МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Системы компьютерной математики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра математического анализа
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильИнформационные технологии в управлении социальными и экономическими процессами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_ПИ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
контроль 36
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 36 36 36 36
Часы на контроль 36 36 36 36
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Оскорбин Н.М.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Вараксин С.В.

Рабочая программа дисциплины
Системы компьютерной математики

разработана в соответствии с ФГОС:
ФФедеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.10.2014г. №1404)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра математического анализа

Протокол от 01.07.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.-м.н., доцент Саженков Александр Николаевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра математического анализа

Протокол от 01.07.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., доцент Саженков Александр Николаевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью и задачами изучения дисциплины является приобретение фундаментальных и прикладных знаний в области построения и исследования компьютерных моделей объектов и процессов, привитие навыков использования графических технологий и компьютерной математики для геометрического моделирования в науке и технике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ПК-2 способностью формализовывать задачи прикладной области, при решении которых возникает необходимость использования количественных и качественных оценок
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные понятия и факты курса "Системы компьютерной математики"; современные компьютерные технологии; средства моделирования явлений и процессов.
Методические приемы представления собственных и известных фундаментальных научных результатов в области компьютерной математики как средства к саморазвитию, самореализации, использования творческого потенциала.
Современные мультимедийные технологии подготовки докладов и презентаций для представления собственных и известных фундаментальных научных результатов в области компьютерной математики.
Известные фундаментальные научные методы формализации прикладных задач в области компьютерной математики.
3.2.Уметь:
3.2.1.Структурировать предметную область для развития способностей получения собственных и изучения известных фундаментальных научных результатов.
Развивать способности к саморазвитию, используя методы получения новых знаний техникой компьютерной математики.
Использовать приемы компьютерной математики для представления собственных и известных фундаментальных научных результатов.
Классифицировать задачи прикладных областей и применять методы их формализации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Современным математическим аппаратом и его приложениями; компьютерной обработкой информации; современными технологиями.
Методическими приемами применения теоретические знания к моделированию и реализации алгоритмов математических методов решения задач с помощью систем компьютерной математики, способствующими саморазвитию, самореализации и использованию творческого потенциала.
Навыками и опытом реализовывать аналитические и технологические решения в области программного обеспечения компьютерной математики.
Способностью формализовывать задачи прикладной области, при решении которых возникает необходимость использования количественных и качественных оценок.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение: обзор современных систем копьютерной математики
1.1. Системы компьютерной математики Лекции 2 6 ОК-3, ПК-2 Л1.2, Л2.1
1.2. Возможности систем Maple и Mathematica Практические 2 6 ОК-3, ПК-2 Л1.2, Л2.1
1.3. Реализация алгоритмов решения систем уравнений в частных производных в Maple Сам. работа 2 10 ОК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Системы компьютерной математики
2.1. Пакет Maple – основные возможности при решении задач геометрии многогранников и дифференциальной геометрии Лекции 2 6 ОК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Основы пакетов Linalg и DG Практические 2 6 ОК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Решение некоторых задач комбинаторной геометрии в пакете Maple Сам. работа 2 14 ОК-3, ПК-2 Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Основы вычислительной геометрии
3.1. Задачи вычислительной геометрии на плоскости и в пространстве Лекции 2 6 ОК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Построение выпуклой оболочки. Построение диаграмм Вороного и триангуляции Делоне Практические 2 6 ОК-3, ПК-2 Л1.2, Л2.1
3.3. Построение выпуклых оболочек при дополнительных ограничениях Сам. работа 2 12 ОК-3, ПК-2 Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Экзамен
4.1. Экзамен 2 36 ОК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Александров. П.С. Лекции по аналитической геометрии: учебник СПб.: Лань, 2008 e.lanbook.com
Л1.2 П. Н. Клепиков [и др.] Системы компьютерной математики в задачах геометрического моделирования: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ; [П. Н. Клепиков и др. ; под ред. Е. Д. Родионова] Системы компьютерной математики в задачах геометрического моделирования (Ч. 2): учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru; www.lib.asu.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com; www.e.lanbook.com
Э3 электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru; www.biblioclub.ru
Э4 свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org ru.wikipedia.org
Э5 Курс в Moodle Системы компьютерной математики (СКМ) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader,
Scilab
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com;
Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru;
Свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В курсе «Системы компьютерной математики" предусмотрено проведение лекционных и практических занятий, включая выполнение индивидуальных расчетных работ по проблемным вопросам курса, что способствует лучшему и
углубленному освоению теоретического материала и методов компьютерной математики.

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно выделяйте ключевые моменты. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Темы практических занятий представлены в рабочей программе дисциплины. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль. Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.