МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Фармацевтическая химия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки33.05.01. специальность Фармация
СпециализацияФармация биофармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость18 ЗЕТ
Учебный план33_05_01_Фарм-2-2019
Часов по учебному плану 648
в том числе:
аудиторные занятия 288
самостоятельная работа 306
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6, 7
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 16 23 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24 24 24 72 72
Лабораторные 48 48 48 48 48 48 144 144
Практические 24 24 24 24 24 24 72 72
Сам. работа 120 120 93 93 93 93 306 306
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27 54 54
Итого 216 216 216 216 216 216 648 648

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Фармацевтическая химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 Фармация (уровень специалитета). (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №1037)

составлена на основании учебного плана:
33.05.01 ФАРМАЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., доктор химических наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., доктор химических наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель:
Раскрыть методологию создания, оценки качества, стандартизации и безопасности лекарственных средств на основе общих закономерностей химико-биологических наук, их частных проявлений и истории применения лекарств в соответствии с прикладным характером фармацевтической химии, для выполнения профессиональных задач провизора.
Задачи:
- дать ориентацию в свойствах и анализе лекарственных средств в соответствии с современными требованиями к качеству, особенностями получения и перспективами создания эффективных и безопасных лекарственных средств;
- представить целостную систему теоретических основ фармацевтической химии, показать взаимосвязь процессов при разработке новых и совершенствовании, унификации и валидации существующих методов контроля качества лекарственных средств на этапах разработки, производства и потребления.
- рассмотреть пути реализации общих принципов фармацевтической химии:
- при создании новых лекарственных веществ;
- при оценке качества лекарственных средств.
- сформировать умения и навыки, необходимые для деятельности провизора в области организации и проведения контроля качества лекарственных средств в соответствии с перспективами развития и в связи с достижениями постоянно развивающихся фундаментальных физико-химических и медико-биологических наук.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 готовностью к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- источники и способы получения лекарственных веществ, их физические и химические свойства;
- основные закономерности взаимосвязи химической структуры с фармакологическими свойствами, как основы целенаправленного синтеза лекарственных веществ, обоснования требований к их чистоте, условиям хранения;
- основную нормативную документацию по стандартизации, оценке качества и безопасности лекарственных средств;
- общие и специфические методы анализа лекарственных веществ в субстанциях и лекарственных формах.
3.2.Уметь:
3.2.1.- осуществлять все виды контроля качества в соответствии с нормативной документацией;
- определять чистоту и пределы содержания примесей в лекарственных средствах;
- использовать хроматографические, спектральные и другие физико-химические методы анализа для подтверждения подлинности лекарственных средств, обнаружения примесей и количественной оценки.
- определять совместимость компонентов в лекарственных смесях;
- готовить титрованные растворы (установка титра и расчет поправочного коэффициента);
- проводить титриметрический анализ с помощью различных методов: осадительных, кислотно-основных, окислительно-восстановительных, комплексонометрических;
- рассчитывать содержание лекарственного средства в субстанциях и лекарственных препаратах;
- соблюдать правила охраны труда и техники безопасности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- реализации методик фармацевтического анализа
- интерпретации результатов анализа лекарственных средств для оценки их качества; стандартными операционными процедурами по определению порядка и оформле-нию документов для декларации о соответствии готового продукта требованиям норматив-ных документов;
- использования химических, биологических, инструментальных методов анализа для идентификации и определения токсических, наркотических веществ и их мета-болитов;
- проведения внутриаптечного контроля качества лекарств;
- работы с нормативной, справочной и научной литературой для решения профессиональных задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая фармацевтическая химия
1.1. Основные этапы развития фармацевтической химии и предпосылки создания новых лекарственных веществ Лекции 5 1 ОПК-7 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Источники и методы получения лекарственных веществ. Государственные законы и положения, регламентирующие качество Лекции 5 1 ОПК-7 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Стандартизация и сертификация лекарственных средств. (ЛС). Организация контроля качества ЛС. Стабильность и сроки годности ЛС, условия хранения. Лекции 5 2 ОПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.4. Физико-химические свойства ЛС. Характеристика чистоты ЛВ. Природа и характер примесей, общие методы установления примесей. Лекции 5 2 ОПК-7 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Сравнительный анализ дистиллированной воды и «воды для инъекций». Лабораторные 5 6 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
1.6. Современные методы фармацевтического анализа. Анализ лекарственных веществ в биологических жидкостях. Общие методы анализа ЛС неорганической природы. Лекции 5 2 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
1.7. Общие методы идентификации лекарственных препаратов неорганической природы. Фармакопейный анализ катионов и анионов. Лекции 5 2 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
1.8. Введение в предмет фармацевтической химии Практические 5 4 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
1.9. Физико-химические свойства ЛС. Характеристика чистоты ЛВ. Природа и характер примесей, общие методы установления примесей. Практические 5 4 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
1.10. Стандартизация и сертификация лекарственных средств. (ЛС). Организация контроля качества ЛС. Стабильность и сроки годности ЛС, условия хранения. Практические 5 4 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
1.11. Общая фармацевтическая химия Сам. работа 5 50 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Фармацевтическая химия неорганических лекарственных веществ
2.1. Методы анализа неорганических ЛП, содержащих элементы VII и I А групп периодической системы Д. И. Менделеева. Лекции 5 2 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
2.2. Классификация лекарственных средств неорганических соединений. Сравнительная оценка требований к качеству. Практические 5 2 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
2.3. Анализ хлоридов, бромидов, иодидов натрия и калия, спиртовой раствор йода. Лабораторные 5 6 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
2.4. Методы анализа неорганических ЛП, содержащих элементы VI А группы периодической системы Д. И. Менделеева. Лекции 5 2 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
2.5. Анализ сульфидов, тиосульфатов и сульфатов. Лабораторные 5 6 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
2.6. Методы анализа неорганических ЛП, содержащих элементы V А группы периодической системы Д. И. Менделеева. Лекции 5 2 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
2.7. Препараты, содержащие азот. Раствор аммиака и соли аммония, нитрит натрия, нитрат висмута основного. Препараты мышьяка. Лабораторные 5 6 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
2.8. Методы анализа неорганических ЛП, содержащих элементы II А группы периодической системы Д.И.Менделеева. Физиологический антагонизм. Лекции 5 2 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
2.9. Анализ препаратов кальция, магния и бария. Количественное определение методом комплексонометрии. Лабораторные 5 6 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
2.10. Методы анализа неорганических ЛП, содержащих элементы II В группы периодической системы Д.И.Менделеева. Лекции 5 2 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
2.11. Анализ солей тяжелых металлов: серебра, меди, ртути, цинка. Лабораторные 5 6 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
2.12. Особенности анализа радиоактивных лекарственных веществ. Лекции 5 2 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
2.13. Препараты железа, комплексные соединения платины. Практические 5 2 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
2.14. Анализ препаратов железа Лабораторные 5 6 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
2.15. Окислители: известь хлорная, калия перманганат, перекись водорода, магния перекись. Лекции 5 2 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
2.16. Окислительно-восстановительное титрование. Лабораторные 5 6 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
2.17. Лекарственные средства элементов VI, V и IV групп периодической системы элементов. Практические 5 2 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
2.18. Лекарственные средства элемен-тов II и III групп периодической системы элементов. Практические 5 2 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
2.19. Лекарственные средства висмута, серебра, меди, цинка. Практические 5 2 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
2.20. Радиофармацевтические средства Практические 5 2 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
2.21. Фармацевтическая химия неорганических лекарственных веществ Сам. работа 5 70 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
2.22. Зачет 5 0 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
Раздел 3. Фармацевтическая химия органических лекарственных веществ
3.1. Лекарственные средства алифати-ческого и алициклического строения Лекции 6 6 ОПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.2. Терпены и стероиды. Лекции 6 2 ОПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.3. Лекарственные средства ароматической структуры Лекции 6 4 ОПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.4. Антибиотики Лекции 6 6 ОПК-7 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.5. Лекарственные средства гетероциклического строения. Лекции 6 6 ОПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.6. Лекарственные средства алифатического и алициклического строения Практические 6 2 ОПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.7. Анализ лекарственных форм промышлен-ного и аптечного изготовления. Использо-вание химических и физико-химических методов для анализа лекарственных форм. Практические 6 2 ОПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.8. Лекарственные средства ароматической структуры Практические 6 4 ОПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.9. Фармакопейный анализ антибиотиков Практические 6 4 ОПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.10. Лекарственные средства производные пяти-членных гетероциклов Практические 6 4 ОПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.11. Алкалоиды, производные тропана, и их синтетические аналоги Практические 6 4 ОПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.12. Анализ лекарственных средств производ-ных пиримидина и пиримидинотиазола Практические 6 2 ОПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.13. Анализ лекарственных средств производ-ных фенотиазина Практические 6 2 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
3.14. Качественный анализ органических лекарственных веществ по функциональным группам. Фармакопейный анализ лекар-ственных веществ спиртов и их производ-ных Лабораторные 6 6 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
3.15. Анализ лекарственных веществ, производных альдегидов. Лабораторные 6 6 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
3.16. Анализ лактонов ненасыщенных полиоксикарбоновых кислот: Кислота аскорбиновая. Лабораторные 6 6 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
3.17. Фармакопейный анализ солей карбоновых кислот. Анализ таблеток. Требования ГФ к качеству таблеток. Лабораторные 6 6 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
3.18. Фармакопейный анализ препаратов алифатических аминокислот. Лабораторные 6 6 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
3.19. Фармакопейный анализ лекарственных средств из группы фенолов. Фармакопейный анализ лекарственных средств производных ароматических кис-лот. Лабораторные 6 6 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
3.20. Фармакопейный анализ антибиотиков группы β-лактамидов. Фармакопейный анализ антибиотиков – аминогликозидов и антибиотиков группы тетрациклина. Лабораторные 6 6 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
3.21. Анализ лекарственных средств производ-ных фурана, бензопирана и пиррола, производных пиразола,производных имидазола и бензимидазола Лабораторные 6 6 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
3.22. Фармацевтическая химия органических лекарственных веществ Сам. работа 6 93 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
Раздел 4. Метрологические основы фармацевтического анализа. Валидационная оценка методик анализа
4.1. Метрологические характеристики резуль-татов анализа. Статистическая обработка результатов анализа в соответствии с требованиями ГФ. Лекции 7 4 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
4.2. Виды погрешности анализа. Погрешности анализа физико-химических и химических методов. Способы выявления систематиче-ских и случайных погрешностей Лекции 7 4 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
4.3. Валидационная оценка методик анализа. Валидационные характеристики основных типов методик. Установление специфичности методик качественного и количественного анализа, определения посторонних примесей. Линейность. Прецизионность. Точность и правильность методик анализа. Предел обнаружения и количественного определения. Робастность. Лекции 7 6 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
4.4. Организация контроля качества лекар-ственных средств. Правила GMP. Контроль качества лекарственных средств на производстве (промышленные предприятия и аптеки). Декларирование качества лекарственных средств. Лекции 7 6 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
4.5. Контроль качества лекарственных средств в процессе хранения. Изучение сроков год-ности лекарственных средств. Лекции 7 4 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
4.6. Виды погрешности анализа. Погрешности анализа физико-химических и химических методов. Способы выявления систематиче-ских и случайных погрешностей. Практические 7 6 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
4.7. Статистическая обработка методов фарма-цевтического анализа. Практические 7 6 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
4.8. Контроль качества лекарственных средств в процессе хранения. Изучение сроков годно-сти лекарственных средств. Практические 7 6 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
4.9. Несовместимость лекарственные веществ и методы ее устранения. Практические 7 6 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
4.10. Определение качества лекарственных веществ по внешнему виду, окраски, прозрач-ности и степени мутности, растворимости. Определение потери в массе при высушивании. Тест на распадаемость таблеток. Лабораторные 7 12 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
4.11. Определение примесей неорганических ионов в лекарственных веществах. Эталонный и безэталонный методы определения примесей. Решение ситуационных задач. Лабораторные 7 12 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
4.12. Теоретическое обоснование методик анализа и экспериментальная работа по анализу лекарственных форм промышленного и аптечного изготовления Лабораторные 7 12 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
4.13. Теоретическое обоснование методик анализа и экспериментальная работа по анализу лекарственных форм, содержащих антибиотики. Лабораторные 7 12 ОПК-7 Л2.3, Л1.1
4.14. Метрологические основы фармацевтического анализа. Валидационная оценка методик анализа Сам. работа 7 93 ОПК-7 Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приведены в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приведены в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приведен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Г.В. Раменской Фармацевтическая химия: учебник Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.В. Фомина, Е.В. Бибарцева, О.Я. Соколова Фармацевтическая биохимия. Учебно-методическое пособие : учебное пособие : , Оренбург : ОГУ, 2015. biblioclub.ru
Л2.2 Ф.Г. Хайрутдинов, З.Г. Ахтямова, В.В. Головин и др. Синтез лекарственных веществ : учебно-методическое пособие : Казань : Издательство КНИТУ, 2014., 2014 biblioclub.ru
Л2.3 Под ред. А. П. Арзамасцева Фармацевтическая химия: Учеб. Пособие М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://pharmprofi.ru/источники-информации/фармацевтическая-химия pharmprofi.ru
Э2 http://dic.academic.ru/dic.nsf/medic2 - фармацевтическая литература dic.academic.ru
Э3 сайт химико-фармацевтической академии www.fptl.ru/biblioteka/pharmacology.html
Э4 сайт минздрава России www.regmed.ru/edu/default.aspx?id=055bf580
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
510К лаборатория аналитической химии; лаборатория химико-аналитическая - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт.; сушильный шкаф, муфельная печь, дистиллятор, раковина, шкафы для хранения реактивов – 3 шт.; оборудование, инструменты и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы, вытяжной зонт, микроскоп, плитки электрические, прибор для определения температуры плавления, установки для титрования, термометры ртутные, штативы, баня песочная, баня водяная, штативы для качественного анализа, центрифуга, пробки (стеклянные, резиновые, корковые), металлическое оборудование, набор химической посуды, набор химических реактивов.
001дК лаборатория хроматографических методов анализа - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя лабораторные столы и стулья на 7 посадочных мест; оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (7 человек): весовой стол; весы аналитические; газовый хроматограф; модель 3700; газовый хроматограф Hewlett Packard HP 4890A; генератор водорода Хроматэк 10.400; компрессор МК-Л2; компрессор BUFAG House Master Kit Mecafer Mor; двухлинейный плоский самописец TZ 4620; центрифуга Eppendorf 5702; хроматографический микрошприц; колонки для ГЖХ, мембрана для ввода проб; лайнер; измеритель концентрации озона электрические; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов. Компьютер Celeron Dual-Core E3300/2Gb/250Gb/KM/19" Acer V193WEOB
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
Оценка результатов самостоятельной работы организуется как единство двух форм контроля самостоятельной работы: организация самоконтроля обучающихся и контроль со стороны преподавателя. Организация самоконтроля зависит от степени предварительной подготовки в период обучения в вузе и определенных качеств личности, ответственности за результаты своего обучения, заинтересованности и мотивации в положительной оценке своего труда. Основная задача преподавателя состоит в том, чтобы создать необходимые условия для организации и выполнения самостоятельной работы, что выражается, прежде всего, в максимально-возможном учебно-методическом обеспечении и правильном использовании различных стимулов для реализации самостоятельной работы (рейтинговая система). Особое внимание должно уделяться созданию заинтересованной и благожелательной атмосферы в процессе проведения контроля знаний при оценке самостоятельной работы при проведении практических семинаров, лабораторных работ, сдачи коллоквиумов, выполнения домашних индивидуальных заданий и проведения консультаций. При этом, чрезвычайно важное значение уделяется степени квалификации, подготовки и компетентности преподавателей, особенно в вопросах современного состояния тех или иных вопросов процессов и аппаратов химической технологии. По окончании изучения дисциплины проводится зачет, в случае, когда обучающийся не удовлетворен оценкой, полученной им в результате БРС. Вопросы, выносимые на зачет, должны служить постоянными ориентирами при организации самостоятельной работы обучающегося. Таким образом, усвоение учебного предмета в процессе самостоятельного изучения учебной и научной литературы является и подготовкой к зачету и экзамену, а сам зачет становится формой проверки качества всего процесса самостоятельной учебной деятельности обучающегося. Обучающийся, показавший высокий уровень владения знаниями, умениями и владениями по предложенному вопросу, считается успешно освоившим учебный курс. В случае большого количества затруднений при раскрытии предложенного на зачёте или экзамене вопроса обучающемуся предлагается повторная подготовка и повторная сдача зачета. Для успешного овладения курсом необходимо выполнять следующие требования:
1) посещать все занятия, т.к. весь тематический материал взаимосвязан между собой и теоретического овладения пропущенного недостаточно для качественного усвоения;
2) все рассматриваемые на практических занятиях вопросы обязательно фиксировать в отдельную тетрадь и сохранять ее до окончания обучения в вузе;
3) обязательно выполнять все домашние задания;
4) проявлять активность на занятиях и при подготовке, т.к. конечный результат овладения содержанием дисциплины необходим, в первую очередь, самому обучающемуся;
5) в случаях пропуска занятий, по каким-либо причинам, обязательно самостоятельно изучить информацию по пропущенному занятию и сдать выполненные задания преподавателю во время индивидуальных консультаций.

Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Необходимо помнить, что посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели
преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом: Каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки. При появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению. Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.

Методические рекомендации по подготовке к практическим/лабораторным занятиям
Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Ввиду ограниченного количества времени предполагается тестовый контроль, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия.