МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Фармакология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки33.05.01. специальность Фармация
СпециализацияФармация биофармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план33_05_01_Фарм-2-2019
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 156
самостоятельная работа 141
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 48 48 48 48
Лабораторные 72 72 72 72
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 141 141 141 141
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 324 324 324 324

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Фармакология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 Фармация (уровень специалитета). (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №1037)

составлена на основании учебного плана:
33.05.01 ФАРМАЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка специалиста-провизора по дисциплине «Фармакология», обладающего системным фармакологическим мышлением, знаниями, навыками и умениями,способного применять их в своей профессиональной деятельности и в условиях инновационного развития общества;
формирование у студентов системы знаний о принципах классификации лекарственных средств, существующих классификационных системах, международном непатентованном и торговом наименовании основных представителей групп лекарственных препаратов, механизмах их действия, фармакологических эффектах, показаниях и противопоказаниях к применению; принципах комбинирования лекарственных веществ, настороженности к нежелательным лекарственным реакциям и их профилактике, правилах выписывания рецептов на лекарственные средства и их рациональном приеме;
обучение студентов методологии освоения знаний по фармакологии с использованием научной, справочной литературы, официальных статистических обзоров, ресурсов Интернет и принципов доказательности;
обучение студентов основам рецептурного документооборота и правилам выписывания рецептов на лекарственные средства, хранения и использования лекарственных препаратов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 готовностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической и фармацевтической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности
ОПК-8 способностью к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные законы РФ в сфере обращения лекарственных средств, основные нормативно-технические документы;
- принципы изыскания новых лекарственных средств и научные подходы к созданию лекарственных препаратов, государственную систему экспертизы испытаний новых лекарственных средств;
- различные типы классификаций лекарственных средств, распределение препаратов по химическим, фармакологическим, фармакотерапевтическим группам;
- международные непатентованные и патентованные коммерческие названия основных представителей групп лекарственных средств;
- общие закономерности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств, виды взаимодействия лекарственных средств и виды лекарственной несовместимости;
- особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств у здоровых лиц и при патологии; особенности фармакотерапии у новорожденных и пожилых лиц, беременных женщин;
- принадлежность лекарственных препаратов к определенным фармакологическим группам, фармакодинамику и фармакокинетику лекарственных препаратов;
- наиболее важные побочные и токсические эффекты и правила хранения лекарственных препаратов;
- основные показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов;
- дозирование препаратов с учетом характера заболевания, хронобиологии и хронофармакологии;
- фармакогенетические особенности лекарственной терапии;
- общие принципы оформления рецептов и составления рецептурных прописей лекарственных средств, общепринятые сокращения и обозначения в рецептах, употребление латинского языка, правила хранения и использования лекарственных средств;
- первичные, вторичные и третичные источники информации: Государственная
фармакопея, Государственный реестр лекарственных средств и справочную литературу по
фармации и фармакологии;
- основы оказания первой доврачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, остром отравлении лекарственными и нелекарственными средствами.
3.2.Уметь:
3.2.1.- отличать понятия лекарственная форма, лекарственное вещество, лекарственное средство, лекарственный препарат, лекарственное сырье, биологическая активная добавка (БАД) к пище, гомеопатическое средство;
- ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств, распределять препараты по фармакологическим, фармакотерапевтическим, химическим группам;
- объяснять фармакодинамику и фармакокинетику лекарственных препаратов, назначаемых специалистами;
- прогнозировать и оценивать нежелательные эффекты лекарственных препаратов, знать порядок их регистрации;
- контролировать правильность выписывания рецепта и корректировать его;
- определять оптимальный режим дозирования, адекватный лечебным задачам;
- информировать врачей, провизоров и население об основных характеристиках лекарственных средств, принадлежности к определенной фармакотерапевтической
группе, показаниях и противопоказаниях к применению, возможности замены одного препарата (при отсутствии его в аптеке) другим препаратом-синонимом и рациональном приеме и правилах хранения;
- информировать население, медицинских и фармацевтических работников о лекарственных препаратах, их аналогах и заменителях;
- проводить поиск по вопросам фармакологии, используя источники информации, справочники, базы данных, Интернет-ресурсы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками определения синонимов лекарственных препаратов, международных непатентованных и патентованных коммерческих (торговых) названий препаратов, имеющих одно и тоже активное вещество;
- навыками проверки выписанных врачом в рецептах лекарственных препаратов в различных лекарственных формах;
- навыком фармацевтической экспертизы врачебного рецепта и его корректировки;
- навыком выбора лекарственного средства по совокупности его фармакологических свойств, механизмов и локализации действия, определять возможности и пределы взаимозаменяемости лекарственных средств из одной группы;
- навыками прогнозирования возможного взаимодействия лекарственных средств при комбинированном применении различных препаратов;
- навыком составления и передачи фармацевтической информации для врачей и населения;
- навыками ведения разъяснительной работы среди населения о здоровом образе жизни и обоснованном использовании лекарственной терапии, о рациональном приеме лекарственных средств и обращении с ними, о вреде токсикомании и наркомании.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая рецептура
1.1. Рецепт. Структура рецепта. Твердые лекарственные формы. Лабораторные 5 5 ОПК-1, ОПК-8 Л1.2, Л2.1
1.2. Рецепт. Структура рецепта. Твердые лекарственные формы. Сам. работа 5 3 ОПК-1, ОПК-8 Л2.1, Л1.1
1.3. Мягкие лекарственные формы Лабораторные 5 5 ОПК-1, ОПК-8 Л2.1, Л1.1
1.4. Мягкие лекарственные формы Сам. работа 5 3 ОПК-1, ОПК-8 Л2.1, Л1.1
1.5. Жидкие лекарственные формы Лабораторные 5 5 ОПК-1, ОПК-8 Л2.1, Л1.1
1.6. Жидкие лекарственные формы Сам. работа 5 3 ОПК-1, ОПК-8 Л2.1, Л1.1
1.7. Коллоквиум по общей рецептуре Практические 5 2 ОПК-1, ОПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Общая фармакология
2.1. Введение в общую фармакологию. Фармакодинамика лекарственных средств Лекции 5 2 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.2
2.2. Введение в общую фармакологию. Фармакодинамика лекарственных средств Практические 5 2 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.2
2.3. Введение в общую фармакологию. Фармакодинамика лекарственных средств Сам. работа 5 3 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.2
2.4. Введение в общую фармакологию. Фармакокинетика лекарственных средств Лекции 5 2 ОПК-1, ОПК-8 Л1.2, Л2.2
2.5. Введение в общую фармакологию. Фармакокинетика лекарственных средств Лабораторные 5 5 ОПК-1, ОПК-8 Л1.2, Л2.2
2.6. Введение в общую фармакологию. Фармакокинетика лекарственных средств Сам. работа 5 3 ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Средства, влияющие на периферический отдел нервной системы
3.1. Средства, влияющие на афферентную иннервацию Лекции 5 2 ОПК-8 Л1.1, Л2.2
3.2. Средства, влияющие на афферентную иннервацию Практические 5 2 ОПК-8 Л1.1, Л2.2
3.3. Средства, влияющие на афферентную иннервацию Сам. работа 5 3 ОПК-8 Л1.1, Л2.2
3.4. Холинергические средства Лекции 5 2 ОПК-8 Л1.1, Л2.2
3.5. Холинергические средства Лабораторные 5 5 ОПК-8 Л1.1, Л2.2
3.6. Холинергические средства Сам. работа 5 3 ОПК-8 Л1.1, Л2.2
3.7. Адренергические средства Лекции 5 2 ОПК-8 Л1.1, Л2.2
3.8. Адренергические средства Практические 5 2 ОПК-8 Л1.1, Л2.2
3.9. Адренергические средства Сам. работа 5 3 ОПК-8 Л1.1, Л2.2
3.10. Коллоквиум по разделу «Средства, влияющие на периферический отдел нервной системы» Практические 5 2 ОПК-8 Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Средства, влияющие на функции центральной нервной системы
4.1. Средства для наркоза. Спирт этиловый. Лекции 5 2 ОПК-8 Л1.2, Л2.2
4.2. Средства для наркоза. Спирт этиловый. Лабораторные 5 5 ОПК-8 Л1.2, Л2.2
4.3. Средства для наркоза. Спирт этиловый. Сам. работа 5 3 ОПК-8 Л1.2, Л2.2
4.4. Снотворные, противоэпилептические и антипаркинсонические средства Лекции 5 2 ОПК-8 Л1.2, Л2.2
4.5. Снотворные, противоэпилептические и антипаркинсонические средства Практические 5 2 ОПК-8 Л1.2, Л2.2
4.6. Снотворные, противоэпилептические и антипаркинсонические средства Сам. работа 5 3 ОПК-8 Л1.2, Л2.2
4.7. Средства, стимулирующие функции ЦНС Лекции 5 2 ОПК-8 Л1.2, Л2.2
4.8. Средства, стимулирующие функции ЦНС Лабораторные 5 5 ОПК-8 Л1.2, Л2.2
4.9. Средства, стимулирующие функции ЦНС Сам. работа 5 3 ОПК-8 Л1.2, Л2.2
4.10. Коллоквиум по разделу «Средства, влияющие на функции центральной нервной системы» Практические 5 2 ОПК-1, ОПК-8 Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему
5.1. Кардиотонические и антиаритмические средства Лекции 5 2 ОПК-8 Л1.1, Л2.2
5.2. Кардиотонические и антиаритмические средства Лабораторные 5 5 ОПК-8 Л1.1, Л2.2
5.3. Кардиотонические и антиаритмические средства Сам. работа 5 7 ОПК-8 Л1.1, Л2.2
5.4. Антиангинальные средства. Средства при НМК и мигрени Лекции 5 2 ОПК-8 Л1.1, Л2.2
5.5. Антиангинальные средства. Средства при НМК и мигрени Практические 5 2 ОПК-8 Л1.1, Л2.2
5.6. Антиангинальные средства. Средства при НМК и мигрени Сам. работа 5 3 ОПК-8 Л1.1, Л2.2
5.7. Средства, влияющие на артериальное давление. Венотропные средства Лекции 5 2 ОПК-8 Л1.1, Л2.2
5.8. Средства, влияющие на артериальное давление. Венотропные средства Лабораторные 5 5 ОПК-8 Л1.1, Л2.2
5.9. Средства, влияющие на артериальное давление. Венотропные средства Сам. работа 5 8 ОПК-8 Л1.1, Л2.2
5.10. Коллоквиум по разделу «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» Практические 5 2 ОПК-8 Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Средства, влияющие на функции исполнительных органов и крови
6.1. Средства, влияющие на функции органов дыхания Лекции 5 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1
6.2. Средства, влияющие на функции органов дыхания Лабораторные 5 4 ОПК-8 Л2.1, Л1.1
6.3. Средства, влияющие на функции органов дыхания Сам. работа 5 8 ОПК-8 Л2.1, Л1.1
6.4. Средства, влияющие на органы ЖКТ Лекции 5 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1
6.5. Средства, влияющие на органы ЖКТ Практические 5 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1
6.6. Средства, влияющие на органы ЖКТ Сам. работа 5 8 ОПК-8 Л2.1, Л1.1
6.7. Диуретики Лекции 5 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1
6.8. Диуретики Лабораторные 5 4 ОПК-8 Л2.1, Л1.1
6.9. Диуретики Сам. работа 5 8 ОПК-8 Л2.1, Л1.1
6.10. Средства, влияющие на систему крови Лекции 5 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1
6.11. Средства, влияющие на систему крови Лабораторные 5 4 ОПК-8 Л1.2, Л2.1
6.12. Средства, влияющие на систему крови Сам. работа 5 8 ОПК-8 Л1.2, Л2.1
6.13. Коллоквиум по разделу «Средства, влияющие на функции исполнительных органов и крови» Практические 5 2 ОПК-1, ОПК-8 Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Средства, регулирующие процессы обмена веществ, воспаления и иммунитета
7.1. Гормональные препараты. Аналоги и антагонисты гормонов Лекции 5 2 ОПК-8 Л1.2, Л2.1
7.2. Гормональные препараты. Аналоги и антагонисты гормонов Практические 5 2 ОПК-8 Л1.2, Л2.1
7.3. Гормональные препараты. Аналоги и антагонисты гормонов Сам. работа 5 6 ОПК-8 Л1.2, Л2.1
7.4. Противовоспалительные и противоподагрические средства Лекции 5 2 ОПК-8 Л1.2, Л2.1
7.5. Противовоспалительные и противоподагрические средства Лабораторные 5 4 ОПК-8 Л1.2, Л2.1
7.6. Противовоспалительные и противоподагрические средства Сам. работа 5 4 ОПК-8 Л1.2, Л2.1
7.7. Иммунотропные и противоаллергические средства Лекции 5 2 ОПК-8 Л1.2, Л2.1
7.8. Иммунотропные и противоаллергические средства Лабораторные 5 4 ОПК-8 Л1.2, Л2.1
7.9. Иммунотропные и противоаллергические средства Сам. работа 5 8 ОПК-8 Л1.2, Л2.1
7.10. Витаминные препараты. Микроэлементы Сам. работа 5 8 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
7.11. Коллоквиум по разделу «Средства, влияющие на функции исполнительных органов и крови» Практические 5 2 ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 8. Антисептики, дезинфицирующие и химиотерапевтические средства
8.1. Антибиотики Лекции 5 2 ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
8.2. Антибиотики Лабораторные 5 4 ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
8.3. Антибиотики Сам. работа 5 8 ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
8.4. Антисептические и дезинфицирующие средства. Синтетические противомикробные средства разной химической структуры. Лекции 5 2 ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
8.5. Антисептические и дезинфицирующие средства. Синтетические противомикробные средства разной химической структуры. Практические 5 2 ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
8.6. Антисептические и дезинфицирующие средства. Синтетические противомикробные средства разной химической структуры. Сам. работа 5 6 ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
8.7. Противовирусные, противотуберкулезные, противоспирохетозные средства Лекции 5 2 ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
8.8. Противовирусные, противотуберкулезные, противоспирохетозные средства Лабораторные 5 3 ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
8.9. Противовирусные, противотуберкулезные, противоспирохетозные средства Сам. работа 5 6 ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
8.10. Противопротозойные, противогрибковые и антигельминтные средства Лекции 5 2 ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
8.11. Противопротозойные, противогрибковые и антигельминтные средства Практические 5 4 ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
8.12. Противопротозойные, противогрибковые и антигельминтные средства Сам. работа 5 6 ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
8.13. Антибластомные средства Сам. работа 5 6 ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
8.14. Коллоквиум по разделу «Антисептики, дезинфицирующие и химиотерапевтические средства Практические 5 4 ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 9. Средства, применяемые при неотложных состояниях
9.1. Средства, применяемые при неотложных состояниях Лекции 5 4 ОПК-1, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Прведены в приложении.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Д. А. Харкевич Фармакология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2017 www.studentlibrary.ru
Л1.2 Чабанова В.С. Фармакология: Учебное пособие Минск: Вышэйшая школа, 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Харкевич Д. А. Фармакология с общей рецептурой: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2015 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Кукес В.Г. Клиническая фармакология [Электронный ресурс]: учебник М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970445235.html
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Бушма, М.И. Фармакология : учебное пособие : в 2 ч. / М.И. Бушма, К.М. Бушма. - Минск : Вышэйшая школа, 2013. - Ч. 2. - 464 с. biblioclub.ru
Э2 Чабанова, В.С. Фармакология : учебное пособие / В.С. Чабанова. - 3-е изд., испр. - Минск : Вышэйшая школа, 2011. - 447 с. biblioclub.ru
Э3 Шимановский, Н.Л. Молекулярная и нанофармакология / Н.Л. Шимановский, М.А. Епинетов, М.Я. Мельников. - М. : Физматлит, 2009. - 622 с. biblioclub.ru
Э4 Виноградов, В.М. Фармакология с рецептурой. Учебник для медицинских и фармацевтических училищ и колледжей / В.М. Виноградов, Е.Б. Каткова, Е.А. Мухин ; под ред. В.М. Виноградова. - 5-е изд., испр. - СПб. : СпецЛит, 2009. - 864 с. biblioclub.ru
Э5 Клиническая фармакология : учебное пособие / М.К. Кевра, А.В. Хапалюк, Л.Н. Гавриленко и др. ; под ред. М.К. Кевры. - Минск : Вышэйшая школа, 2015. - 576 с. biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Word, Exel
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС КГПУ им. В.П. Астафьева // ЭБС КГПУ им. В.П. Астафьева [Электронный ресурс]
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
011К лаборатория высокомолекулярных веществ; лаборатория методики преподавания химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя сушильный шкаф; раковина; дистиллятор; оборудование; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы термостат;; вискозимитр с (d=0,56 мм);весы аналитические Pioneer; весовой стол; весы технические; сушильный шкаф ES- 4610, плитки электрические; мешалки верхнеприводные и магнитные; водоструйные насосы; термометры ртутные; термостат; штативы; песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Теоретический материал дисциплины изучается в течение 5 семестра по всем формам обучения в соответствии с учебным планом: лекции, практические и лабораторные занятия, спмостоятельная работа.
Лекция - это вид учебных занятий, в ходе которых в устной форме преподавателем излагается предмет, с другой стороны, лекция - это способ подачи учебного материала путём логически стройного, систематически последовательного и ясного изложения. Посещение студентами лекционных занятий ‒ необходимо, т.к. лекции вводят в науку, они дают первое знакомство с научно-теоретическими положениями данной науки и, что особенно важно и что очень сложно осуществить студенту самостоятельно, знакомят с методологией науки. Лекции предназначены для того, чтобы закладывать основы научных знаний, определять направление, основное содержание и характер всех видов учебных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Систематическое посещение лекций, активная мыслительная работа в ходе объяснения преподавателем учебного материала позволяет не только понимать изучаемую дисциплину, но и успешно справляться с учебными заданиями на занятиях других видов.
Практические занятия. Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционных тем. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения практических задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.При подготовке к практическим занятиям следует использовать литературные источники, приведенные в списке рекомендованной литературы. Отвечать на вопросы и задания необходимо по существу, стремясь дать ясное и конкретное изложение ответа. Важно обосновывать выводы и приводимые заключения, приводить примеры, активно участвовать в обсуждении заданий.
Лабораторные занятия являются неотъемлемой частью при формировании компетенций. При подготовке к лабораторным занятиям по заданию преподавателя необходимо изучить методику выполнения лабораторной работы, составить подробный план осуществления методики, подобрать соответствующую информацию по безопасному обращению с веществами и реактивами, используемыми в лабораторной работе. К лабораторным занятиям допускаются студенты, прошедшие инструктаж по пожарной безопасности и по технике безопасности при работе в лаборатории. Перед выполнением лабораторной работы необходимо пройти собеседование с преподавателем, обсудить основные этапы выполнения работы, возможные трудности, особенности аппаратурного оформления, нормы техники безопасности. После выполнения лабораторной работы необходимо своевременно оформить и сдать отчет, в котором отразить полученные результаты, при необходимости произвести расчеты, приложить графический материал. В отчете необходимо привести ответы на вопросы к лабораторной работе, сделать вывод по результатам работы.
Самостоятельная работа студентов направлена на осмысление материала изучаемого курса, формирование осведомленности о современном состоянии науки и заключается в подготовке к пратическим и лабораторным занятиям, текщему контролю.
Текущий контроль формирования компетенций осуществляется посредством практических заданий, тестов и путем сдачи коллоквиумов. Коллоквиум представляет собой устное собеседование по билету, в который включены по одному теоретическому вопросу и практическое задание после изучения темы или раздела дисциплины.
К промежуточной аттестации в форме экзамена допускаются студенты, которые выполнили весь объём работы, предусмотренный учебной программой по дисциплине. На экзамене надо не только показать теоретические знания по дисциплине, но и уметь применить их при решении практических заданий. В билет к экзамену включено два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 60 минут.