Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 61 |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 53_03_02_МИИ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 18 | 18 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 | 72 | 72 |
Сам. работа | 9 | 9 | 9 | 9 | 18 | 18 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 | 54 | 54 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 61
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.
1.1. | теоретическое и практическое усвоение музыкантами-исполнителями ладогармонических закономерностей звуковысотной организации музыки различных исторических эпох формирование грамотных и высокообразованных музыкантов, умеющих свободно разбираться в гармонии, глубоко анализировать музыкальные произведения, понимать их стилевые особенности и убедительно интерпретировать их образно-смысловое содержание |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.06 |
ОПК-5 | готовностью к эффективному использованию в профессиональной деятельности знаний в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | периоды развития музыкальной культуры этапы эволюции художественных стилей композиторское творчество в культурно- эстетическом и историческом аспекте основные термины, понятия и закономерности развития различных параметров анализа музыкальных произведений основные направления деятельности музыканта в различные исторические эпохи |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений, различать общие и частные закономерности построения музыкальных произведений рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения категориально-понятийного аппарата музыкальной науки навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности навыками творческой переработки теоретических знаний для практической деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Начальный этап становления гармонии. Гармония венских классиков. | ||||||
1.1. | Введение. Понятие "гармония". Гармония как учебная дисциплина, ее цели и задачи. | Практические | 1 | 2 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2 |
1.2. | Работа с основной и дополнительной литературой. Анализ музыкальных произведений с целью выявления роли гармонии и других средств музыкальной выразительности в процессе формообразования. | Сам. работа | 1 | 1 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Музыкальный склад и фактура. Основные правила голосоведения. Аккорды и септаккорды основных и побочных ступеней. Секвенция. Период. | Практические | 1 | 4 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2 |
1.4. | Работа с основной и дополнительной литературой. Анализ музыкальных произведений с целью определить тип склада и выявить фактурные особенности. Письменно: гармонизация баса и мелодии в форме периода. Игра на фортепиано:гармонические обороты с аккордами и септаккордами основных и побочных ступеней, секвенции. | Сам. работа | 1 | 1 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2 |
1.5. | Гармония в музыке Средневековья. | Практические | 1 | 4 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2 |
1.6. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Ладовая система древнерусской монодии". Анализ музыкальных произведений эпохи Средневековья с точки зрения ладовой организации. Письменно: гармонизация мелодии в форме периода. Творческое задание: сочинение напева на заданный латинский текст. Игра на фортепиано: каденционные обороты, секвенции. | Сам. работа | 1 | 1 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2 |
1.7. | Гармония эпохи Возрождения. | Практические | 1 | 4 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2 |
1.8. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Категории тональности и лада в музыке Палестрины".Гармонический анализ музыкальных произведений эпохи Возрождения. Письменно: гармонизация мелодии в форме периода. Игра на фортепиано: гармонические последовательности, секвенции. Подготовка доклада. | Сам. работа | 1 | 1 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1 |
1.9. | Гармонический стиль Барокко. Равномерная темперация. | Практические | 1 | 4 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1 |
1.10. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Гармония Г. Шютца".Гармонический анализ музыкальных произведений эпохи Барокко с составлением гармонической схемы. Письменно: гармонизация мелодии и ее запись в виде двухголосной партитуры с цифрованным басовым голосом. Игра на фортепиано: Гармонические последовательности в форме периода, каденционные обороты. Творческое задание:сочинение каденции к заданному построению. | Сам. работа | 1 | 1 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2 |
1.11. | Мелодическая фигурация. Неаккордовые звуки. | Практические | 1 | 2 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2 |
1.12. | Работа с основной и дополнительной литературой. Гармонический анализ фрагментов музыкальных произведений с целью определить виды неаккордовых звуков. Письменно: гармонизация мелодий, содержащих неккордовые звуки. Игра на фортепиано: гармонические обороты и секвенции с использованием различных видов неаккордовых звуков. | Сам. работа | 1 | 1 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2 |
1.13. | Органный пункт. Общая теория модуляции. | Практические | 1 | 4 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2 |
1.14. | Работа с основной и дополнительной литературой. Гармонический анализ фрагментов музыкальных произведений с целью определить виды модуляций. Письменно: гармонизация мелодии в форме периода Творческое задание: досочинение периода по заданному началу с использованием органного пункта. Игра на фортепиано: секвенции с органным пунктом. | Сам. работа | 1 | 1 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2 |
1.15. | Гармонический стиль композиторов эпохи Классицизма. | Практические | 1 | 6 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1 |
1.16. | Работа с основной и дополнительной литературой. Гармонический анализ музыкальных произведений композиторов венской классической школы с составлением гармонических схем. Письменно: гармонизация мелодии в форме периода. Творческое задание: досочинение периода по заданному началу в стиле композиторов венской классической школы Игра на фортепиано: модулирующий период в тональности I степени родства. | Сам. работа | 1 | 1 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1 |
1.17. | Альтерация аккордов субдоминантовой группы. | Практические | 1 | 6 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1 |
1.18. | Работа с основной и дополнительной литературой. Гармонический анализ музыкальных произведений композиторов эпохи Классицизма. Письменно: гармонизация мелодии с использованием альтерированных аккордов субдоминантовой группы. Игра на фортепиано:гармонические обороты с альтерированными аккордами субдоминантовой группы, модулирующий период (II степень родства). | Сам. работа | 1 | 1 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Гармония романтиков | ||||||
2.1. | Гармония композиторов-романтиков. | Практические | 2 | 6 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Гармония Г. Берлиоза". Гармонический анализ музыкальных произведений композиторов эпохи Романтизма с составлением гармонической схемы. Письменно: гармонизация мелодии в форме периода. Игра на фортепиано: модулирующий период в тональности I, II степени родства. Творческое задание: сочинение романтической прелюдии на самостоятельно выбранную мелодию. | Сам. работа | 2 | 1 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Альтерация аккордов субдоминантовой и доминантовой группы. Постальтерация. | Практические | 2 | 6 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1 |
2.4. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Гармония Р. Вагнера". Гармонический анализ музыкальных произведений композиторов-романтиков с составлением гармонической схемы. Письменно: гармонизация мелодии с использованием альтерированных аккордов субдоминантовой и доминантовой группы. Игра на фортепиано: гармонические последовательности с использованием альтерированных аккордов субдоминантовой и доминантовой группы. | Сам. работа | 2 | 1 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1 |
2.5. | Мажоро-минорные ладогармонические системы. Модуляция средствами мажоро-минора и миноро-мажора. | Практические | 2 | 4 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1 |
2.6. | Работа с основной и дополнительной литературой. Гармонический анализ музыкальных произведений композиторов-романтиков. Письменно: гармонизация мелодии и баса с использованием средств мажоро-минора. Игра на фортепиано: модулирующий период средствами мажоро-минора. Подготовка доклада. | Сам. работа | 2 | 1 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1 |
2.7. | Функциональная инверсия. | Практические | 2 | 2 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1 |
2.8. | Работа с основной и дополнительной литературой. Гармонический анализ музыкальных произведений композиторов-романтиков. Творческое задание: сочинить период с использованием техники функциональной инверсии. | Сам. работа | 2 | 1 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1 |
2.9. | Энгармонизм. Энгармоническая модуляция. Внезапная (энгармоническая) модуляция. Энгармонизм уменьшенного септаккорда. Энгармонизм малого мажорного септаккорда и увеличенного трезвучия. | Практические | 2 | 6 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1 |
2.10. | Работа с основной и дополнительной литературой. Анализ музыкальных произведений на энгармоническую модуляцию. Письменно: гармонизация мелодий с использованием энгармонической модуляции (через уменьшенный септаккорд,малый мажорный септаккорд и увеличенное трезвучие). Игра на фортепиано: гармонические обороты с уменьшенным септаккордом, малым мажорным септаккордом и увеличенным трезвучием с разрешением в различные тональности. | Сам. работа | 2 | 1 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1 |
2.11. | Гармония композиторов русской школы. | Практические | 2 | 4 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1 |
2.12. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Гармония Н. Римского-Корсакова".Гармонический анализ музыкальных произведений русских композиторов XIX века. Творческое задание: сочинение вариаций на русскую народную тему. Игра на фортепиано: гармонические обороты с уменьшенным септаккордом, малым мажорным септаккордом и увеличенным трезвучием с разрешением в различные тональности. | Сам. работа | 2 | 1 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Гармония XX века. | ||||||
3.1. | Гармония композиторов XX века. Новые ладогармонические системы. | Практические | 2 | 2 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Работа с основной и дополнительной литературой. Гармонический анализ музыкальных произведений композиторов XX столетия. Письменно:гармонизация мелодии и баса. Игра на фортепиано: гармонические обороты с уменьшенным септаккордом, малым мажорным септаккордом и увеличенным трезвучием с разрешением в различные тональности. | Сам. работа | 2 | 1 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Модальность и полимодальность. Политональность. Хроматическая тональность. | Практические | 2 | 2 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Теоретическая концепция Хиндемита".Гармонический анализ музыкальных произведений композиторов XX столетия. Письменно:гармонизация мелодии и баса. Игра на фортепиано: гармонические обороты с уменьшенным септаккордом, малым мажорным септаккордом и увеличенным трезвучием с разрешением в различные тональности. | Сам. работа | 2 | 1 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2, Л1.1 |
3.5. | Атональность. Додекафония. Сонорика. Алеаторика. | Практические | 2 | 4 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.6. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Ритмические формы у Мессиана".Гармонический анализ музыкальных произведений композиторов XX столетия. Письменно:гармонизация мелодии. Игра на фортепиано: гармонические обороты с уменьшенным септаккордом, малым мажорным септаккордом и увеличенным трезвучием с разрешением в различные тональности. | Сам. работа | 2 | 1 | ОПК-5 | Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шульгин Д. И. | Современная гармония. Теоретический и практический курсы: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2014 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Скребкова О.Л., Скребков С.С. | ХРЕСТОМАТИЯ ПО ГАРМОНИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ 6-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Скребкова О.Л., Скребков С.С. | ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС ГАРМОНИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Васильев С. Н., Шевалдин В. Т. | Гармонический анализ: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Издательство Уральского университета, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Римский-Корсаков Н.А. | ПРАКТИЧЕСКИЙ УЧЕБНИК ГАРМОНИИ.: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л3.2 | Банникова И. И. | Гармония и музыкальная форма эпохи барокко: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Орловский государственный институт искусств и культуры, 2012 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Персональный сайт В. Н. Холоповой | www.kholopova.ru | ||
Э2 | Электронная библиотека "Твирпикс" | www.twirpx.com | ||
Э3 | Онлайн-библиотека Ю. Н. Холопова | www.kholopov.ru | ||
Э4 | Нотный архив Бориса Тараканова | notes.tarakanov.net | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
004Д | специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, особенно при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие формы учебной деятельности: - изучение научной литературы (как рекомендованной, так и найденной самостоятельно) для освоения содержания курса; - гармонический анализ музыкальных произведений; - письменная гармонизация мелодии или баса (решение гармонических задач); - игра на фортепиано гармонических оборотов, последовательностей, модуляций, секвенций; - творческие задания. Самостоятельную подготовку к практическим занятиям необходимо начинать с изучения рекомендованной литературы к конкретному занятию. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. При работе с литературой необходимо уметь выделять главное. Гармонический анализ осуществляется на протяжении всего изучения курса гармонии. Эта форма работы причисляется к наиболее важной, так как именно она осуществляет связь изучаемых теоретических закономерностей гармонии с художественной практикой. При выполнении гармонического анализа музыкальных произведений студентам необходимо придерживаться следующего плана: - проанализировать аккорды в их функциональной взаимосвязи; - отметить тональный план, каденции; - выделить отклонение или модуляцию, определить ее вид; - составить потактовую гармоническую схему музыкального фрагмента; - проанализировать фактуру, особенности мелодии, неаккордовые звуки с указанием их разновидности; - выявить формообразующие свойства отдельных аккордовых средств. Решение гармонических задач является основным видом письменных работ. Этому виду заданий следует уделять особое внимание, так как он способствует осознанию формообразующей роли гармонии и освоению норм голосоведения. Студентам предлагается выполнение двух видов задач: гармонизация мелодии и гармонизация баса. При их решении важно использовать только те гармонические средства, которые соответствуют пройденным темам курса. При решении задач следует придерживаться следующего плана: - прослушать мелодию или бас, который предстоит гармонизовать; - определить форму, размещение кадансов, их вид; - наметить кадансы типовыми кадансовыми средствами; - подписать тональный план задачи, при наличии модуляции или отклонения продумать способ перехода в новую тональность; - вычислить и отметить типовые обороты в задаче, секвенции, повторения; - приступить к решению задачи, обращая пристальное внимание на голосоведение, добиваться его максимальной плавности, особенно между крайними голосами; - прослушать гармонизованную задачу. Игра гармонических упражнений на фортепиано является необходимой формой практической работы, так как способствует практическому усвоению пройденного материала и воспитанию слуха профессионального музыканта. При подготовке этих упражнений следует тщательно следить за правильным голосоведением. Студентам предлагаются следующие виды гармонических упражнений: построение и разрешение аккордов в различных тональностях, мелодических положениях, в широком и тесном расположении; игра кадансовых оборотов, гармонических последовательностей, гармонизация мелодических оборотов, игра секвенций. При игре секвенций студенты должны точно определить ее тональный план, проанализировать и прочно усвоить звено секвенции, обратить внимание на связь звеньев. Выполнение творческих заданий связано с сочинением и досочинением как небольших музыкальных фрагментов, так и развернутых одночастных музыкальных форм в различных видах фактуры и гармонических стилях. |