МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Безопасность жизнедеятельности
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 80
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 80 80 80 80
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Безопасность жизнедеятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев С.В., доктор хим. наук, доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев С.В., доктор хим. наук, доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.- способствовать развитию профессиональной компетенции студентов посредством формирования мышления безопасного типа и здоровьесберегающего поведения;
- подготовки студентов к упреждающим комплексным действиям по защите жизни и здоровья от опасностей природного, техногенного и социального характера.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-9: способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;теоретические основы безопасности жизнедеятельности при ЧС; возможные последствия аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов и приемы первой помощи; методы защиты населения при ЧС.
3.2.Уметь:
3.2.1.идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;принимать решения по целесообразным действиям в ЧС; распознавать жизненные нарушения при неотложных состояниях и травмах; обеспечивать безопасность жизнедеятельности при осуществлении профессиональной деятельности и защите окружающей среды; оказывать первую помощь пострадавшим.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; основными методами защиты производственного персонала и населения при возникновении ЧС; приемами оказания первой помощи пострадавшим в ЧС и экстремальных ситуациях; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях;приемами и способами использования индивидуальных средств защиты в ЧС; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Человек и среда обитания
1.1. Предмет и задачи БЖД. Нормативно-правовая база БЖД Лекции 1 1 ОК-9 Л2.1, Л1.1
1.2. Применение риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) Практические 1 2 ОК-9 Л2.1, Л1.1
1.3. Опасности и чрезвычайные ситуации. Анализ риска и управление рисками Лекции 1 1 ОК-9 Л2.1, Л1.1
1.4. Самостоятельная работа на аудиторных занятиях:выполнение тестовых и практических заданий, решение ситуационных задач и т.д.по теме "Человек и среда обитания" Сам. работа 1 12 ОК-9 Л2.1, Л1.1
1.5. Выполнение индивидуальных заданий по теме "Расчет рисков и управление риском" Сам. работа 1 12 ОК-9 Л2.1, Л1.1
1.6. Внеаудиторная самостоятельную работа:закрепление знаний и отработка умений и навыков, подготовка к текущему и промежуточному контролю по дисциплине, написание рефератов и отчетов и т.д. Сам. работа 1 8 ОК-9 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
2.7. Классификация чрезвычайных ситуаций и причины их возникновения Лекции 1 2 ОК-9 Л2.1, Л1.1
2.8. Чрезвычайные ситуации техногенного характера Лекции 1 2 ОК-9 Л2.1, Л1.1
2.9. Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера Лекции 1 1 ОК-9 Л2.1, Л1.1
2.10. Чрезвычайные ситуации экологического характера Лекции 1 1 ОК-9 Л2.1, Л1.1
2.11. Чрезвычайные ситуации природного происхождения Практические 1 2 ОК-9 Л2.1, Л1.1
2.12. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях социально-психологического характера Практические 1 2 ОК-9 Л2.1, Л1.1
2.13. Биологические безопасности и защита от них Практические 1 2 ОК-9 Л2.1, Л1.1
2.14. Сравнительный анализ экологической безопасности на примере разных стран Практические 1 2 ОК-9 Л2.1, Л1.1
2.15. Самостоятельная работа на аудиторных занятиях:выполнение тестовых и практических заданий, решение ситуационных задач и т.д. Сам. работа 1 6 ОК-9 Л2.1, Л1.1
2.16. Выполнение индивидуальных заданий: творческое задание "Экологическая безопасность" Сам. работа 1 8 ОК-9 Л2.1, Л1.1
2.17. Внеаудиторная самостоятельную работа:закрепление знаний и отработка умений и навыков, подготовка к текущему и промежуточному контролю по дисциплине, написание рефератов и отчетов и т.д. Сам. работа 1 8 ОК-9 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Безопасность деятельности в ЧС и в условиях производства
3.18. Защита населения в ЧС. Лекции 1 2 ОК-9 Л2.1, Л1.1
3.19. Гражданская оборона. Средства индивидуальной и коллективной защиты Практические 1 2 ОК-9 Л2.1, Л1.1
3.20. Первая доврачебная медицинская помощь Практические 1 2 ОК-9 Л2.1, Л1.1
3.21. Опасные производственные факторы. Промышленная безопасность Лекции 1 1 ОК-9 Л2.1, Л1.1
3.22. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека. Физиология труда Практические 1 2 ОК-9 Л2.1, Л1.1
3.23. Информационная безопасность, ее сущность и содержание Лекции 1 1 ОК-9 Л2.1, Л1.1
3.24. Профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Сам. работа 1 2 ОК-9 Л2.1, Л1.1
3.25. Самостоятельная работа на аудиторных занятиях:выполнение тестовых и практических заданий, решение ситуационных задач и т.д. Сам. работа 1 8 ОК-9 Л2.1, Л1.1
3.26. Выполнение индивидуальных заданий Сам. работа 1 8 ОК-9 Л2.1, Л1.1
3.27. Внеаудиторная самостоятельную работа:закрепление знаний и отработка умений и навыков, подготовка к текущему и промежуточному контролю по дисциплине, написание рефератов и отчетов и т.д. Сам. работа 1 8 ОК-9 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Размещено в ФОС
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Размещено в ФОС
5.3. Фонд оценочных средств
Фонды оценочных средств закреплены в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. В. Белов Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 1 : учебник Москва : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/421072
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Екимова, И.А. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие Томск : Эль Контент, 2012 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208696
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э2 ЭБС «Лань» https://e.lanbook.com/
Э3 Безопасность жизнедеятельности, автор Е.П. Харнутова https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2550
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Windows 7 № лицензии 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
2. Microsoft Office 2010 № лицензии 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

размещенны в приложении