МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конвергентные технологии и СМИ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильЖурналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_04_02_ЖТиММР-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Манскова Е.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Конвергентные технологии и СМИ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №529)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у магистрантов представление о процессах конвергенции и дигитализации в современном медиапространстве, чтобы подготовить их к профессиональной деятельности в новых конвергентных условиях; дать представление об основных тенденциях в современной медиасистеме и обозначить в ней роль конвергенции; сформировать представление о многостороннем характере процесса конвергенции в различных аспектах функционирования СМИ; дать представление о технических возможностях и специфике функционирования современных конвергентных технологий; познакомить с основами работы в конвергентных редакциях и производства мультимедийного продукта для различных видов Интернет-СМИ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 Способен отбирать и внедрять в процесс медиапроизводства современные технические средства и информационно-коммуникационные технологии
ПК-2 Способен осуществлять авторскую деятельность любого характера и уровня сложности с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.глобальные тенденции модернизации технического оборудования, программного обеспечения и расходных материалов, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.адаптировать возможности новых стационарных и мобильных цифровых устройств к профессиональной деятельности журналиста; осуществлять
регулярный мониторинг тем и проблем информационной повестки дня; формировать круг героев, свидетелей, экспертов для создания журналистских текстов (или) продуктов любого уровня сложности и изучает полученные сведения; разрабатывать
оригинальные творческие решения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа релевантной информации из доступных документальных источников; навыками контроля достоверности и полноты полученной информации, систематизации фактов и мнения; навыками подготовки публикаций журналистских текстов (или) продуктов любого уровня сложности с учетом требований конкретной редакции СМИ или другого медиа

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности конвергентных технологий
1.1. Основные тенденции современной системы СМИ. Лекции 3 4 ОПК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Феномен «новых» медиа в информационном обществе. Типология новых медиа. История создания и распространения сетевых технологий. Специфика и культурные возможности Интернет-технологий Лекции 3 4 ОПК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Жанры конвергентной журналистики. Лекции 3 4 ОПК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Изучение Telegram-каналов СМИ Алтайского края Сам. работа 3 2 ОПК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.5. Составление концепции собственного тематического Telegram-каналы Сам. работа 3 2 ОПК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.6. Изучение Instagram-страницы СМИ Алтайского края Сам. работа 3 2 ОПК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.7. Составление концепции собственной тематической Instagram-страницы Сам. работа 3 4 ОПК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Конвергентные СМИ: от технологий до работы журналиста
2.1. Инструмент «Бренд-Чемпион» Сам. работа 3 4 ОПК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Составление карточек в формате Q&A на актуальную тему Практические 3 2 ОПК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.3. SWOT-анализ Сам. работа 3 10 ОПК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Карта источников трафика Сам. работа 3 6 ОПК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.5. Создание мультимедийного лонгрида на актуальную для Барнаула тему Сам. работа 3 7 ОПК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Коммуникация на основе цифровых медиа
3.1. Анализ статистики топ-5 интернет-СМИ Алтайского края по следующим показателям: уникальные посетители, просмотры, глубина просмотра, время на сайте Практические 3 6 ОПК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Создание подкаста на актуальную для Барнаула тему Сам. работа 3 4 ОПК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.3. Основные источники трафика для интернет-СМИ в 2018 и 2019 годах Практические 3 4 ОПК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.4. Составление схемы освещения любого события с использованием не менее 10 форматов Сам. работа 3 4 ОПК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.5. Описание разницы между социальными площадками и платформами Сам. работа 3 3 ОПК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Амзин, Александр Анатольевич Новостная интернет-журналистика : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2011
Л1.2 А. О. Алексеева и др. Интернет – СМИ: теория и практика : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Коханова, Л.А. Интернет-журналистика : учебник Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Клюев, Ю.В. Теория и практика массовой информации : учебное пособие Директ-Медиа, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429884
Л2.3 Коханова, Л.А. Основы теории журналистики : учебное пособие Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117692
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э2 Электронное научное издание «Медиаскоп» www.mediascope.ru
Э3 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.