МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Квалификация должностных преступлений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план40_03_01_Юриспруденция-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 40
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 40 40 40 40
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
доцент кафедры уголовного права и криминологии, Ерахмилевич В.В.;старший преподаватель кафедры уголовного права и криинологии, Веснина Е.П.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент кафедры конституционного и международного права , Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Квалификация должностных преступлений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата). УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 декабря 2016 г. № 1511.

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 01.07.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н, Детков Алексей Петрович, профессор кафедры уголовного права и криминологии


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 01.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ю.н, Детков Алексей Петрович, профессор кафедры уголовного права и криминологии


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование на:
- углубленное изучение одного из важнейших разделов Особенной части уголовного права – должностные преступления;
- усвоение положений уголовного законодательства РФ в части регулирования ответственности за должностные преступления;
- изучение проблем доктринального и судебного толкования признаков составов должностных преступлений;
- ознакомление бакалавров с направлениями судебной практики по данной категории дел;
- формирование у бакалавров навыков самостоятельной квалификации уголовно-правовых казусов, встречающихся в судебно-следственной практике по делам о должностных преступлениях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права
ПК-12 способностью выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3
-тенденции развития уголовного законодательства об ответственности за должностные преступления;
-тенденции правоприменительной практики по вопросам квалификации должностных преступлений;
- сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов уголовного законодательства, в части касающихся служебных преступлений;
- основные направления развития уголовной политики в сфере служебных преступлений;
ПК-12
- содержание базовых федеральных законов и иных нормативно-правовых актов по исследуемой категории уголовных дел;
- вопросы квалификации должностных преступлений и проблемы, связанные с квалификацией данных преступле
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3
- оперировать юридическими понятиями и категориями;
- анализировать, толковать и правильно применять уголовно-правовые нормы устанавливающие ответственность за должностные преступления;
- давать правильную юридическую оценку фактам, в которых усматриваются признаки должностных преступлений;
- выявлять признаки должностных преступлений в фактах реальной действительности;
ПК-12
- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
- давать правовую оценку случаям преступного поведения в служебной деятельности;
3.2.7- правильно обосновывать свои решения по применению конкретных норм УК РФ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3
- навыками работы с базовыми правовыми актами по должностным преступлениям;
- навыками квалификации должностных преступлений;
ПК-12
- навыками разграничения должностных преступлений между собой и отграничения их от смежных составов преступлений предусмотренных другими разделами УК РФ;
- навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики;
- навыками разрешения правовых проблем и коллизий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие, виды и общая характеристика служебных преступлений.
1.1. Понятие, виды и общая характеристика служебных преступлений. Лекции 7 4 ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Понятие, виды и общая характеристика служебных преступлений. Практические 7 2 ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Понятие, виды и общая характеристика служебных преступлений. Сам. работа 7 6 ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Сравнительная характеристика основных признаков конкретных составов преступлений против интересов службы.
2.1. Сравнительная характеристика основных признаков конкретных составов преступлений против интересов службы. Лекции 7 4 ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.2. Сравнительная характеристика основных признаков конкретных составов преступлений против интересов службы. Сам. работа 7 6 ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. Сравнительная характеристика основных признаков конкретных составов преступлений против интересов службы. Практические 7 2 ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Квалификация преступлений, связанных с дачей или получением незаконных вознаграждений.
3.1. Квалификация преступлений, связанных с дачей или получением незаконных вознаграждений. Лекции 7 2 ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.2. Квалификация преступлений, связанных с дачей или получением незаконных вознаграждений. Практические 7 4 ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.3. Квалификация преступлений, связанных с дачей или получением незаконных вознаграждений. Сам. работа 7 8 ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Квалификация преступлений, совершаемых представителями правосудия.
4.1. Квалификация преступлений, совершаемых представителями правосудия. Лекции 7 2 ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.2. Квалификация преступлений, совершаемых представителями правосудия. Сам. работа 7 6 ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.3. Квалификация преступлений, совершаемых представителями правосудия. Практические 7 6 ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Квалификация преступлений, совершаемых военнослужащими.
5.1. Квалификация преступлений, совершаемых военнослужащими. Лекции 7 2 ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
5.2. Квалификация преступлений, совершаемых военнослужащими. Практические 7 4 ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
5.3. Квалификация преступлений, совершаемых военнослужащими. Сам. работа 7 10 ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Подготовка к зачету.
6.1. Подготовка к зачету. Сам. работа 7 4 ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету
1. Виды должностных преступлений, предусмотренных в УК РФ. Критерии выделения должностных преступлений и отграничения преступлений, предусмотренных гл. 30, 31 и 33 УК РФ.
2. Понятие и признаки объекта преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, гл. 31 УК РФ, гл. 33 УК РФ.
3. Понятие и признаки субъекта преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, гл. 31 УК РФ, гл. 33 УК РФ. Соотношение понятий государственный служащий и должностное лицо.
4. Проблемы объективной стороны должностных преступлений.
5. Проблемы субъективной стороны должностных преступлений.
6. Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ): уголовно-правовая характеристика и отграничение от злоупотребления полномочиями (ст. 201 УК РФ).
7. Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ): уголовно-правовая характеристика, проблемы квалификации и отграничения от смежных составов.
8. Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) в соотношении с превышением должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).
9. Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей (ст. 203 УК РФ) в соотношении со ст. 286 УК РФ.
10. Служебный подлог (ст.292 УК РФ): уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации.
11. Халатность (ст. 293 УК РФ): уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации.
12. Понятие и признаки взятки. Отграничение взятки от подарка.
13. Сравнительная характеристика взяточничества (ст. 290, 291 УК РФ) и коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ).
14. Получение взятки: уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации.
15. Проблемы квалификации посредничества во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ).
16. Квалификация провокации взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ).
17. Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ) и незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ): уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации.
18. Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301 УК РФ): уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации.
19. Принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ): уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации.
20. Фальсификация доказательств (ст. 303 УК РФ): уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации.
21. Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (ст. 305 УК РФ). Отграничение от правонарушений и проступков, смежных с этим преступлением.
22. Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309 УК РФ): уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации.
23. Разглашение данных предварительного расследования (ст. 310 УК РФ): уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации.
24. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311 УК РФ): уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации.
25. Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК РФ): уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации.
26. Характеристика лиц, имеющих статус военнослужащих.
27. Виды преступлений, совершаемых военнослужащими.
28. Сравнительная характеристика сопротивления начальнику или принуждения его к нарушению обязанностей военной службы (ст. 333 УК РФ) и насильственных действий в отношении начальника (ст. 334 УК РФ).
29. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (ст. 335 УК РФ): уголовно-правовая характеристика.
30. Сравнительная характеристика самовольного оставления части или места службы (ст. 307 УК РФ) и дезертирства (ст. 208 УК РФ).
31. Сравнительная характеристика уклонения от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (ст. 339 УК РФ) и уклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК РФ).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1. Проблемы определения понятия «коррупция».
2. Тенденции развития законодательства об ответственности за взяточничество.
3. Тенденции развития законодательства об ответственности за дачу и получения незаконных вознаграждений.
4. Практика освобождения от ответственности за совершение должностных преступлений.
5. Особенности законодательной трактовки термина «должностное лицо».
6. Соотношение служебных и должностных преступлений.
7. Особенности уголовной политики в области ответственности за должностные преступления.
8. Проблемы квалификации преступлений, связанных с подлогами.
9. Проблемы предмета взятки.
10. Проблемы квалификации посредничества во взяточничестве.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Размещаются в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сверчков, В. В. Уголовное право. Общая часть : учебник для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Ответственные редакторы А. В. Наумов, А. Г. Кибальник Уголовное право в 2 т. Том 1. Общая часть : учебник для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сверчков В.В. УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ 10-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Лебедев В.М. - отв. ред. КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РФ В 4 Т. ТОМ 4. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. РАЗДЕЛЫ Х—ХII: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт ЭБС издательства «Лань». http://e.lanbook.com/.
Э2 Сайт «Университетской библиотеки онлайн». http://www.biblioclub.ru
Э3 Сайт Верховного суда РФ www.supcout.ru.
Э4 Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» www.sudrf.ru.
Э5 Информационный ресурс www.pravo.ru.
Э6 Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины «Квалификация должностных преступлений» направлено на то, чтобы выработать у бакалавров систему знаний об актуальных проблемах уголовного права, умений и навыков анализа и решения таких проблем. Это достигается путем:
- углубленной проработки теоретических положений уголовного права;
- творческого коллективного обсуждения наиболее сложных вопросов курса;
- использования научных методов исследования теории и практики уголовного права;
Изучение дисциплины «Квалификация должностных преступлений» осуществляется в процессе лекций, семинаров и практических занятий, а также самостоятельной работы бакалавров.

Учебные занятия по дисциплине проводятся в виде лекций и практических (семинарских) занятий.
Лекция представляет собой одну из основных организационных форм обучения, направленных на первичное овладение знаниями. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности, дать ориентиры для самостоятельной работы над изучением дисциплины.
Практические (семинарские) занятия являются второй основной организационной формой учебной деятельности по дисциплине. Они формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение сложных вопросов теории уголовного права в части ответственности за конкретные виды преступлений и выработка навыков применения уголовного закона. На семинарских занятиях студенты овладевают и совершенствуют умения убедительно формулировать, отстаивать собственную точку зрения, приобретают навыки решения казусов (задач).
В процессе подготовки к семинарским занятиям необходимо студенту учесть следующее:
1. Перед семинарским занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по конкретному составу преступления.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки. При этом результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в таких формах, как:
- составление плана изученного источника;
- перечисление основных выводов автора прочитанной работы;
- формулирование тезисов (самостоятельного обобщённого и сжатого изложения основных положений изученного источника);
- составление аннотации (самостоятельной краткой обобщающей характеристики прочитанной работы).
- написание конспекта.
Изучение составов преступлений невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, рефератов). В связи с этим студенты должны владеть методикой проведения обобщения судебной практики, то есть знать и уметь пользоваться совокупностью приёмов сбора, обработки и анализа информации о квалификации преступлений правоприменительными органами.
С учётом состава преступления самостоятельно определяется период времени, за который собирается и обобщается судебная практика. Необходимо учесть, что изучение судебной практики за очень непродолжительное время не позволит сделать объективных выводов. Как правило, обобщение судебной практики проводится за последние пять лет. Если за этот период не опубликовано ни одного материала по тому или иному составу преступления, то разрешается использовать и более раннюю практику.
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам.
Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-порталов. К ним относятся Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/).
Следующий этап работы при изучении судебной практики – это систематизация, анализ собранных приговоров, определений, постановлений судов и формулирование результатов обобщения. В итогах обобщения могут быть отражены такие моменты:
- какую позицию занимают судебные инстанции по тому или иному теоретически неопределённому или дискуссионному вопросу;
- по каким основаниям действия виновных переквалифицировались судами;
- имели ли место ошибки в квалификации преступления и какие, при толковании каких объективных или субъективных признаков состава преступления они допускались, их причины;
- имел ли место различный подход к квалификации деяния отдельными судами;
- как решаются вопросы разграничения со смежными составами преступлений, возникают ли трудности у судов в этом вопросе и др.
По заданию преподавателя, результаты обобщения судебной практики необходимо оформить.
Правила оформления результатов проведённого обобщения судебной практики.
Оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к научно-исследовательским студенческим работам (листы формата А-4, скреплённые между собой, страницы пронумерованы, имеется титульный лист). Обязательными разделами такой работы являются:
1. Количество изученных примеров со ссылками на источники.
2. Сформулированные выводы по результатам систематизации и анализа судебной практики.
3. Приложения:
3.1 приобщаются наиболее важные судебные решения.
3.2 на основе наиболее интересных, на взгляд студента материалов, создаётся учебная задача (казус).
При изучении дисциплины особая роль отводится самостоятельной работе. Самостоятельная работа включает: ознакомление с содержанием методических рекомендаций, чтение и изучение конспектов лекций, рекомендованных нормативного материала, основной и дополнительной литературы, подготовку по теоретическим вопросам, вынесенным на семинарские занятия, подготовку рефератов, решение задач, подготовку ответов на вопросы к зачёту.
Реферат представляет собой достаточно краткое, но ясное и четкое изложение определенного вопроса или проблемы, вынесенной в качестве его названия. Для написания реферата требуется изучение нормативного материала, учебной литературы, научных статей, монографий, посвященных заявленной тематике, а также правоприменительной практики.
Объем реферата колеблется от 3 до 7 страниц. Оформляются работа на отдельных листах (формата А-4), скрепленных между собой. Страницы работы должны быть пронумерованы. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским студенческим работам. На цитируемую литературу должны быть сделаны сноски по библиографическим правилам. Завершается текст реферата списком использованной при его написании литературы, составленным с учетом методических рекомендаций по оформлению библиографического списка, утвержденных Советом дирекции библиотеки АлтГУ от 25 января 2011 г. (Сайт научной библиотеки АлтГУ. Режим доступа: http://www.lib.asu.ru/slasu/arhiv/doc/oform.pdf).