МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Фармакогнозия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки33.05.01. специальность Фармация
СпециализацияФармация биофармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план33_05_01_Фарм-2-2019
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 156
самостоятельная работа 141
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Лабораторные 72 72 72 72
Практические 48 48 48 48
Сам. работа 141 141 141 141
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 324 324 324 324

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Фармакогнозия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 Фармация (уровень специалитета). (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №1037)

составлена на основании учебного плана:
33.05.01 ФАРМАЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., доктор химических наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., доктор химических наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Фармакогнозия (относится к циклу профессиональных дисциплин) изучает лекарственные растения и сырье растительного и частично животного происхождения. Целью дисциплины является подготовка студентов к активной практической деятельности провизора, связанной с вопросами рационального использования ресурсов лекарственных растений с учетом научно-обоснованных рекомендаций по заготовке, стандартизации, контролю качества, хранению и переработке лекарственного растительного сырья, а также путей использования сырья и применения лекарственных растительных средств в фармацевтической практике.
Задачи дисциплины:
1) Изучение лекарственных растений как источников биологически активных веществ. С этой целью изучают химический состав растений, биосинтез важнейших веществ, которые имеют существенное медицинское значение; динамику их накопления в растении; влияние факторов окружающей среды и способов культивирования на изменение их химического состава.
2) Изучение ресурсов лекарственных растений. Изучают лекарственные растения в природных условиях, выявляют места массового их произрастания, устанавливают размеры зарослей, потенциальные и эксплуатационные запасы используемых частей растений. На основании данных ресурсоведческих исследований разрабатывают научно обоснованные ежегодные и перспективные планы заготовок лекарственного растительного сырья. Знание динамики накопления фармакологически активных веществ дает возможность регламентировать сроки и способы сбора, сушки и хранения лекарственного сырья.
3) Нормирование и стандартизация лекарственного сырья. С этой целью ученые разрабатывают проекты нормативной документации. В процессе этой работы совершенствуются методы определения подлинности и доброкачественности сырья.
4) Изыскание новых лекарственных средств растительного происхождения с целью пополнения и обновления ассортимента лекарственных средств, создания более эффективных лекарственных препаратов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 готовностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической и фармацевтической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности
ОПК-8 способностью к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия фармакогнозии, методы фармакогностического анализа, задачи фармакогнозии на современном этапе и ее значение для практической деятельности провизора;
основные этапы развития фармакогнозии, современные направления научных исследований в области лекарственных растений;
характеристику сырьевой базы лекарственных растений;
организацию заготовок лекарственного растительного сырья; заготовительные организации и их функции;
систему государственных мероприятий по рациональному использованию и охране лекарственных растений;
методы ресурсных исследований по установлению природных запасов лекарственного растительного сырья;
общие принципы рациональной заготовки лекарственного растительного сырья и мероприятий по охране естественных, эксплуатируемых зарослей лекарственных растений;
номенклатуру культивируемых лекарственных растений; основные приемы их возделывания;
систему классификации лекарственного растительного сырья (химическая, фармакологическая, ботаническая, морфологическая);
номенклатуру лекарственного растительного сырья и лекарственных средств растительного и животного происхождения, разрешенных для применения в медицинской практике и к использованию в промышленном производстве;
основные сведения о распространении и местообитании лекарственных растений, применяемых в научной медицине;
влияние экологических факторов на развитие сырьевой массы лекарственных растений и накопление биологически активных веществ;
методы макроскопического и микроскопического анализов цельного лекарственного сырья, анализ сборов;
морфолого-анатомические признаки лекарственного растительного сырья, разрешенного к применению в медицинской практике, возможные примеси;
основные группы биологически активных веществ природного происхождения и их важнейшие физико-химические свойства; пути биосинтеза основных групп биологически активных веществ;
методы выделения и очистки основных биологически активных веществ из лекарственного растительного сырья;
основные методы качественного и количественного определения биологически активных веществ в лекарственном растительном сырье; биологическую стандартизацию лекарственного растительного сырья;
показатели качества сырья и методы их определения;
требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению лекарственного растительного сырья в соответствии с нормативной документацией;
требования к результатам анализа лекарственного растительного сырья;
права и обязанности специалистов, работающих в области стандартизации, сертификации лекарственного растительного сырья;
основные пути и формы использования лекарственного растительного сырья в фармацевтической практике и промышленном производстве;
основные сведения о применении в медицине лекарственных средств растительного и животного происхождения;
правила техники безопасности при работе с лекарственными растениями и лекарственным сырьем.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять по морфологическим признакам лекарственные растения в живом и гербаризированном видах;
использовать макроскопический и микроскопический анализ для определения подлинности лекарственного растительного сырья;
определять лекарственное растительное сырье в цельном виде с помощью соответствующих определителей; определять состав официнальных сборов;
распознавать примеси посторонних растений при сборе, приемке и анализе сырья, а также его определения в цельном, резаном виде;
проводить качественные и микрохимические реакции на основные биологически активные вещества, содержащиеся в лекарственных растениях и сырье (полисахариды, эфирные масла, витамины, сердечные гликозиды, сапонины, антраценпроизводные, кумарины, флавоноиды, дубильные вещества, алкалоиды и др.).
выбрать соответствующие методы хроматографии для анализа лекарственного растительного сырья;
анализировать по методикам количественного определения, предусмотренным соответствующими НД, лекарственное растительное сырье на содержание эфирных масел, сердечных гликозидов, сапонинов, алкалоидов, антраценпроизводных, дубильных веществ, флавоноидов, кумаринов, витаминов и др.;
проводить определение влажности, золы, экстрактивных веществ методами, предусмотренными ГФ XI;
проводить приемку лекарственного растительного сырья, отбирать пробы, необходимые для его анализа, согласно ГФ XI;
проводить статистическую обработку и оформление результатов фармакогностического анализа.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками идентификации лекарственных растений по внешним признакам в живом и гербаризированном видах;
техникой приготовления микропрепаратов различных морфологических групп лекарственного растительного сырья;
техникой проведения качественных и микрохимических реакций на основные биологически активные вещества, содержащиеся в лекарственных растениях и сырье (полисахариды, эфирные масла, витамины, сердечные гликозиды, сапонины, антраценпроизводные, кумарины, флавоноиды, дубильные вещества, алкалоиды);
навыками проведения ресурсоведческих исследований;
навыками интерпретации результатов анализа для оценки их качества;
стандартными операционными процедурами по определению порядка и оформлению документов для декларации о соответствии готового продукта требованиям нормативных документов;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы фармакогнозии
1.1. Фармакогнозия как наука и учебная дисциплина. Лекции 6 2 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Сырьевая база лекарственных растений. Основы заготовительного процесса. Лекции 6 2 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
1.3. Методы фармакогностического анализа лекарственного растительного сырья. Лекции 6 2 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
1.4. Лекарственные растения и сырье, содержащие витамины. Лекарственные растения и сырье, содержащие полисахариды. Лекции 6 1 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
1.5. Лекарственные растения и сырье, содержащие жирные масла. Лекарственные растения и сырье, содержащие эфирные масла. Лекции 6 1 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
1.6. Лекарственные растения и сырье, содержащие терпены (общая характеристика). Лекции 6 1 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
1.7. Лекарственные растения и сырье, содержащие гликозиды, монотерпеновые гликозиды (горечи) и иридоиды (общая характеристика). Лекции 6 1 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
1.8. Сырьевая база лекарственных растений Практические 6 2 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
1.9. Заготовка лекарственного сырья Практические 6 4 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
1.10. Товароведческий анализ лекарственного растительного сырья. Практические 6 4 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
1.11. Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего витамины Лабораторные 6 4 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
1.12. Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего полисахариды. Лабораторные 6 4 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
1.13. Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего жирные масла. Лабораторные 6 4 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
1.14. Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего эфирные масла (часть I – монотерпены) Лабораторные 6 4 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
1.15. Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего эфирные масла (часть II – сесквитерпены). Лабораторные 6 4 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
1.16. Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего эфирные масла и горечи (часть III – монотерпеновые гликозиды, иридоиды) Лабораторные 6 4 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
1.17. Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего эфирные масла Практические 6 2 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
1.18. Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего витамины Практические 6 2 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
1.19. Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего полисахариды. Практические 6 2 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
1.20. Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего жирные масла. Практические 6 2 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
1.21. Подготовка к практическим и лабораторным занятиям Сам. работа 6 50 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основные группы лекарственных растений
2.1. Лекарственные растения и сырье, содержащие сердечные гликозиды. Лекции 6 1 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
2.2. Лекарственные растения и сырье, содержащие сапонины Лекции 6 1 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Лекарственные растения и сырье, содержащие алкалоиды. Лекции 6 1 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Лекарственные растения и сырье, содержащие фенольные соединения (общая характеристика Лекции 6 1 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
2.5. Лекарственные растения и сырье, содержащие простые фенольные соединения и их гликозиды Лекции 6 1 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Лекарственные растения и сырье, содержащие лигнаны Лекции 6 1 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
2.7. Лекарственные растения и сырье, содержащие антраценпроизводные Лекции 6 1 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
2.8. Лекарственные растения и сырье, содержащие дубильные веществ Лекции 6 1 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего сердечные гликозиды. Лабораторные 6 4 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
2.10. Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего сапонины, экдистероны Лабораторные 6 4 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
2.11. Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего алкалоиды Лабораторные 6 4 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
2.12. Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего алкалоиды Практические 6 4 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
2.13. Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего сердечные гликозиды. Практические 6 2 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
2.14. Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего сапонины, экдистероны Практические 6 2 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
2.15. Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего простые фенолы, фенологликозиды и лигнаны Лабораторные 6 4 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
2.16. Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего антраценпроизводные Лабораторные 6 4 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
2.17. Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего дубильные вещества. Лабораторные 6 4 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
2.18. Определение подлинности лекарственного растительного сырья. Лабораторные 6 4 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
2.19. Определение доброкачественности лекарственного растительного сырья. Лабораторные 6 4 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
2.20. Подготовка к практическим и лабораторным занятиям Сам. работа 6 50 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Биологически активные вещества природного происхождения
3.1. Лекарственные растения и сырье, содержащие флавоноиды. Лекции 6 4 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
3.2. Лекарственные растения и сырье, содержащие кумарины и хромоны Лекции 6 2 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
3.3. Лекарственное сырье животного происхождения и природные продукты Лекции 6 2 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
3.4. Химический состав лекарственных растений и классификация лекарственного растительного сырья Лекции 6 2 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
3.5. Свойства биологически активных веществ лекарственных растений. Анализ биологически активных веществ лекарственных растений. Лекции 6 2 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.6. Стандартизация лекарственного растительного сырья и лекарственных средств растительного происхождения Лекции 6 2 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
3.7. Лекарственные сборы Лекции 6 2 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
3.8. Ресурсоведение Лекции 6 2 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
3.9. Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего флавоноиды. Лабораторные 6 6 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
3.10. Анализ лекарственного растительного сырья, имеющего различный химический состав Лабораторные 6 6 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
3.11. Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего кумарины и хромоны. Лабораторные 6 4 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
3.12. Анализ лекарственного сырья животного происхождения Практические 6 4 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
3.13. Анализ лекарственного растительного сырья, имеющего различный химический состав Практические 6 4 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
3.14. Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего кумарины и хромоны. Практические 6 2 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
3.15. Стандартизация и сертификация измельченного лекарственного растительного сырья, анализ лекарственных сборов. Практические 6 2 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
3.16. Ассортимент ЛРС, разрешенного к отпуску аптеками населению без рецепта врача в соответствии с НД Практические 6 2 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.17. Определение запасов лекарственных растений Практические 6 4 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
3.18. Влияние экологических факторов на качество лекарственного растительного сырья Практические 6 4 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
3.19. Подготовка к практическим и лабораторным занятиям Сам. работа 6 41 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приведены в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приведены в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приведен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Самылина, Ирина Александровна Фармакогнозия : учебник / И. А. Самылина, Г. П. Яковлев. : М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. , 2014
Л1.2 Д.А. Харкевич Основы фармакологии: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2015 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г.М. Алексеева, Г.А. Белодубровская, К.Ф. Блинова и др. ; под ред. Г.П. Яковлева. Фармакогнозия: Лекарственное сырьё растительного и животного происхождения : учебное пособие : СПб. : СпецЛит, 2013. , 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Фармакогнозия: Лекарственное сырьё растительного и животного происхождения : учебное пособие / Г.М. Алексеева, Г.А. Белодубровская, К.Ф. Блинова и др. ; под ред. Г.П. Яковлева. - СПб. : СпецЛит, 2013. - 848 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=105529
Э2 Виноградов, В.М. Фармакология с рецептурой. Учебник для медицинских и фармацевтических училищ и колледжей / В.М. Виноградов, Е.Б. Каткова, Е.А. Мухин ; под ред. В.М. Виноградова. - 5-е изд., испр. - СПб. : СпецЛит, 2009. - 864 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104900
Э3 Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств из растительного сырья: для студентов, интернов, аспирантов и специалистов фармацевтической отрасли : учебно-методическое пособие / Н.В. Пятигорская, И.А. Самылина, В.В. Береговых и др. - СПб. : СпецЛит, 2013. - 368 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253724
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
215К лаборатория биотехнологий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Холодильник для хранения реактивов с низкотемпературным отделением Бирюса 132L; лабораторные столы и шкафы; устройство для сушки посуды; термометры ртутные; штативы; сушильный шкафES- 4610; ламинарный бокс NuAire Eppendorf NU-437-400E; климатическая камера; вытяжной шкаф; электроплитка; печь муфельная SNOL; термостат ТЖ-ТБ-01; баня водяная циркуляционная Daihan WiseCircu WСB-6; металлический стеллаж Титан-МС 2000*1000*600 мм (4 полки); респиратор; противогаз; наборы химической посуды, наборы химических реактивов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Теоретический материал дисциплины изучается в 6 семестре и включает в себя лекции, практические и лабораторные занятия, а также самостоятельную работу в соответствии с учебным планом.
Необходимо помнить, что посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом дисциплины, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.
Методические рекомендации по подготовке к практическим/лабораторным занятиям.
Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Ввиду ограниченного количества времени предполагается тестовый контроль, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия. Оценка результатов самостоятельной работы организуется как единство двух форм контроля самостоятельной работы: организация самоконтроля обучающихся и контроль со стороны преподавателя. Организация самоконтроля зависит от степени предварительной подготовки в период обучения в вузе и определенных качеств личности, ответственности за результаты своего обучения, заинтересованности и мотивации в положительной оценке своего труда. Основная задача преподавателя состоит в том, чтобы создать необходимые условия для организации и выполнения самостоятельной работы, что выражается, прежде всего, в максимально-возможном учебно-методическом обеспечении и правильном использовании различных стимулов для реализации самостоятельной работы (рейтинговая система). Особое внимание должно уделяться созданию заинтересованной и благожелательной атмосферы в процессе проведения контроля знаний при оценке самостоятельной работы при проведении практических семинаров, лабораторных работ, проведения консультаций. Таким образом, усвоение учебного предмета в процессе самостоятельного изучения учебной и научной литературы является и подготовкой к экзамену. Обучающийся, показавший высокий уровень владения знаниями, умениями и владениями по предложенному вопросу, считается успешно освоившим учебный курс. В случае большого количества затруднений при раскрытии предложенного на экзамене вопроса обучающемуся предлагается повторная подготовка и повторная сдача зачета. Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования: 1) посещать все занятия, т.к. весь тематический материал взаимосвязан между собой и теоретического овладения пропущенного недостаточно для качественного усвоения; 2) все рассматриваемые на практических занятиях вопросы обязательно фиксировать в отдельную тетрадь и сохранять ее до окончания обучения в вузе; 3) обязательно выполнять все задания; 4) проявлять активность на занятиях и при подготовке, т.к. конечный результат овладения содержанием дисциплины необходим, в первую очередь, самому обучающемуся; 5) в случаях пропуска занятий, по каким-либо причинам, обязательно самостоятельно изучить информацию по пропущенному занятию и сдать выполненные задания преподавателю во время индивидуальных консультаций.