Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 33.05.01. специальность Фармация |
Специализация | Фармация биофармпрепаратов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 9 ЗЕТ |
Учебный план | 33_05_01_Фарм-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 23 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 36 | 36 | 36 | 36 |
Лабораторные | 72 | 72 | 72 | 72 |
Практические | 48 | 48 | 48 | 48 |
Сам. работа | 141 | 141 | 141 | 141 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 324 | 324 | 324 | 324 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., доктор химических наук, профессор
1.1. | Фармакогнозия (относится к циклу профессиональных дисциплин) изучает лекарственные растения и сырье растительного и частично животного происхождения. Целью дисциплины является подготовка студентов к активной практической деятельности провизора, связанной с вопросами рационального использования ресурсов лекарственных растений с учетом научно-обоснованных рекомендаций по заготовке, стандартизации, контролю качества, хранению и переработке лекарственного растительного сырья, а также путей использования сырья и применения лекарственных растительных средств в фармацевтической практике. Задачи дисциплины: 1) Изучение лекарственных растений как источников биологически активных веществ. С этой целью изучают химический состав растений, биосинтез важнейших веществ, которые имеют существенное медицинское значение; динамику их накопления в растении; влияние факторов окружающей среды и способов культивирования на изменение их химического состава. 2) Изучение ресурсов лекарственных растений. Изучают лекарственные растения в природных условиях, выявляют места массового их произрастания, устанавливают размеры зарослей, потенциальные и эксплуатационные запасы используемых частей растений. На основании данных ресурсоведческих исследований разрабатывают научно обоснованные ежегодные и перспективные планы заготовок лекарственного растительного сырья. Знание динамики накопления фармакологически активных веществ дает возможность регламентировать сроки и способы сбора, сушки и хранения лекарственного сырья. 3) Нормирование и стандартизация лекарственного сырья. С этой целью ученые разрабатывают проекты нормативной документации. В процессе этой работы совершенствуются методы определения подлинности и доброкачественности сырья. 4) Изыскание новых лекарственных средств растительного происхождения с целью пополнения и обновления ассортимента лекарственных средств, создания более эффективных лекарственных препаратов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | готовностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической и фармацевтической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности |
ОПК-8 | способностью к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные понятия фармакогнозии, методы фармакогностического анализа, задачи фармакогнозии на современном этапе и ее значение для практической деятельности провизора; основные этапы развития фармакогнозии, современные направления научных исследований в области лекарственных растений; характеристику сырьевой базы лекарственных растений; организацию заготовок лекарственного растительного сырья; заготовительные организации и их функции; систему государственных мероприятий по рациональному использованию и охране лекарственных растений; методы ресурсных исследований по установлению природных запасов лекарственного растительного сырья; общие принципы рациональной заготовки лекарственного растительного сырья и мероприятий по охране естественных, эксплуатируемых зарослей лекарственных растений; номенклатуру культивируемых лекарственных растений; основные приемы их возделывания; систему классификации лекарственного растительного сырья (химическая, фармакологическая, ботаническая, морфологическая); номенклатуру лекарственного растительного сырья и лекарственных средств растительного и животного происхождения, разрешенных для применения в медицинской практике и к использованию в промышленном производстве; основные сведения о распространении и местообитании лекарственных растений, применяемых в научной медицине; влияние экологических факторов на развитие сырьевой массы лекарственных растений и накопление биологически активных веществ; методы макроскопического и микроскопического анализов цельного лекарственного сырья, анализ сборов; морфолого-анатомические признаки лекарственного растительного сырья, разрешенного к применению в медицинской практике, возможные примеси; основные группы биологически активных веществ природного происхождения и их важнейшие физико-химические свойства; пути биосинтеза основных групп биологически активных веществ; методы выделения и очистки основных биологически активных веществ из лекарственного растительного сырья; основные методы качественного и количественного определения биологически активных веществ в лекарственном растительном сырье; биологическую стандартизацию лекарственного растительного сырья; показатели качества сырья и методы их определения; требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению лекарственного растительного сырья в соответствии с нормативной документацией; требования к результатам анализа лекарственного растительного сырья; права и обязанности специалистов, работающих в области стандартизации, сертификации лекарственного растительного сырья; основные пути и формы использования лекарственного растительного сырья в фармацевтической практике и промышленном производстве; основные сведения о применении в медицине лекарственных средств растительного и животного происхождения; правила техники безопасности при работе с лекарственными растениями и лекарственным сырьем. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять по морфологическим признакам лекарственные растения в живом и гербаризированном видах; использовать макроскопический и микроскопический анализ для определения подлинности лекарственного растительного сырья; определять лекарственное растительное сырье в цельном виде с помощью соответствующих определителей; определять состав официнальных сборов; распознавать примеси посторонних растений при сборе, приемке и анализе сырья, а также его определения в цельном, резаном виде; проводить качественные и микрохимические реакции на основные биологически активные вещества, содержащиеся в лекарственных растениях и сырье (полисахариды, эфирные масла, витамины, сердечные гликозиды, сапонины, антраценпроизводные, кумарины, флавоноиды, дубильные вещества, алкалоиды и др.). выбрать соответствующие методы хроматографии для анализа лекарственного растительного сырья; анализировать по методикам количественного определения, предусмотренным соответствующими НД, лекарственное растительное сырье на содержание эфирных масел, сердечных гликозидов, сапонинов, алкалоидов, антраценпроизводных, дубильных веществ, флавоноидов, кумаринов, витаминов и др.; проводить определение влажности, золы, экстрактивных веществ методами, предусмотренными ГФ XI; проводить приемку лекарственного растительного сырья, отбирать пробы, необходимые для его анализа, согласно ГФ XI; проводить статистическую обработку и оформление результатов фармакогностического анализа. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками идентификации лекарственных растений по внешним признакам в живом и гербаризированном видах; техникой приготовления микропрепаратов различных морфологических групп лекарственного растительного сырья; техникой проведения качественных и микрохимических реакций на основные биологически активные вещества, содержащиеся в лекарственных растениях и сырье (полисахариды, эфирные масла, витамины, сердечные гликозиды, сапонины, антраценпроизводные, кумарины, флавоноиды, дубильные вещества, алкалоиды); навыками проведения ресурсоведческих исследований; навыками интерпретации результатов анализа для оценки их качества; стандартными операционными процедурами по определению порядка и оформлению документов для декларации о соответствии готового продукта требованиям нормативных документов; |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы фармакогнозии | ||||||
1.1. | Фармакогнозия как наука и учебная дисциплина. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Сырьевая база лекарственных растений. Основы заготовительного процесса. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Методы фармакогностического анализа лекарственного растительного сырья. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Лекарственные растения и сырье, содержащие витамины. Лекарственные растения и сырье, содержащие полисахариды. | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Лекарственные растения и сырье, содержащие жирные масла. Лекарственные растения и сырье, содержащие эфирные масла. | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Лекарственные растения и сырье, содержащие терпены (общая характеристика). | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Лекарственные растения и сырье, содержащие гликозиды, монотерпеновые гликозиды (горечи) и иридоиды (общая характеристика). | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Сырьевая база лекарственных растений | Практические | 6 | 2 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Заготовка лекарственного сырья | Практические | 6 | 4 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Товароведческий анализ лекарственного растительного сырья. | Практические | 6 | 4 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего витамины | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего полисахариды. | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.13. | Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего жирные масла. | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.14. | Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего эфирные масла (часть I – монотерпены) | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.15. | Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего эфирные масла (часть II – сесквитерпены). | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.16. | Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего эфирные масла и горечи (часть III – монотерпеновые гликозиды, иридоиды) | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.17. | Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего эфирные масла | Практические | 6 | 2 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.18. | Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего витамины | Практические | 6 | 2 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.19. | Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего полисахариды. | Практические | 6 | 2 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.20. | Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего жирные масла. | Практические | 6 | 2 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.21. | Подготовка к практическим и лабораторным занятиям | Сам. работа | 6 | 50 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Основные группы лекарственных растений | ||||||
2.1. | Лекарственные растения и сырье, содержащие сердечные гликозиды. | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Лекарственные растения и сырье, содержащие сапонины | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Лекарственные растения и сырье, содержащие алкалоиды. | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.4. | Лекарственные растения и сырье, содержащие фенольные соединения (общая характеристика | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Лекарственные растения и сырье, содержащие простые фенольные соединения и их гликозиды | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.6. | Лекарственные растения и сырье, содержащие лигнаны | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Лекарственные растения и сырье, содержащие антраценпроизводные | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Лекарственные растения и сырье, содержащие дубильные веществ | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.9. | Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего сердечные гликозиды. | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
2.10. | Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего сапонины, экдистероны | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
2.11. | Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего алкалоиды | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
2.12. | Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего алкалоиды | Практические | 6 | 4 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
2.13. | Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего сердечные гликозиды. | Практические | 6 | 2 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
2.14. | Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего сапонины, экдистероны | Практические | 6 | 2 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
2.15. | Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего простые фенолы, фенологликозиды и лигнаны | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
2.16. | Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего антраценпроизводные | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
2.17. | Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего дубильные вещества. | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
2.18. | Определение подлинности лекарственного растительного сырья. | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
2.19. | Определение доброкачественности лекарственного растительного сырья. | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
2.20. | Подготовка к практическим и лабораторным занятиям | Сам. работа | 6 | 50 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Биологически активные вещества природного происхождения | ||||||
3.1. | Лекарственные растения и сырье, содержащие флавоноиды. | Лекции | 6 | 4 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Лекарственные растения и сырье, содержащие кумарины и хромоны | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Лекарственное сырье животного происхождения и природные продукты | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Химический состав лекарственных растений и классификация лекарственного растительного сырья | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Свойства биологически активных веществ лекарственных растений. Анализ биологически активных веществ лекарственных растений. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.6. | Стандартизация лекарственного растительного сырья и лекарственных средств растительного происхождения | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
3.7. | Лекарственные сборы | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
3.8. | Ресурсоведение | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
3.9. | Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего флавоноиды. | Лабораторные | 6 | 6 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
3.10. | Анализ лекарственного растительного сырья, имеющего различный химический состав | Лабораторные | 6 | 6 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
3.11. | Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего кумарины и хромоны. | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
3.12. | Анализ лекарственного сырья животного происхождения | Практические | 6 | 4 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
3.13. | Анализ лекарственного растительного сырья, имеющего различный химический состав | Практические | 6 | 4 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
3.14. | Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего кумарины и хромоны. | Практические | 6 | 2 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
3.15. | Стандартизация и сертификация измельченного лекарственного растительного сырья, анализ лекарственных сборов. | Практические | 6 | 2 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
3.16. | Ассортимент ЛРС, разрешенного к отпуску аптеками населению без рецепта врача в соответствии с НД | Практические | 6 | 2 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.17. | Определение запасов лекарственных растений | Практические | 6 | 4 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
3.18. | Влияние экологических факторов на качество лекарственного растительного сырья | Практические | 6 | 4 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
3.19. | Подготовка к практическим и лабораторным занятиям | Сам. работа | 6 | 41 | ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Приведены в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Приведены в приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Приведен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Самылина, Ирина Александровна | Фармакогнозия : учебник / И. А. Самылина, Г. П. Яковлев. : | М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. , 2014 | |
Л1.2 | Д.А. Харкевич | Основы фармакологии: учебник | ГЭОТАР-Медиа, 2015 | www.studentlibrary.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Г.М. Алексеева, Г.А. Белодубровская, К.Ф. Блинова и др. ; под ред. Г.П. Яковлева. | Фармакогнозия: Лекарственное сырьё растительного и животного происхождения : учебное пособие : | СПб. : СпецЛит, 2013. , 2013 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Фармакогнозия: Лекарственное сырьё растительного и животного происхождения : учебное пособие / Г.М. Алексеева, Г.А. Белодубровская, К.Ф. Блинова и др. ; под ред. Г.П. Яковлева. - СПб. : СпецЛит, 2013. - 848 с. | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=105529 | ||
Э2 | Виноградов, В.М. Фармакология с рецептурой. Учебник для медицинских и фармацевтических училищ и колледжей / В.М. Виноградов, Е.Б. Каткова, Е.А. Мухин ; под ред. В.М. Виноградова. - 5-е изд., испр. - СПб. : СпецЛит, 2009. - 864 с. | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104900 | ||
Э3 | Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств из растительного сырья: для студентов, интернов, аспирантов и специалистов фармацевтической отрасли : учебно-методическое пособие / Н.В. Пятигорская, И.А. Самылина, В.В. Береговых и др. - СПб. : СпецЛит, 2013. - 368 с. | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253724 | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
215К | лаборатория биотехнологий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Холодильник для хранения реактивов с низкотемпературным отделением Бирюса 132L; лабораторные столы и шкафы; устройство для сушки посуды; термометры ртутные; штативы; сушильный шкафES- 4610; ламинарный бокс NuAire Eppendorf NU-437-400E; климатическая камера; вытяжной шкаф; электроплитка; печь муфельная SNOL; термостат ТЖ-ТБ-01; баня водяная циркуляционная Daihan WiseCircu WСB-6; металлический стеллаж Титан-МС 2000*1000*600 мм (4 полки); респиратор; противогаз; наборы химической посуды, наборы химических реактивов. |
Теоретический материал дисциплины изучается в 6 семестре и включает в себя лекции, практические и лабораторные занятия, а также самостоятельную работу в соответствии с учебным планом. Необходимо помнить, что посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом дисциплины, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя. Методические рекомендации по подготовке к практическим/лабораторным занятиям. Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Ввиду ограниченного количества времени предполагается тестовый контроль, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия. Оценка результатов самостоятельной работы организуется как единство двух форм контроля самостоятельной работы: организация самоконтроля обучающихся и контроль со стороны преподавателя. Организация самоконтроля зависит от степени предварительной подготовки в период обучения в вузе и определенных качеств личности, ответственности за результаты своего обучения, заинтересованности и мотивации в положительной оценке своего труда. Основная задача преподавателя состоит в том, чтобы создать необходимые условия для организации и выполнения самостоятельной работы, что выражается, прежде всего, в максимально-возможном учебно-методическом обеспечении и правильном использовании различных стимулов для реализации самостоятельной работы (рейтинговая система). Особое внимание должно уделяться созданию заинтересованной и благожелательной атмосферы в процессе проведения контроля знаний при оценке самостоятельной работы при проведении практических семинаров, лабораторных работ, проведения консультаций. Таким образом, усвоение учебного предмета в процессе самостоятельного изучения учебной и научной литературы является и подготовкой к экзамену. Обучающийся, показавший высокий уровень владения знаниями, умениями и владениями по предложенному вопросу, считается успешно освоившим учебный курс. В случае большого количества затруднений при раскрытии предложенного на экзамене вопроса обучающемуся предлагается повторная подготовка и повторная сдача зачета. Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования: 1) посещать все занятия, т.к. весь тематический материал взаимосвязан между собой и теоретического овладения пропущенного недостаточно для качественного усвоения; 2) все рассматриваемые на практических занятиях вопросы обязательно фиксировать в отдельную тетрадь и сохранять ее до окончания обучения в вузе; 3) обязательно выполнять все задания; 4) проявлять активность на занятиях и при подготовке, т.к. конечный результат овладения содержанием дисциплины необходим, в первую очередь, самому обучающемуся; 5) в случаях пропуска занятий, по каким-либо причинам, обязательно самостоятельно изучить информацию по пропущенному занятию и сдать выполненные задания преподавателю во время индивидуальных консультаций. |