МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Механика сплошных сред

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра радиофизики и теоретической физики
Направление подготовки03.03.02. Физика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план03_03_02_Ф-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Механика сплошных сред

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 03.03.02 ФИЗИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №937)

составлена на основании учебного плана:
03.03.02 Физика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра радиофизики и теоретической физики

Протокол от 06.06.2019 г. № 9/2018-19
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Лагутин Анатолий Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра радиофизики и теоретической физики

Протокол от 06.06.2019 г. № 9/2018-19
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Лагутин Анатолий Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение законов и теорем механики сплошной среды, которые являются основополагающими для всех разделов не только прикладной механики, но так же служат фундаментальной образовательной базой для других разделов и дисциплин теоретической физики.
Устранение пробелов в знаниях по курсу «Общей физики» раздел «Механика», которые, как правило, появляются у них после завершения первого курса, и, кроме того, углубление этих знаний и выработка навыков применения аппарата высшей математики для решения физических и прикладных задач.
Рассмотрение несвободных систем, а так же введение обобщённых координат и обобщённых сил и последующем получении уравнений Лагранжа и Гамильтона, освоением принципа наименьшего действия Остроградского–Гамильтона.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью использовать базовые теоретические знания фундаментальных разделов общей и теоретической физики для решения профессиональных задач
ПК-1 способностью использовать специализированные знания в области физики для освоения профильных физических дисциплин
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Об использовании в познавательной и профессиональной деятельности базовых знаний в области механики и математики.
3.2.Уметь:
3.2.1.Приобретать новые знания по механике, используя современные образовательные и информационные технологии.
Уметь использовать базовые знания для решения профессиональных практических задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Применения полученных научных знаний по механике в других областях и разделах физики и, тем самым, показывать единство физики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Тензорный анализ. Силы и напряжения. Деформация сплошной среды Лекции 4 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Тензорный анализ. Силы и напряжения. Деформация сплошной среды Практические 4 10 ОПК-3, ПК-1 Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.3. Тензорный анализ. Силы и напряжения. Деформация сплошной среды Сам. работа 4 15 ОПК-3, ПК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Основные уравнения гидродинамики
2.1. Уравнение непрерывности. Уравнение Эйлера. Уравнение энергии. Уравнения баланса. Термодинамика Лекции 4 4 ОПК-3, ПК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Идеальная жидкость
3.1. Приближение идеальной жидкости. Основные уравнения. Интеграл Бернулли. Интеграл Коши Лекции 4 4 ОПК-3, ПК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Приближение идеальной жидкости. Основные уравнения. Интеграл Бернулли. Интеграл Коши Практические 4 8 ОПК-3, ПК-1 Л1.3, Л2.2, Л2.3
3.3. Приближение идеальной жидкости. Основные уравнения. Интеграл Бернулли. Интеграл Коши Сам. работа 4 20 ОПК-3, ПК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Неидеальная жидкость
4.1. Основные уравнения. Ударные волны Лекции 4 4 ОПК-3, ПК-1 Л1.3, Л2.1
4.2. Основные уравнения. Ударные волны Практические 4 4 ОПК-3, ПК-1 Л1.3, Л2.1
4.3. Основные уравнения. Ударные волны Сам. работа 4 10 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Физически бесконечно малая частицы (ФБМЧ)
Основы тензорного анализа
Уравнение непрерывности
Уравнения динамики для сплошной среды
Уравнения энергетического баланса для сплошной среды
Термодинамика сплошной среды
Термическое и калорическое уравнения сплошной среды
Идеальная жидкость
Интеграл Бернулли
Интеграл Коши
Вязкая жидкость
Уравнение Навье-Стокса
Ударные волны



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Физически бесконечно малая частицы (ФБМЧ)
Основы тензорного анализа
Уравнение непрерывности
Уравнения динамики для сплошной среды
Уравнения энергетического баланса для сплошной среды
Термодинамика сплошной среды
Термическое и калорическое уравнения сплошной среды
Идеальная жидкость
Интеграл Бернулли
Интеграл Коши
Вязкая жидкость
Уравнение Навье-Стокса
Ударные волны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ольховский, И. И. Курс теоретической механики для физиков: учеб. пособие для вузов СПб. ; М. ; Краснодар : Лань, 2009 padaread.com
Л1.2 Ландау Л.Д., Лифшиц Е. М. Теоретическая физика. Т.1 Механика: учебное пособие Физматлит, 2007 e.lanbook.com
Л1.3 А. И. Нажалов Теоретическая механика: учеб. пособие Барнаул: АлтГУ, 2004, 2013//ЭБ www.lib.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Стрелков, С. П. Механика: учебник СПб. ; М. ; Краснодар : Лань (ЭБС "Лань"), 2005
Л2.2 Коткин, Г. Л. Сборник задач по классической механике : М.: Наука, 1977
Л2.3 И. И. Ольховский, Ю. Г. Павленко, Л. С. Кузьменков Задачи по теоретической механике для физиков : - М.: Изд-во МГУ, 1977
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Множество полезных материалов опубликованы на сайте Интернет-университета информационных технологий «Интуит» по адресу http://www.intuit.ru.
Э2 Дополнительные материалы доступны на онлайн-ресурсе издательства «Лань» (http://e.lanbook.com/) и интернет-портале «Университетская библиотека онлайн» (http://www.biblioclub.ru/).
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины