Закреплена за кафедрой | Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики |
---|---|
Направление подготовки | 09.04.03. Прикладная информатика |
Профиль | Информационные технологии в управлении социальными и экономическими процессами |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 09_04_03_ПИ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Хворова Л.А.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины является формирование научного представления о математико-статистическом инструментарии моделирования социальных и экономических процессов с применением современных пакетов прикладных программ. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
ОПК-2 | Способен разрабатывать оригинальные алгоритмы и программные средства, в том числе с использованием современных интеллектуальных технологий, для решения профессиональных задач; |
ОПК-6 | Способен исследовать современные проблемы и методы прикладной информатики и развития информационного общества; |
ПК-4 | Способность ставить и решать прикладные задачи в условиях конфликтов и неопределенностей, определять методы и средства их эффективного решения. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | методы исследования и построения статистических зависимостей в условиях мультиколлинеарности или по регрессионно-неоднородным исходным данным, методы отбора наиболее информативных переменных и снижения размерностей анализируемых моделей; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять современный математико-статистический инструментарий при решении различных задач моделирования социальных и экономических объектов, а также при организации и анализе результатов выборочных обследований населения и опросов экспертов; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками статистического моделирования, прогнозирования и организации проведения статистических исследований социально-экономических процессов с применением современных информационных систем и технологий. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Регрессионный анализ | ||||||
1.1. | Парная регрессия и корреляция | Практические | 1 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.2. | Модели парной регрессии в социальной и экономической сфере | Практические | 1 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.3. | Парная (линейная и нелинейная) регрессия и корреляция | Сам. работа | 1 | 12 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.4. | Множественная регрессия и корреляция. | Практические | 1 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.5. | Модели множественной регрессии в социальной и экономической сфере | Практические | 1 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.6. | Модели множественной регрессии в социальной и экономической сфере | Сам. работа | 1 | 12 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 2. Временные ряды | ||||||
2.1. | Временные ряды в социальной и экономической сфере | Практические | 1 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.2. | Модели временных рядов в социальной и экономической сфере | Практические | 1 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.3. | Временные ряды в социальной и экономической сфере. Предварительная обработка. Тренд. Сезонная волна. Остаточная компонента. Оценка адекватности. Построение прогнозов. | Сам. работа | 1 | 24 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 3. Современные информационные технологии статистического анализа и прогнозирования в социальных и экономических процессах. | ||||||
3.1. | Статистический анализ и прогнозирование в социальных и экономических процессах. | Практические | 1 | 12 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
3.2. | Статистический анализ и прогнозирование в социальных и экономических процессах. | Сам. работа | 1 | 24 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кремер Н.Ш. - отв. ред. | ЭКОНОМЕТРИКА 4-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | И. Н. Дубина | Математико-статистические методы в эмпирических социально-экономических исследованиях: учеб. пособие для вузов | ИНФРА-М, 2010 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Б.Ю. Лемешко, С.Б. Лемешко, С.Н. Постовалов и др | Статистический анализ данных, моделирование и исследование вероятностных закономерностей. Компьютерный подход: монография | ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2015 | znanium.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт библиотеки АлтГУ | www.lib.asu.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства «Лань» | www.e.lanbook.com | ||
Э3 | Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" | www.biblioclub.ru | ||
Э4 | Свободная энциклопедия «Википедия» | ru.wikipedia.org | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows, Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/ 2. Электронный каталог НБ АлтГУ «Книги»: http://www.lib.asu.ru/app/elecat/elecat=index1?base=book 3. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/ 4. Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru 5. ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ 6. ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ 7. Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Освоение дисциплины ориентировано на формирование базовых представлений и навыков о принципах создания и использования информационные систем для статистического прогнозирования в социальных и экономических процессов. Важной частью курса является освоение методов прогнозирования и получение навыков на реальных данных. 1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать и принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. В случае невозможности (по уважительной причине) студентов магистратуры посещать очные занятия по дисциплине в полном объеме, возможно частичное посещение с обязательным выполнением индивидуальной работы, согласованной с преподавателем. 2.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя). - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 3. Самостоятельная работа. - Индивидуальная самостоятельная работа предполагает глубокое тщательное изучение одной из тем, выполнение работы на ПК и очной защиты работы на итоговом семинаре. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 4. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя дисциплины. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультациях преподавателя до зачета. - Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |