МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология семьи и семейное консультирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 81
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пс.н., доцент, Ипполитова Е.А.

Рецензент(ы):
к.пс.н., декан, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Психология семьи и семейное консультирование

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ направление 37.03.01 «Психология» СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) — БАКАЛАВР ПСИХОЛОГИИ. Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 946

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.псх.н., Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой профессор, д.псх.н., Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса:
Изучение закономерностей формирования и развития человека как члена семьи, овладение методами диагностики семейных проблемных зон и технологией семейного психологического консультирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.23

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-12 способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные закономерности формирования и развития человека, функции, структуру, динамику, жизненный цикл семьи; роль детско-родительских и супружеских отношений в адаптации к жизненным ситуациям и вторичной травматизации личности; психологические закономерности преодоления детьми и семьями проблемных жизненных ситуаций (развод, повторный брак, кризис супружеской адаптации и др.).
3.2.Уметь:
3.2.1.с помощью наиболее распространенных психологических методов выявлять основную специфику функционирования человека как члена семьи; выделять основные факторы во внутрисемейных отношениях, облегчающие процесс адаптации личности;
просвещать население, работников организаций социальной сферы в сфере проблем детей и семей.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами оценки семейной ситуации посредством диагностики функций, структуры, динамики и жизненного цикла семьи (генограмма семьи и другие проективные методы, тест психологической готовности к родительству, удовлетворенности браком, методами диагностики семейной тревоги, модифицированные опросники, скульптура семьи и пр.); методами психологической поддержки человека как члена семьи; основами организации психологического просвещения в сфере проблем детей и семей

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Семья как многоуровневая и многофункциональная система.
1.1. Социально-психологическая модель семьи. Лекции 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Социальные роли в семье. Функции семьи. Сам. работа 5 6 ОК-6, ОК-7, ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Жизненный цикл семьи. Лекции 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Жизненный цикл семьи. Практические 5 4 ОК-6, ОК-7, ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака. Сам. работа 5 12 ОК-6, ОК-7, ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Развод как социально-психологический феномен. Сам. работа 5 8 ОК-6, ОК-7, ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Нарушение функционирования семьи. Практические 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Теория и практика семейного консультирования.
2.1. Семья как источник психической травмы. Лекции 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Семья как источник психической травмы. Сам. работа 5 14 ОК-6, ОК-7, ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Состояние глобальной семейной неудовлетворенности. Семейная тревога. Сам. работа 5 8 ОК-6, ОК-7, ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Модели консультирования семьи. Сам. работа 5 8 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Модели консультирования семьи. Практические 5 2 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. Сам. работа 5 13 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. Практические 5 2 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Стандартизированные методы исследования супружеских отношений. Сам. работа 5 12 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Стандартизированные методы исследования супружеских отношений. Практические 5 2 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.10. Экзамен 5 9 ОК-6, ОК-7, ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложния

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Суслова Т.Ф., Шаповаленко И.В. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Векилова С.А. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Прохорова О.Г., Торохтий В.С. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Векилова, С. А. Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/ABC96C93-8353-4F22-B767-8D8B92B5888C.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения дисциплины студентам рекомендуется:
1). Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины.
2). Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждении домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др.
3). При подготовке доклада студенту рекомендуется:
1. Составить план выступления;
2. При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
3. Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
4. Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
5. Время доклада 7 минут;
6. После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
7. Приветствуется использование электронной презентации;
8. Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.