МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теоретические основы органической химии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияФундаментальная и прикладная химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_ФиПХ-3-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 78
самостоятельная работа 111
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Лабораторные 20 20 20 20
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 111 111 111 111
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Маркин В.И.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.;к.х.н., доцент, Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Теоретические основы органической химии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016г. №1174)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., доктор хим. наук, проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., доктор хим. наук, проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, связанных со способностью в условиях развития науки и техники к критической переоценке накопленного опыта, творческому анализу своих возможностей, владению основами теории фундаментальных разделов химии, пониманию теоретических основ современной органической химии, что способствует формированию глубокого понимания взаимосвязей между строением органических соединений и их реакционной способностью для последующего применения полученных знаний и навыков при освоении общепрофессиональных и специальных дисциплин химического профиля подготовки и при выполнении различных видов работ в профессиональной сфере деятельности, включая научно-исследовательские и педагогические.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью воспринимать, развивать и использовать теоретические основы традиционных и новых разделов химии при решении профессиональных задач
ПК-3 владением системой фундаментальных химических понятий и методологических аспектов химии, формами и методами научного познания
ПК-4 способностью применять основные естественнонаучные законы при обсуждении полученных результатов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические основы органической химии и способы их использования при решении конкретных химических и материаловедческих задач;
- формулировки основных терминов, свойств молекул и частиц, теоретических обоснований механизмов реакций в органическом синтезе и закономерности химических наук.
3.2.Уметь:
3.2.1.-составлять схемы органических реакций, писать их механизмы и решать типовые задачи с учетом основных понятий и общих закономерностей, формулируемых в рамках базовых химических дисциплин;
-применять знания общих и специфических закономерностей протекания органических реакций при решении профессиональных задач;
- объяснять использование навыков анализа, синтеза, сравнения, обобщения и доказательства для обоснования механизма органической реакции и прогнозирования возможных направлений превращений, планировать синтез и исследование свойств низко- и высокомолекулярных органических соединений различных классов с использованием представлений о механизмах органических реакций;
- собирать, систематизировать и анализировать научную литературу по заданной теме, а также применить их в ходе разбора конкретных ситуаций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- использования теоретических основ органической химии при решении конкретных синтетических задач;
- навыки работы, как с учебной литературой, так специальной научно-технической информацией и результатами отдельных этапов работ с учетом теоретических основ традиционных и современных подходов к интерпретации механизмов химических превращений;
- анализа, сравнения, обобщения и доказательства и их применения для систематизации знаний теоретических основ органической химии и прогнозирования возможных направлений превращений в результате органического синтеза,
навыками использования основных теоретических представлений о механизмах для интерпретации результатов синтеза и исследования свойств низко- и высокомолекулярных органических соединений различных классов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Строение и реакционная способность органических соединений
1.1. Локализованная химическая связь Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л2.6
1.2. Локализованная химическая связь Практические 7 2 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л2.6
1.3. Локализованная химическая связь Сам. работа 7 8 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л2.6
1.4. Делокализованная химическая связь Лекции 7 4 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л2.6
1.5. Делокализованная химическая связь Практические 7 2 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л2.6
1.6. Делокализованная химическая связь Сам. работа 7 10 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л2.6
1.7. Кислоты и основания Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Прогнозирование строения органических соединений с использованием компьютерного моделирования Лабораторные 7 4 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.6
1.9. Кислоты и основания Практические 7 2 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.10. Кислоты и основания Сам. работа 7 8 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.11. Интермедиаты Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.12. Интермедиаты Сам. работа 7 6 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.13. Карбкатионы Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.14. Карбкатионы Практические 7 2 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.15. Карбкатионы Сам. работа 7 8 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.16. Карбанионы Практические 7 2 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.17. Карбанионы Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.18. Карбанионы Сам. работа 7 8 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.19. Радикалы. Карбены Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.20. Радикалы. Карбены Практические 7 2 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.21. Радикалы. Карбены Сам. работа 7 8 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Механизмы органических реакций. Методы установления механизмов реакций
2.1. Механизмы органических реакций. Методы установления механизмов реакций Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.2. Механизмы органических реакций. Методы установления механизмов реакций Практические 7 2 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.3. Механизмы органических реакций. Методы установления механизмов реакций Сам. работа 7 6 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.4. Реакции замещения Лекции 7 4 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.5. ВЛИЯНИЕ РАСТВОРИТЕЛЯ НА СКОРОСТЬ РЕАКЦИИ Лабораторные 7 6 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.6
2.6. ЭФФЕКТ НАСЫЩЕНИЯ Лабораторные 7 4 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.2
2.7. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯ МЕТОДОМ ИК-СПЕКТРОСКОПИИ Лабораторные 7 6 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.2
2.8. Реакции замещения Практические 7 2 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.9. Реакции замещения Сам. работа 7 8 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.10. Реакции присоединения по кратным связям и элиминирования Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.11. Реакции присоединения по кратным связям и элиминирования Практические 7 2 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.12. Реакции присоединения по кратным связям и элиминирования Сам. работа 7 8 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.13. Таутомерия и двойственная реакционная способность Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.14. Таутомерия и двойственная реакционная способность Практические 7 2 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.15. Таутомерия и двойственная реакционная способность Сам. работа 7 9 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.16. Особенности перециклических реакций Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.7
2.17. Особенности перециклических реакций Практические 7 4 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.7
2.18. Особенности перециклических реакций Сам. работа 7 12 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.7
2.19. Перегруппировки Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.20. Перегруппировки Практические 7 4 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.21. Перегруппировки Сам. работа 7 12 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Задания для практических занятий приведены в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Реутов А.О., Курц А.Л., Бутин К.П. Органическая химия. В 4 частях.: учебник для вузов М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004-2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кери Ф., Сандберг Р. Углубленный курс органической химии: учебник для вузов М.: Химия, 1981
Л2.2 Марч Дж. Органическая химия. Реакции, механизмы и структуры: учебник для вузов М.: Мир, 1987
Л2.3 Сайкс П. Механизмы реакций в органической химии: монография М.: Химия, 1991
Л2.4 Потапов В.М. Стереохимия: учебное пособие для вузов М.: Химия, 1988
Л2.5 Ингольд К. Теоретические основы органической химии: , 1973
Л2.6 Днепровский А.С., Темникова Т.И. Теоретические основы органической химии: , 1991
Л2.7 Травень В.Ф. Электронная структура и свойства органических соединений: , 1989
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курсы вMoodle "Теоретические основы органической химии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
- Электронная библиотека ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет"
Система управления обучением на основе модульной динамической учебной среды «Moodle», предназначенная для автоматизации процессов управления обучением, предоставления доступа к электронному образовательному контенту и реализации электронных образовательных технологий. Курс "Теоретические основы органической химии" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1240

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины приведены в приложении.