства Практические 2 2 УК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.3. История возникновения систем бережливого производства Сам. работа 2 10 УК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.4. Бережливое производство в рамках других моделей повышения эффективности Лекции 2 2 УК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.5. Бережливое производство в рамках других моделей повышения эффективности Практические 2 2 УК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.6. Бережливое производство в рамках других моделей повышения эффективности Сам. работа 2 10 УК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.7. Создание базовых условий для реализации модели бережливого производства Лекции 2 2 УК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.8. Создание базовых условий для реализации модели бережливого производства Практические 2 2 УК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.9. Создание базовых условий для реализации модели бережливого производства Сам. работа 2 10 УК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Организация внедрения модели бережливого производства на предприятии
2.1. Система Кайдзен: построение производственного потока на рабочем участке Лекции 2 0 УК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
2.2. Система Кайдзен: построение производственного потока на рабочем участке Практические 2 0 УК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
2.3. Система Кайдзен: построение производственного потока на рабочем участке Сам. работа 2 10 УК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
2.4. Система «Упорядоточения /5S» Лекции 2 0 УК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
2.5. Система «Упорядоточения /5S» Практические 2 0 УК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
2.6. Система «Упорядоточения /5S» Сам. работа 2 10 УК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
2.7. Система менеджмента качества, «Точно-вовремя -JIT», общего производительного обслуживания оборудования TPM Лекции 2 0 УК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
2.8. Система менеджмента качества, «Точно-вовремя -JIT», общего производительного обслуживания оборудовани Практические 2 0 УК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
2.9. Система менеджмента качества, «Точно-вовремя -JIT», общего производительного обслуживания оборудовани Сам. работа 2 10 УК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк Инновационное предпринимательство: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры ЮРАЙТ, 2018 https://biblio-online.ru/book/AD997B4A-8DDF-4C25-A15A-5BA8B6BAEAFA
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Михеева, Е.Н. Управление качеством: учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454086
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.