Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. специальность Психология служебной деятельности |
Специализация | Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_ПСД-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., к. психол. наук, доц.
1.1. | Целью дисциплины является комплексное рассмотрение теории и практики культурно-исторического и деятельнотсного подходов в психологии |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ПК-2 | способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, тендерной, этнической и социальным группам |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, гендерной, этнической и другим социальным группам; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, гендерной, этнической и другим социальным группам; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками выявления специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, гендерной, этнической и другим социальным группам |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теория и методология культурно-исторической и деятельностной психологии | ||||||
1.1. | Социокультурный контекст возникновения школы Л.С.Выготского-А.Н.Леонтьева-А.Р.Лурии. Методология неклассической психологии. | Лекции | 4 | 1 | ПК-2 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Основные положения КИП и ДП в психологии | Лекции | 4 | 1 | ПК-2 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Истоки (интеллектуальные предшественники) КИП и ДП в психологии | Практические | 4 | 4 | ПК-2 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Основные положения КИП и ДП в психологии | Практические | 4 | 6 | ПК-2 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Прикладная культурно-историческая и деятельностная психология | ||||||
2.1. | Возрастная психология: культурно-исторический и деятельностный подходы | Лекции | 4 | 1 | ПК-2 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Педагогическая психология: культурно-исторический и деятельностный подходы | Лекции | 4 | 1 | ПК-2 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Культурно-исторический и деятельностный подходы в возрастной психологии | Практические | 4 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Культурно-исторический и деятельностный подходы в педагогической психологии | Практические | 4 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Проблема интериоризации в культурно-исторической психологии и деятельностном подходе | Сам. работа | 4 | 14 | ПК-2 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Практическая культурно-историческая и деятельностная психология | ||||||
3.1. | Психотерапия в русле культурно-исторического подхода | Лекции | 4 | 4 | ПК-2 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Психологическое консультирование: культурно-исторический подход | Лекции | 4 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Психотерапия в русле культурно-исторического подхода | Практические | 4 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Психологическое консультирование: культурно-исторический подход | Практические | 4 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.5. | Организация образовательной среды (в садике, школе, вузе) в русле культурно-исторического и деятельностного подходов | Сам. работа | 4 | 30 | ПК-2 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Социокультурный контекст возникновения школы Л.С. Выготского. Проблема социальной обусловленности сознания в зарубежной социологии и психологии. 2. Истоки культурно-исторической теории: психология искусства. 3. Истоки культурно-исторической теории: дефектология. 4. Неклассическая психология Л.С. Выготского. 5. Новая волна Л.С. Выготского в когнитивной науке. 6. Основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского 7. Проблема сознания в культурно-историческом подходе. 8 Натуральные и высшие психические функции (понятие и структура, основные свойства ВПФ, психологические средства личности (психологические орудия). 9. Понятие интериоризации и интеллектуализации (Э. Дюркгейм, Н. Ах, П. Жане, Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и др.). 10. Три грани интериоризации в работах Л.С. Выготского. 11. Стадии интериоризации в теории поэтапного (планомерного) формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). 12. Понятия опосредствования, знакового опосредствования и медиатора в теории Л.С.Выготского. 13. Методика "двойной стимуляции" и ее применение для исследования ВПФ. 14. Понятие деятельности в психологии (М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). 15. Философские основания деятельностного подхода в психологии. 16. Общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева. Преодоление постулата непосредственности. Понятие и структура деятельности. 17. Смысловой анализ деятельности. 18. Психика как функциональный орган деятельности. 19. Субъектно-деятельностный подход в психологии (С.Л. Рубинштейн, А.В.Брушлинский, К.А.бульханова-Славская). 20 Принцип детерминизма. Принцип единства сознания и деятельности. 21. Два типа анализа деятельности (технологический и смысловой). Строение деятельности в технологическом и смысловом анализе. 22. Характеристика деятельности: предметность, неаддитивность, взаимопереходы составляющих деятельности. Деятельность и отражение (кольцевые отношения деятельности и психики, роль деятельности в определении содержания образов и их формировании, развитие деятельности и психики в эволюции). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представлен в прикрепленном файле |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шаповаленко И. В. | ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Сорокоумова Е.А. | ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Обухова Л.Ф. | ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | urait.ru |
Л2.2 | Шапошникова Т. Е., Шапошников В. А., Корчуганов В. А. | ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система "Лань" | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | Курс в Moodle "Культурно-исторический и деятельностный подходы в психологии" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
VLS mediaplayer Media Player Classic Microsoft Power Point Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий. Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине. Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ. Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. Методические рекомендации для подготовки к зачету Зачет по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к зачету (см. список вопросов к зачету). При подготовке к прохождению зачета студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине. |