МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Религиозные и межконфессиональные конфликты

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_К-3-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 70
самостоятельная работа 119
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 50 50 50 50
Сам. работа 119 119 119 119
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.с.н., доцент , Стерлядева Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Религиозные и межконфессиональные конфликты

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. № 956)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обеспечение формирования целостной системы представлений о религиозных и межконфессиональных конфликтах, повышение уровня компетентности в применении методов анализа и разрешения конфликтов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способностью находить и обосновывать решения в нестандартных ситуациях и социальных конфликтах, нести за них ответственность
ПК-1 способностью владеть знанием истории эволюции предмета конфликтологии, природы конфликта, его структуры, видов, детерминирующих факторов, особенностей динамики протекания конфликтов в различных сферах, возможных способов работы с ними, условий, обеспечивающих предупреждение, разрешение и управление конфликтами и миром
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и предмет религиозных и межконфессиональных конфликтов; базовые принципы и фундаментальные теории религиозных и межконфессиональных конфликтов; историю эволюции религиозных и межконфессиональных конфликтов; структуру, виды, детерминирующие факторы религиозных и межконфессиональных конфликтов; методологические основы изучения религиозных и межконфессиональных конфликтов; особенности протекания религиозных и межконфессиональных конфликтов; способы и условия предупреждения, разрешения и управления религиозными и межконфессиональными конфликтами
3.2.Уметь:
3.2.1.находить и обосновывать решения в нестандартных и конфликтных ситуациях, связанных с протеканием религиозных и межконфессиональных конфликтов, нести за них ответственность; анализировать религиозные и межконфессиональные конфликты, их причины, особенности и формы протекания; анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, оказывающие влияние на возникновение и развитие религиозных и межконфессиональных конфликтов;
находить способы предупреждения, разрешения и управления религиозными и межконфессиональными конфликтами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеет: навыками принятия решений в нестандартных и конфликтных ситуациях, навыками выявления особенностей протекания религиозных и межконфессиональных конфликтов; технологией анализа религиозных и межконфессиональных конфликтов, использования общих методов анализа и диагностики таких конфликтов; навыками проведения исследований религиозных и межконфессиональных конфликтов; технологий урегулирования, разрешения и управления религиозными и межконфессиональными конфликтами и поддержания мира

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методолологические основы исследования религиозных конфликтов
1.1. Введение в курс «Религиозные и межконфессиональные конфликты» Лекции 5 1 ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие религиозного конфликта: природа, сущность, основные подходы в методологии. Лекции 5 2 ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие религиозного конфликта: природа, сущность, основные подходы в методологии. Практические 5 6 ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Понятие религиозного конфликта: природа, сущность, основные подходы в методологии. Сам. работа 5 10 ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. История исследования религиозных конфликтов. Лекции 5 2 ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. История исследования религиозных конфликтов. Практические 5 6 ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. История исследования религиозных конфликтов. Сам. работа 5 12 ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Объект и предмет религиозных конфликтов. Субъекты религиозных конфликтов Лекции 5 2 ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Объект и предмет религиозных конфликтов. Субъекты религиозных конфликтов Практические 5 4 ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Объект и предмет религиозных конфликтов. Субъекты религиозных конфликтов Сам. работа 5 10 ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Классификация религиозных конфликтов и пути их урегулирования Лекции 5 2 ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Классификация религиозных конфликтов Сам. работа 5 10 ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Причины и динамика религиозных конфликтов. Возможности управления и разрешения религиозных конфликтов. Лекции 5 2 ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.14. Причины и динамика религиозных конфликтов. Возможности управления и разрешения религиозных конфликтов. Практические 5 8 ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.15. Причины и динамика религиозных конфликтов. Возможности управления и разрешения религиозных конфликтов. Сам. работа 5 12 ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.16. Специфика современных религиозных конфликтов Лекции 5 2 ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.17. Специфика современных религиозных конфликтов Сам. работа 5 16 ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.18. Особенности религиозных конфликтов в современном мире Практические 5 6 ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основные характеристики межконфессиональных конфликтов
2.1. Национальное, конфессиональное и культурное многообразие мира и России. Сам. работа 5 12 ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Религиозные и межконфессиональные отношения в России Практические 5 6 ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Природа и сущность межконфессиональных конфликтов. Практические 5 6 ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Природа и сущность межконфессиональных конфликтов. Сам. работа 5 15 ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Объект и предмет межконфессиональных конфликтов. Субъекты межконфессиональных конфликтов Лекции 5 4 ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Объект и предмет межконфессиональных конфликтов. Субъекты межконфессиональных конфликтов Сам. работа 5 12 ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Современные религиозные конфликты Лекции 5 1 ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Религиозные конфликты в современной России Лекции 5 1 ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Технологии формирования толерантных отношений в межконфессиональной сфере Практические 5 8 ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Технологии формирования толерантных отношений в межконфессиональной сфере Сам. работа 5 10 ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.11. пути урегулирования религиозных конфликтов Лекции 5 1 ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Экзамен 5 27 ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ:
Теоретические вопросы:
1. История эволюции религиозных и межконфессиональных конфликтов.
2. Понятие и специфика религиозного конфликта. Особенности его анализа и разрешения.
3. Детерминирующие факторы религиозных и межконфессиональных конфликтов.
4. Понятие религии. Структура религиозного комплекса и функции религии.
5. Особенности протекания религиозных и межконфессиональных конфликтов.
6. Способы предупреждения, разрешения и управления религиозных и межконфессиональных конфликтов.
7. Проблема типологии религии.
8. Христианство: основы вероучения, культа и церковной организации.
9. Православие как конфессиональная разновидность христианства: особенности вероучения, обряда и церковной организации. Русское православие.
10. Католичество как конфессиональная разновидность христианства: особенности вероучения, обряда и церковной организации. Католичество в России.
11. Протестантизм как конфессиональная разновидность христианства: общие принципы вероучения, обряда и организации. Протестанты в России.
12. Особенности межконфессиональных конфликтов среди христиан. Христианские конфессии в современной России.
13. Ислам: вероучение и культ. Коран и шариат. Основные направления ислама.
14. Ислам в России. Особенности диалога между мусульманами и представителями других конфессий.
15. Иудаизм: основные исторические формы. Иудаизм в России.
16. Буддизм: учение, культ, организация (сангха). Основные направления буддизма.
17. Буддизм в России.
18. Новые религиозные движения в России.
19. Анализ нестандартных ситуаций, связанных с религиозной деятельностью новых религиозных движений.
20. Политико-правовые условия предотвращения и разрешения религиозных конфликтов в России.
21. Межконфессиональные конфликты и основные пути их решения
22. Межконфессиональный диалог как условие социально-политической стабильности и своевременного урегулирования религиозных конфликтов.
23. Основные различия понятий "межрелигиозный конфликт" и "межконфессиональный конфликт".
24. Формирование различных моделей религиозно-политического взаимодействия в странах европейской культуры.
25. Реформация в основе конфликта "католицизм-протестантизм".
26. Религиозная идентичность и политика национальной интеграции в Индии.
27. Роль религиозного фактора в Балканском конфликте.
28. Религиозный фактор в палестино-израильском конфликте.
29. Протестанты и политические конфликты в Евразии: спасение душ и управляемая демократия
30. Религиозные конфликты и межконфессиональные отношения в России: история и современность.
31. Религиозные терпимость и нетерпимость в истории России XX - XXI вв.
32. Роль исламского фактора в Кавказских войнах XIX в.
33. Смысловое поле и содержательное наполнение понятия "толерантность".
34. Концептуальные подходы к толерантности, классификация ее проявлений.
35. Сотрудничество и межкультурное взаимодействие.
36. Роль толерантности в предупреждении и разрешении социальных конфликтов.
37. Понятие "конфессиональный конфликт".
38. Предмет и субъекты межконфессионального конфликта.
39. Основные конфликтные характеристики субъектов межконфессиональных конфликтов.
40. Вероисповедание как система непротиворечивого взаимодействия в пределах единых догматов.
41. Внутренние (сохранение единства верующих и т.п.) и внешние (наличие иноверцев и атеистов) факторы, обуславливающие негативное взаимодействие конфессий и их представителей.
42. Ценностные, мировоззренческие и территориальные межконфессиональные конфликты.
43. Технологии формирования толерантных отношений в межконфессиональной сфере.

Практические задания:
1. Приведите пример религиозного конфликта. Проанализируйте его основные причины.
2. Приведите пример межконфессионального конфликта. Проанализируйте его основные причины.
3. Выявите особенности современного религиозного конфликта (на примере конкретного конфликта).
4. Выявите особенности современного межконфессионального (на примере конкретного конфликта)
5. Определите структурные характеристики религиозного конфликта (на примере конкретного конфликта).
6. Определите структурные характеристики межконфессионального конфликта (на примере конкретного конфликта)
7. Приведите пример удачного разрешения религиозного конфликта. Охарактеризуйте способы, которые были использованы для его разрешения.
8. Приведите пример удачного разрешения межконфессионального конфликта. Охарактеризуйте способы, которые были использованы для его разрешения.
9. Приведите примеры насильственного урегулирования религиозных и межконфессиональных конфликтов. Проанализируйте их.
10. Проведите сравнительный анализ причин религиозных или межконфессиональных конфликтов (на примере конкретных конфликтов).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:
1.Возможные стратегии реформирования национально-государственного устройства России и возможные конфликты.
2.Межнациональные отношения и конфликты в полиэтнических государствах.
3.Деструктивные религиозные организации в современном мире и России.
4.Пути разрешения религиозных м межконфессиональных.
5.Сепаратизм: проявления и конфликтные зоны.
6.Социально-политические предпосылки, генезис и сущность межнациональных конфликтов.
7.Антисемитизм в России: история и современность.
8.Сравнительный анализ международного опыта решения национальных проблем в полиэтнических странах (Бельгия, Канада, Швейцария, Индия – на выбор).
9.Сущность и виды религиозных и межконфессиональных конфликтов.
10.Этнические конфликты и пути их решения.
11.Этнонационализм и этнические конфликты в странах Европы.
12.Этнополитическая ситуация в конфликтных субъектах РФ.
13.Исламский экстремизм на рубеже веков.
14.Этническая толерантность как фактор предупреждения религиозных м межконфессиональных конфликтов.
15.Роль церкви и религиозных организаций в формировании и поддержании толерантности в российском обществе.
16. Анализ нестандартных ситуаций, связанных с религиозной деятельностью новых религиозных движений.
17. Религиозная составляющая межнациональных конфликтов.
18. История эволюции религиозных и межконфессиональных конфликтов.
19. Структура, виды, детерминирующие факторы религиозных и межконфессиональных конфликтов.
20. Особенности протекания религиозных и межконфессиональных конфликтов.
21. Способы предупреждения, разрешения и управления религиозных и межконфессиональных конфликтов.
22. Национальное, конфессиональное и культурное многообразие мира и России.
23. Православие как конфессиональная разновидность христианства: особенности вероучения, обряда и церковной организации. Русское православие.
24. Католичество как конфессиональная разновидность христианства: особенности вероучения, обряда и церковной организации. Католичество в России.
25. Протестантизм как конфессиональная разновидность христианства: общие принципы вероучения, обряда и организации. Протестанты в России.
26. Особенности межконфессиональных конфликтов среди христиан. Христианские конфессии в современной России.
27. Ислам: вероучение и культ. Коран и шариат. Основные направления ислама.
28. Ислам в России. Особенности диалога между мусульманами и представителями других конфессий.
29. Иудаизм: основные исторические формы. Иудаизм в России.
30. Буддизм: учение, культ, организация (сангха). Основные направления буддизма. Буддизм в России.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кантеров, И. Я. Новые религиозные движения: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/04BA2276-7543-4E45-9B8E-095925641937
Л1.2 Лопарев, А. В. Конфликтология: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/A3965F22-B30E-46E8-B7AC-DB744E01CBF8
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Яблоков, И. Н. Религиоведение: учебник для вузов М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1.http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
Э2 2.http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
Э3 3.http://www.i-u.ru – Русский Гуманитарный Интернет-Университет
Э4 4.http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ
Э5 5.http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер
Э6 6.http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН
Э7 7.http://www.socpol.ru – Сайт Независимого Института социальной политики
Э8 Курс в Moodle «Религиозные и межконфессиональные конфликты» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по написанию реферата.
При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.