МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Индивидуальный проект как учебное событие

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология и химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Волкова Н.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Индивидуальный проект как учебное событие

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование проектных компетенций; формирование представлений об образовательном событии; освоение технологии сопровождения индивидуального проекта как образовательного события

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
ОПК-2 Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ПК-3 Способен осуществлять развивающую деятельность в образовательном процессе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.технологию постановки задач (выделение задач из целей)
требования к разработке основных и дополнительных образовательных программ;
требования федеральных государственных образовательных стандартов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями;
знает принципы, методы развивающей деятельности в образовательном процессе
3.2.Уметь:
3.2.1.определять совокупность взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, исходя из действующих правовых норм;
умеет разрабатывать основные и дополнительные образовательные программы (либо отдельные их компоненты);
умеет организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
умеет осуществлять развивающую деятельность в образовательном процессе
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.опытом деятельности в оценивании вероятных рисков и ограничений в решении поставленных задач
опытом разработки основных и дополнительных образовательных программ;
опытом разработки совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
имеет опыт осуществления развивающей деятельности в образовательном процессе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Педагогическое проектирование как особая педагогическая деятельность
1.1. Теоретические основы педагогического проектирования Лекции 5 2
1.2. Развитие и применение идей проектной деятельности в педагогике Сам. работа 5 6
1.3. Логика организации проектной деятельности Лекции 5 2
1.4. Программирование и планирование хода проекта Сам. работа 5 6
1.5. Педагогический проект. Виды педагогических проектов Лекции 5 2
1.6. Индивидуальные проекты. Предметы проектирования Сам. работа 5 6
1.7. Технология педагогического проектирования Практические 5 2
1.8. Этап диагностики в проектировании Сам. работа 5 6
1.9. Этап проблематизации в проектировании Сам. работа 5 6
1.10. Этап концептуализации в проектировании Сам. работа 5 6
Раздел 2. Событийный подход в педагогическом проектировании
2.1. Образовательное событие: подходы к определению Лекции 5 2
2.2. Технология событийного проектирования Лекции 5 2
2.3. Обучение проектной деятельности Лекции 5 2
2.4. Технология проектирования образовательных событий Практические 5 4
2.5. Разработка событийного проекта Сам. работа 5 6
2.6. ФГОС старшей школы: индивидуальные проекты Практические 5 4
2.7. Разработка индивидуального проекта (по профилю подготовки) Сам. работа 5 6
2.8. Педагогическое сопровождение индивидуальных проектов обучающихся Практические 5 4
2.9. Разработка программы педагогического сопровождения индивидуальных проектов обучающихся Сам. работа 5 6
2.10. Рефлексия индивидуального проекта как образовательного события Практические 5 4
2.11. Оформление кейса по результатам разработки индивидуального проекта Сам. работа 5 6
2.12. Результаты и оценка индивидуальных проектов в соответствии с требованиями ФГОС общеобразовательной школы Практические 5 4
2.13. Разработка экспертной карты Сам. работа 5 6
2.14. Требования к участникам педагогического проектирования Практические 5 2
2.15. Разработка фрагмента программы проектного обучения Сам. работа 5 6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Построение курса – модульное. В учебном курсе выделены 3 модуля: «Педагогическая деятельность»; «Событийное проектирование и событийное образование»; «Рефлексия в педагогической деятельности».
Освоение курса по выбору «Событийное образование» предполагает использование интерактивных форм проведения занятий с целью формирования профессиональных компетенций магистрантов. Организация модуля «Технологии организации образовательных событий в образовательной практике» предполагает освоение проектирования, как технологию организации совместной деятельности в образовательном событии и кейс-стади, как технологию рефлексии образовательных событий.
Самостоятельная работа предполагает как индивидуальную работу, так и групповую, и включает: проектное задание, рефлексивное задание, письменные работы (кейс, эссе, экспертную карту) подготовку к практическим занятиям.
Инструкция
по организации проектной деятельности (для самостоятельной работы)
1. Предпроектный этап:
б) диагностика ситуации:
Ответы на вопрос (учителей - предметников) – В чём проблемы содержания и организации внеурочной деятельности по вашим предметам??? Примечание: опрос может быть проведён в образовательной организации, на педагогическом форуме учителей-предметников.
Результат процедуры – объект проектной деятельности (организация внеурочной деятельности по предмету)
в) проблематизация (самоопределение в проблемном поле проекта):
- выстраивание "проблемного поля проектной деятельности";
-выбор проблемы для проектной деятельности (т.е. "сортировка" полученных мнений, суждений, высказываний для последующей классификации)
Результат процедуры – выделение в рамках выбранного объекта преобразования предмета проектирования, т.е. конкретизация того, что хотелось бы создать. (предмет проектирования – формы организации внеурочной деятельности по предмету)
г) концептуализация:
- формулирование идеи, замысла проекта;
- формулирование цели проектной деятельности;

УП: 44_06_01_ТМПО-2018.plx стр. 7
-формулирование задач проектной деятельности (не более трёх: образовательная, воспитательная, развивающая)
Результат процедуры – идея, цель, задачи
д) выбор формата проекта:
- определение формы проекта (квест, ярмарка, рекламное агентство, город Мастеров и т.п.);
2. Этап разработки проекта
а) Оформление текста проекта (форма – таблица взаимодействия педагога и воспитанника)
б) Разработка и оформление текста проекта
в) Сдача электронного текста проекта, рефератов, кейсов преподавателю для проверки до защиты. Примечание: реферат, кейс выполняет каждый обучающийся индивидуально.
г) Защита разработанных проектов (с использованием мультимедийных технологий);
3. Рефлексивный этап/кейс (эссе) «Моё понимание педагогического проектирования»
4. Экспертиза проекта (заполнение экспертной карты)
Алгоритм создания (написания) Кейсов по событийным (индивидуальным) проектам
1.Название кейса
2.Контекст ситуации (10% от общего объёма текста).
3.Описание ситуации личного участия в организации событийного (образовательного) проекта (60 % от общего объёма текста).
4.Аналитический комментарий: формулирование личного понимания проблем содержания и организации событийного проекта, возможных путей решения проблем (15% от общего объёма текста).
5.Аналитическое обобщение: определение понятий и зависимостей, характеризующих особенности событийного проекта и изменения личностной практики образования (15% от общего объёма текста).
Алгоритм написания Эссе по событийным проектам
1. Алгоритм написания Эссе по событийным проектам
1.Особенности написания эссе:
•По объёму – небольшая работа.
•По проявлению индивидуальности – субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему.
•По стилю – образность, афористичность, разговорные интонации и лексика.
•По особенностям композиции – композиция свободная, однако это не предполагает ее полное отсутствие; последовательность изложения, как правило, подчинена только внутренней логике авторских размышлений. Связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер; отсюда особый синтаксис – множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции; в пунктуации – многоточия, приглашающие к размышлению
2.Определение структуры эссе (элементы структуры в % к общему объему работы)
•Введение (формулировка проблемы (смысла) высказывания, выражение собственного отношения) /20%
•Основная часть (тезисы и их аргументация, выражение личного мнения) /60%
•Заключение (выводы, умозаключения) /20%
3.Определение требований к содержанию эссе
Понимание событийного проектирования
4.Требования, предъявляемые к эссе
1.Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
2.Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
3.Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
4.Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
5.Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
6.Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.
5.Критерии оценивания эссе:
•Умение обозначить проблему;
•Логичность, связность раскрытия проблемы;
•Наличие собственной позиции, критическое отношение к предложенной теме;
•Соответствие аргументов выбранной теме;
•Обоснованность выводов;
•Внутреннее смысловое единство текста.