МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Гармония

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 18 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36 72 72
Сам. работа 36 36 36 36 72 72
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Гармония

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017г. №730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.теоретическое и практическое усвоение музыкантами-исполнителями ладогармонических закономерностей звуковысотной организации музыки различных исторических эпох
формирование грамотных и высокообразованных музыкантов, умеющих свободно разбираться в гармонии, глубоко анализировать музыкальные произведения, понимать их стилевые особенности и убедительно интерпретировать их образно-смысловое содержание

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 Способен постигать музыкальные произведения внутренним слухом и воплощать услышанное в звуке и нотном тексте
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.периоды развития музыкальной культуры
этапы эволюции художественных стилей
композиторское творчество в культурно- эстетическом и историческом аспекте
основные термины, понятия и закономерности развития различных параметров анализа музыкальных произведений
основные направления деятельности музыканта в различные исторические эпохи
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений, различать общие и частные закономерности построения музыкальных произведений
рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения категориально-понятийного аппарата музыкальной науки
навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности
навыками творческой переработки теоретических знаний для практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Начальный этап становления гармонии. Гармония венских классиков.
1.1. Введение. Понятие "гармония". Гармония как учебная дисциплина, ее цели и задачи. Практические 3 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2
1.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Анализ музыкальных произведений с целью выявления роли гармонии и других средств музыкальной выразительности в процессе формообразования. Сам. работа 3 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Музыкальный склад и фактура. Основные правила голосоведения. Аккорды и септаккорды основных и побочных ступеней. Секвенция. Период. Практические 3 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2
1.4. Работа с основной и дополнительной литературой. Анализ музыкальных произведений с целью определить тип склада и выявить фактурные особенности. Письменно: гармонизация баса и мелодии в форме периода. Игра на фортепиано:гармонические обороты с аккордами и септаккордами основных и побочных ступеней, секвенции. Сам. работа 3 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2
1.5. Гармония в музыке Средневековья. Практические 3 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2
1.6. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Ладовая система древнерусской монодии". Анализ музыкальных произведений эпохи Средневековья с точки зрения ладовой организации. Письменно: гармонизация мелодии в форме периода. Творческое задание: сочинение напева на заданный латинский текст. Игра на фортепиано: каденционные обороты, секвенции. Сам. работа 3 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2
1.7. Гармония эпохи Возрождения. Практические 3 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2
1.8. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Категории тональности и лада в музыке Палестрины".Гармонический анализ музыкальных произведений эпохи Возрождения. Письменно: гармонизация мелодии в форме периода. Игра на фортепиано: гармонические последовательности, секвенции. Подготовка доклада. Сам. работа 3 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Гармонический стиль Барокко. Равномерная темперация. Практические 3 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Гармония Г. Шютца".Гармонический анализ музыкальных произведений эпохи Барокко с составлением гармонической схемы. Письменно: гармонизация мелодии и ее запись в виде двухголосной партитуры с цифрованным басовым голосом. Игра на фортепиано: Гармонические последовательности в форме периода, каденционные обороты. Творческое задание:сочинение каденции к заданному построению. Сам. работа 3 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2
1.11. Мелодическая фигурация. Неаккордовые звуки. Практические 3 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2
1.12. Работа с основной и дополнительной литературой. Гармонический анализ фрагментов музыкальных произведений с целью определить виды неаккордовых звуков. Письменно: гармонизация мелодий, содержащих неккордовые звуки. Игра на фортепиано: гармонические обороты и секвенции с использованием различных видов неаккордовых звуков. Сам. работа 3 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2
1.13. Органный пункт. Общая теория модуляции. Практические 3 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2
1.14. Работа с основной и дополнительной литературой. Гармонический анализ фрагментов музыкальных произведений с целью определить виды модуляций. Письменно: гармонизация мелодии в форме периода Творческое задание: досочинение периода по заданному началу с использованием органного пункта. Игра на фортепиано: секвенции с органным пунктом. Сам. работа 3 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2
1.15. Гармонический стиль композиторов эпохи Классицизма. Практические 3 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.16. Работа с основной и дополнительной литературой. Гармонический анализ музыкальных произведений композиторов венской классической школы с составлением гармонических схем. Письменно: гармонизация мелодии в форме периода. Творческое задание: досочинение периода по заданному началу в стиле композиторов венской классической школы Игра на фортепиано: модулирующий период в тональности I степени родства. Сам. работа 3 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.17. Альтерация аккордов субдоминантовой группы. Практические 3 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.18. Работа с основной и дополнительной литературой. Гармонический анализ музыкальных произведений композиторов эпохи Классицизма. Письменно: гармонизация мелодии с использованием альтерированных аккордов субдоминантовой группы. Игра на фортепиано:гармонические обороты с альтерированными аккордами субдоминантовой группы, модулирующий период (II степень родства). Сам. работа 3 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Гармония романтиков
2.1. Гармония композиторов-романтиков. Практические 4 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Гармония Г. Берлиоза". Гармонический анализ музыкальных произведений композиторов эпохи Романтизма с составлением гармонической схемы. Письменно: гармонизация мелодии в форме периода. Игра на фортепиано: модулирующий период в тональности I, II степени родства. Творческое задание: сочинение романтической прелюдии на самостоятельно выбранную мелодию. Сам. работа 4 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Альтерация аккордов субдоминантовой и доминантовой группы. Постальтерация. Практические 4 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Гармония Р. Вагнера". Гармонический анализ музыкальных произведений композиторов-романтиков с составлением гармонической схемы. Письменно: гармонизация мелодии с использованием альтерированных аккордов субдоминантовой и доминантовой группы. Игра на фортепиано: гармонические последовательности с использованием альтерированных аккордов субдоминантовой и доминантовой группы. Сам. работа 4 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Мажоро-минорные ладогармонические системы. Модуляция средствами мажоро-минора и миноро-мажора. Практические 4 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Работа с основной и дополнительной литературой. Гармонический анализ музыкальных произведений композиторов-романтиков. Письменно: гармонизация мелодии и баса с использованием средств мажоро-минора. Игра на фортепиано: модулирующий период средствами мажоро-минора. Подготовка доклада. Сам. работа 4 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Функциональная инверсия. Практические 4 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Работа с основной и дополнительной литературой. Гармонический анализ музыкальных произведений композиторов-романтиков. Творческое задание: сочинить период с использованием техники функциональной инверсии. Сам. работа 4 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Энгармонизм. Энгармоническая модуляция. Внезапная (энгармоническая) модуляция. Энгармонизм уменьшенного септаккорда. Энгармонизм малого мажорного септаккорда и увеличенного трезвучия. Практические 4 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Работа с основной и дополнительной литературой. Анализ музыкальных произведений на энгармоническую модуляцию. Письменно: гармонизация мелодий с использованием энгармонической модуляции (через уменьшенный септаккорд,малый мажорный септаккорд и увеличенное трезвучие). Игра на фортепиано: гармонические обороты с уменьшенным септаккордом, малым мажорным септаккордом и увеличенным трезвучием с разрешением в различные тональности. Сам. работа 4 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.11. Гармония композиторов русской школы. Практические 4 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.12. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Гармония Н. Римского-Корсакова".Гармонический анализ музыкальных произведений русских композиторов XIX века. Творческое задание: сочинение вариаций на русскую народную тему. Игра на фортепиано: гармонические обороты с уменьшенным септаккордом, малым мажорным септаккордом и увеличенным трезвучием с разрешением в различные тональности. Сам. работа 4 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Гармония XX века.
3.1. Гармония композиторов XX века. Новые ладогармонические системы. Практические 4 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Гармонический анализ музыкальных произведений композиторов XX столетия. Письменно:гармонизация мелодии и баса. Игра на фортепиано: гармонические обороты с уменьшенным септаккордом, малым мажорным септаккордом и увеличенным трезвучием с разрешением в различные тональности. Сам. работа 4 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Модальность и полимодальность. Политональность. Хроматическая тональность. Практические 4 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Теоретическая концепция Хиндемита".Гармонический анализ музыкальных произведений композиторов XX столетия. Письменно:гармонизация мелодии и баса. Игра на фортепиано: гармонические обороты с уменьшенным септаккордом, малым мажорным септаккордом и увеличенным трезвучием с разрешением в различные тональности. Сам. работа 4 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2, Л1.1
3.5. Атональность. Додекафония. Сонорика. Алеаторика. Практические 4 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.6. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Ритмические формы у Мессиана".Гармонический анализ музыкальных произведений композиторов XX столетия. Письменно:гармонизация мелодии. Игра на фортепиано: гармонические обороты с уменьшенным септаккордом, малым мажорным септаккордом и увеличенным трезвучием с разрешением в различные тональности. Сам. работа 4 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шульгин Д. И. Современная гармония. Теоретический и практический курсы: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Скребкова О.Л., Скребков С.С. ХРЕСТОМАТИЯ ПО ГАРМОНИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ 6-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Скребкова О.Л., Скребков С.С. ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС ГАРМОНИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Васильев С. Н., Шевалдин В. Т. Гармонический анализ: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Уральского университета, 2014 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Римский-Корсаков Н.А. ПРАКТИЧЕСКИЙ УЧЕБНИК ГАРМОНИИ.: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л3.2 Банникова И. И. Гармония и музыкальная форма эпохи барокко: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Орловский государственный институт искусств и культуры, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Персональный сайт В. Н. Холоповой www.kholopova.ru
Э2 Электронная библиотека "Твирпикс" www.twirpx.com
Э3 Онлайн-библиотека Ю. Н. Холопова www.kholopov.ru
Э4 Нотный архив Бориса Тараканова notes.tarakanov.net
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, особенно при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной.
Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие формы учебной деятельности:
- изучение научной литературы (как рекомендованной, так и найденной самостоятельно) для освоения содержания курса;
- гармонический анализ музыкальных произведений;
- письменная гармонизация мелодии или баса (решение гармонических задач);
- игра на фортепиано гармонических оборотов, последовательностей, модуляций, секвенций;
- творческие задания.
Самостоятельную подготовку к практическим занятиям необходимо начинать с изучения рекомендованной литературы к конкретному занятию. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. При работе с литературой необходимо уметь выделять главное.
Гармонический анализ осуществляется на протяжении всего изучения курса гармонии. Эта форма работы причисляется к наиболее важной, так как именно она осуществляет связь изучаемых теоретических закономерностей гармонии с художественной практикой.
При выполнении гармонического анализа музыкальных произведений студентам необходимо придерживаться следующего плана:
- проанализировать аккорды в их функциональной взаимосвязи;
- отметить тональный план, каденции;
- выделить отклонение или модуляцию, определить ее вид;
- составить потактовую гармоническую схему музыкального фрагмента;
- проанализировать фактуру, особенности мелодии, неаккордовые звуки с указанием их разновидности;
- выявить формообразующие свойства отдельных аккордовых средств.
Решение гармонических задач является основным видом письменных работ. Этому виду заданий следует уделять особое внимание, так как он способствует осознанию формообразующей роли гармонии и освоению норм голосоведения. Студентам предлагается выполнение двух видов задач: гармонизация мелодии и гармонизация баса. При их решении важно использовать только те гармонические средства, которые соответствуют пройденным темам курса.
При решении задач следует придерживаться следующего плана:
- прослушать мелодию или бас, который предстоит гармонизовать;
- определить форму, размещение кадансов, их вид;
- наметить кадансы типовыми кадансовыми средствами;
- подписать тональный план задачи, при наличии модуляции или отклонения продумать способ перехода в новую тональность;
- вычислить и отметить типовые обороты в задаче, секвенции, повторения;
- приступить к решению задачи, обращая пристальное внимание на голосоведение, добиваться его максимальной плавности, особенно между крайними голосами;
- прослушать гармонизованную задачу.
Игра гармонических упражнений на фортепиано является необходимой формой практической работы, так как способствует практическому усвоению пройденного материала и воспитанию слуха профессионального музыканта. При подготовке этих упражнений следует тщательно следить за правильным голосоведением. Студентам предлагаются следующие виды гармонических упражнений: построение и разрешение аккордов в различных тональностях, мелодических положениях, в широком и тесном расположении; игра кадансовых оборотов, гармонических последовательностей, гармонизация мелодических оборотов, игра секвенций.
При игре секвенций студенты должны точно определить ее тональный план, проанализировать и прочно усвоить звено секвенции, обратить внимание на связь звеньев.
Выполнение творческих заданий связано с сочинением и досочинением как небольших музыкальных фрагментов, так и развернутых одночастных музыкальных форм в различных видах фактуры и гармонических стилях.