Закреплена за кафедрой | Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии |
---|---|
Направление подготовки | 04.03.01. Химия |
Профиль | Аналитическая химия; Органическая и биоорганическая химия; Физическая химия и нанотехнологии функциональных материалов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 04_03_01_Химия-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 36 | 36 | 36 | 36 |
Лабораторные | 36 | 36 | 36 | 36 |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 61 | 61 | 61 | 61 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 196 | 196 | 196 | 196 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Протокол от 27.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев С.В., доктор хим. наук, доцент
1.1. | - формирование у бакалавра представлений о теоретических основах хроматографических, масс-спектрометрических методов, о многообразии инструментальных методов и решаемых аналитических задач при их использовании в профессиональной научно-исследовательской и производственной деятельности в области химической технологии синтетических биологически активных веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств. - закрепление, обобщение, углубление и расширение химических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин, приобретение новых знаний и формирование умений и навыков, необходимых для изучения специальных технологических дисциплин. В соответствии с квалификационной характеристикой, бакалавр должен знать основы хроматографических, масс-спектрометрических и других инструментальных методов анализа, в объеме необходимом для решения производственных и исследовательских задач |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02 |
ОПК-2 | Способен проводить с соблюдением норм техники безопасности химический эксперимент, включая синтез, анализ, изучение структуры и свойств веществ и материалов, исследование процессов с их участием |
ПК-1 | Способен проводить анализ качества сырья и материалов, поступающих в биотехнологическую организацию |
ПК-2 | Способен разрабатывать предложения по повышению качества получаемых биопрепаратов для растениеводства посредством замены исходного сырья |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - возможности применения нескольких групп методов исследования простых физико-химических закономерностей;основы химического эксперимента, современные аналитические методы получения и исследования химических веществ, материалов и реакций; - теоретические способы обоснования возможности и границы применимости выбранных новейших методов, исследования сложных закономерностей состав – свойство и процессов различной природы;возможности и ограничения применения новейших физических и физико-химических методов исследования сложных закономерностей состав – свойство и процессов различной природы. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - проводить калибровку и настройку серийного оборудования, относящемся к различным группам методов (рефрактометрических, электрохимических и т.д.), при отсутствии методических указаний; - формулировать требования к условиям проведения инструментального исследования, выполнить простейшие исследования на серийном и сложном научном оборудовании химических лабораторий при отсутствии методических указаний;проводить химический эксперимент, основными инструментальными методами исследования химических веществ, материалов и реакций; - анализировать и теоретически обосновывать результаты комплексного исследования физико-химических закономерностей с целью доказательства достижения поставленных профессиональных задач;проводить исследование физико-химических закономерностей и контролировать протекание процессов на серийном и сложном научном оборудовании; интерпретировать результаты физико-химических исследований, полученных на оригинальных экспериментальных установках и сложном научном оборудовании. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеет навыками работы на серийном научном оборудовании, относящемся к различным группам методов (рефрактометрических, электрохимических и т.д.), может выполнять стандартные операции при отсутствии методических указаний; владеет теоретическими основами различных методов и способен обосновать выбор того или иного метода исследования физико-химических процессов, навыками работы на сложном научном оборудовании;теоретическими основами и практическими навыками работы на оригинальных экспериментальных установках и сложном научном оборудовании. теоретическими основами и практическими навыками работы на оригинальном и сложном научном оборудовании; способен модернизировать этапы работы на оригинальном научном оборудовании. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основы метода | ||||||
1.1. | Основные положения хроматографии | Лекции | 8 | 1 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Качественный и количественный хроматографический анализ. Классификация методов хроматографии по агрегатному состоянию фаз | Лекции | 8 | 1 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Выбор параметров хроматографических определений. | Лекции | 8 | 1 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Определение качественного состава смеси на основе характеристик удерживания. | Лабораторные | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Идентификация веществ, количественный анализ, методы количественного хроматографического анализа | Практические | 8 | 8 | ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Самостоятельная работа на аудиторных занятиях:выполнение тестовых и практических заданий, решение ситуационных задач и т.д. | Сам. работа | 8 | 1 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | Выполнение индивидуальных заданий | Сам. работа | 8 | 1 | ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Внеаудиторная самостоятельную работа:закрепление знаний и отработка умений и навыков, подготовка к текущему и промежуточному контролю по дисциплине, написание рефератов и отчетов и т.д. | Сам. работа | 8 | 1 | ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Планарная (тонкослойная) хроматография | ||||||
2.1. | Планарная (тонкослойная) хроматография | Лекции | 8 | 1 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.3, Л1.1 |
2.2. | Анализ красителей методом хроматографии в тонком слое | Лабораторные | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Практическое применение метода планарной хроматографии | Практические | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Самостоятельная работа на аудиторных занятиях:выполнение тестовых и практических заданий, решение ситуационных задач и т.д. | Сам. работа | 8 | 0 | ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Выполнение индивидуальных заданий | Сам. работа | 8 | 3 | ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Внеаудиторная самостоятельную работа:закрепление знаний и отработка умений и навыков, подготовка к текущему и промежуточному контролю по дисциплине, написание рефератов и отчетов и т.д. | Сам. работа | 8 | 3 | ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Ионнообменная хроматография | ||||||
3.1. | Ионнообменная хроматография | Лекции | 8 | 1 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.3, Л1.1 |
3.2. | Определение динамической обменной емкости катионита | Лабораторные | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Определение ионов никеля и цинка в смеси с использованием разделения их на анионите | Лабораторные | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Самостоятельная работа на аудиторных занятиях:выполнение тестовых и практических заданий, решение ситуационных задач и т.д. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Выполнение индивидуальных заданий | Сам. работа | 8 | 3 | ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Внеаудиторная самостоятельную работа:закрепление знаний и отработка умений и навыков, подготовка к текущему и промежуточному контролю по дисциплине, написание рефератов и отчетов и т.д. | Сам. работа | 8 | 3 | ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Газовая хроматография | ||||||
4.1. | Газовая хроматография. Аппаратурное оформление. | Лекции | 8 | 1 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.3, Л1.1 |
4.2. | Газо-адсорбционная хроматография | Лекции | 8 | 1 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.3, Л1.1 |
4.3. | Газо-жидкостная хроматография | Лекции | 8 | 1 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.3, Л1.1 |
4.4. | Капиллярная газовая хроматография | Лекции | 8 | 1 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.3, Л1.1 |
4.5. | Приготовление хроматографической колонки, определение ее характеристик | Лабораторные | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
4.6. | Качественный и количественный анализ смеси спиртов газохроматографическим методом анализа | Лабораторные | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
4.7. | Коллоквиум "Газовая хроматография" | Практические | 8 | 0 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
4.8. | Самостоятельная работа на аудиторных занятиях:выполнение тестовых и практических заданий, решение ситуационных задач и т.д. | Сам. работа | 8 | 3 | ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Высокоэффективная жидкостная хроматография | ||||||
5.1. | Высокоэффективная жидкостная хроматография. Принцип метода, решаемые задачи. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.2, Л2.1 |
5.2. | Молекулярная адсорбционная хроматография | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.2, Л2.1 |
5.3. | Обращенно-фазовая ВЭЖХ (ОФ ВЭЖХ) | Лекции | 8 | 1 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.2, Л2.1 |
5.4. | Модифицированные виды высокоэффективной жидкостной хроматографии | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.2, Л2.1 |
5.5. | Идентификация химических веществ методом хроматографии | Лабораторные | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.2, Л2.1 |
5.6. | Разделение сложных веществ методами хроматографии. | Лабораторные | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.2, Л2.1 |
5.7. | Особенности эксплуатации колонок для ВЭЖХПроблемы изменения селективности колонок ВЭЖХ | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.2, Л2.1 |
5.8. | Самостоятельная работа на аудиторных занятиях:выполнение тестовых и практических заданий, решение ситуационных задач и т.д. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
5.9. | Коллоквиум "Высокоэффективная жидкостная хроматография" | Практические | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
5.10. | Выполнение индивидуальных заданий | Сам. работа | 8 | 5 | ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
5.11. | Внеаудиторная самостоятельную работа:закрепление знаний и отработка умений и навыков, подготовка к текущему и промежуточному контролю по дисциплине, написание рефератов и отчетов и т.д. | Сам. работа | 8 | 9 | ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Хромато-масс- спектрометрия | ||||||
6.1. | Хромато-масс- спектрометрия | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
6.2. | Количественный хромато-масс-спектрометрический анализ | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Идентификация кофеина с помощью хроматомасс-спектрометрии методом метки | Лабораторные | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
6.4. | Обработка полученных результатов в хромато -масс - спектрометрии | Лабораторные | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
6.5. | Определение систематических составляющих погрешности измерения концентрации пропана методом совокупных измерений | Практические | 8 | 8 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
6.6. | Самостоятельная работа на аудиторных занятиях:выполнение тестовых и практических заданий, решение ситуационных задач и т.д. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 7. Инструментальные методы анализа техносферных систем | ||||||
7.1. | Объекты химического анализа и определяемые компоненты | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
7.2. | Методы химического анализа. Классификации методов анализа | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
7.3. | Содержание компонента в пробе вещества. Концентрация компонента. Количественный анализ пробы вещества. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
7.4. | Химические и физические методы количественного анализа | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
7.5. | Физические методы качественного химического анализа | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
7.6. | Стадии химического анализа пробы вещества объекта анализа | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
7.7. | Критерии выбора метода химического анализа вещества объекта анализа | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
7.8. | Обнаружение ионных форм элементов в пробе анализируемого твёрдого вещества грунта растиранием порошков в полевых условиях | Практические | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
7.9. | Тест-методы в анализе вещества объектов окружающей среды в полевых условиях. Информационно-аналитический обзор. | Практические | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
7.10. | Выбор средства измерений содержания конкретного нормируемого загрязняющего компонента в веществе конкретного объекта окружающей среды по утвержденной в РФ методике анализа | Практические | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
7.11. | Самостоятельная работа на аудиторных занятиях:выполнение тестовых и практических заданий, решение ситуационных задач и т.д. | Сам. работа | 8 | 7 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
7.12. | Выполнение индивидуальных заданий | Сам. работа | 8 | 7 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
7.13. | Внеаудиторная самостоятельную работа:закрепление знаний и отработка умений и навыков, подготовка к текущему и промежуточному контролю по дисциплине, написание рефератов и отчетов и т.д. | Сам. работа | 8 | 7 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
7.14. | Экзамен | 8 | 27 | ОПК-2, ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
приведены в ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | под ред. Л.Н. Москвина | Аналитическая химия. В 3 томах. Том 3. Химический анализ: | М. : Академия , 2010 | |
Л1.2 | Сычев,С.Н. | Высокоэффективная жидкостная хроматография: аналитика, физическая химия, распознавание многокомпонентных систем: | СПб.:Лань, 2013 | e.lanbook.com |
Л1.3 | под ред. Л.Н. Москвина | Аналитическая химия. В 3 томах. Том 2. Методы разделения веществ и гибридные методы анализа: | М.: "Академия", 2008 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ю.Бёккер ;пер.В.С.Курова | Хроматография. Инструментальная аналитика:: | М.:РИЦ"Техносфера", 2009 | URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=89008 |
Л2.2 | Б.П. Шипунов, Н.Е. Чечушкова | Расчеты в методах разделения. Экстракция и хроматография: метод.указания | Барнаул, 1987 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Винарский В.А. Хроматография [Электронный ресурс]: Курс лекций в двух частях: Часть 1. Газовая хроматография. — Электрон. текст. дан. (4,1 Мб). — Мн.: Научно-методический центр “Электронная книга БГУ”, 2003. Электрон. версия печ. публикации, 2002. — PDF формат, версия 1.4 . — Систем. требования: Adobe Acrobat 5.0 и выше.— № гос. регистрации 1200300210. | Режим доступа: http://anubis.bsu.by/publications/elresources/Chemistry/vinarski.pdf | ||
Э2 | Конюхов, В.Ю. Хроматография. [Электронный ресурс] Электрон. дан. СПб. : Лань, 2012. 224 с. | Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/4044 | ||
Э3 | Сычев С. Н., Гаврилина В. А. Высокоэффективная жидкостная хроматография: аналитика, физическая химия, распознавание многокомпонентных систем. - 1-е изд. - СПб: Лань, 2013. -256 с. | e.lanbook.com | ||
Э4 | Долгоносов, А.М. Колоночная аналитическая хроматография: практика, теория, моделирование [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.М. Долгоносов, О.Б. Рудаков, А.Г.Прудковский. Электрон. дан. СПб. : Лань, 2015. 467 с. | Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=63592 | ||
Э5 | ЭБС «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э6 | ЭБС «Лань» | e.lanbook.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
В процессе лекционных и семинарских занятий используется следующее программное обеспечение: - программы, демонстрации видео материалов (например, проигрыватель «Windows Media Player»); - программы для демонстрации и создания презентаций (например, «Microsoft PowerPoint»). операционная система Microsoft Windows XP Professional Russian; - операционная система Microsoft Windows Professional 7 Russian. Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4. Электронная библиотека на сервере химфака МГУ (http://www.chem.msu.su) 5. Библиотека химической литературы (http://www.kge.msu.ru) 6. Всероссийский портал химиков-аналитиков, в том числе объектов окружающей среды (http://www.anchem.ru) 7. Портал эколого-аналитической ассоциации «Эко-аналитика» (http://ecoanalytica.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
509К | лаборатория электрохимических методов анализа - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт. компьютер: марка Benq - 1 единица; монитор Benq; раковина, оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): шкаф вытяжной, иономеры, рН-метры электронные, электроды, кондуктометры, миллиамперметр, титраторы кулонометрические, потенциометрические титраторы, универсальная полярографическая установка «Экотест», комплекс исследовательский «Экотест-ВА-НИР», полярограф ПУ, набор ареометров, пикнометры, электроплитки, наборы химической посуды, наборы химических реактивов, пробки стеклянные; пробки резиновые, пробки корковые, спиртовые горелки, водяная баня, песочная баня, магнитные мешалки. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
размещены в приложении |