МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология семьи и семейное консультирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_ПС-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.пс.н., доцент, Ипполитова Е.А.

Рецензент(ы):
к.пс.н., декан, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Психология семьи и семейное консультирование

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ направление 37.03.01 «Психология» СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) — БАКАЛАВР ПСИХОЛОГИИ. Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 946

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.псх.н., Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой профессор, д.псх.н., Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса:
Изучение закономерностей формирования и развития человека как члена семьи, овладение методами диагностики семейных проблемных зон и технологией семейного психологического консультирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.24

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-12 способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные закономерности формирования и развития человека, функции, структуру, динамику, жизненный цикл семьи; роль детско-родительских и супружеских отношений в адаптации к жизненным ситуациям и вторичной травматизации личности; психологические закономерности преодоления детьми и семьями проблемных жизненных ситуаций (развод, повторный брак, кризис супружеской адаптации и др.).
3.2.Уметь:
3.2.1.с помощью наиболее распространенных психологических методов выявлять основную специфику функционирования человека как члена семьи; выделять основные факторы во внутрисемейных отношениях, облегчающие процесс адаптации личности;
просвещать население, работников организаций социальной сферы в сфере проблем детей и семей.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами оценки семейной ситуации посредством диагностики функций, структуры, динамики и жизненного цикла семьи (генограмма семьи и другие проективные методы, тест психологической готовности к родительству, удовлетворенности браком, методами диагностики семейной тревоги, модифицированные опросники, скульптура семьи и пр.); методами психологической поддержки человека как члена семьи; основами организации психологического просвещения в сфере проблем детей и семей

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Семья как многоуровневая и многофункциональная система.
1.1. Социально-психологическая модель семьи. Лекции 6 2 ОК-6, ОК-7, ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Социальные роли в семье. Функции семьи. Лекции 6 2 ОК-6, ОК-7, ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Жизненный цикл семьи. Лекции 6 2 ОК-6, ОК-7, ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Жизненный цикл семьи. Практические 6 4 ОК-6, ОК-7, ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака. Практические 6 8 ОК-6, ОК-7, ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Развод как социально-психологический феномен. Сам. работа 6 21 ОК-6, ОК-7, ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Нарушение функционирования семьи. Практические 6 2 ОК-6, ОК-7, ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Теория и практика семейного консультирования.
2.1. Семья как источник психической травмы. Лекции 6 4 ОК-6, ОК-7, ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Семья как источник психической травмы. Сам. работа 6 20 ОК-6, ОК-7, ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Состояние глобальной семейной неудовлетворенности. Семейная тревога. Лекции 6 2 ОК-6, ОК-7, ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Модели консультирования семьи. Лекции 6 2 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Модели консультирования семьи. Практические 6 2 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. Сам. работа 6 20 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. Практические 6 4 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Стандартизированные методы исследования супружеских отношений. Сам. работа 6 20 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Стандартизированные методы исследования супружеских отношений. Практические 6 2 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.10. Экзамен 6 27 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложния

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Суслова Т.Ф., Шаповаленко И.В. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Векилова С.А. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Прохорова О.Г., Торохтий В.С. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Векилова, С. А. Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/ABC96C93-8353-4F22-B767-8D8B92B5888C.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения дисциплины студентам рекомендуется:
1). Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины.
2). Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждении домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др.
3). При подготовке доклада студенту рекомендуется:
1. Составить план выступления;
2. При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
3. Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
4. Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
5. Время доклада 7 минут;
6. После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
7. Приветствуется использование электронной презентации;
8. Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.