МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Разработка и принятие управленческих решений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Мен-1-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 67
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 42 42 42 42
Практические 44 44 44 44
Сам. работа 67 67 67 67
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
д.э.н., профессор, Воронкова Ольга Юрьевна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Разработка и принятие управленческих решений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины Разработка и принятие управленческих решений являются изучение различных теоретических концепций и практических методик разработки управленческих решений, что обеспечит формирование современных компетенций, знаний и навыков, необходимых для эффективного управления социально-экономическими системами разного уровня.
В ходе учебного процесса ставятся задачи научить: 1) владеть категориальным аппаратом теории разработки управленческих решений; 2) применять различные методологические подходы и концепции управления к разработке управленческих решений; 3) использовать современные качественные и количественные модели и методики разработки и принятия управленческих решений; 4) проводить диагностику, оценку и экспертизу эффективности управленческих решений; 5) применять положительный отечественный и зарубежный опыт разработки и принятия управленческих решений.Основной задачей изучения дисциплины является реализация требований, установленных в Государственном стандарте высшего профессионального образования к подготовке специалистов в области управления народным хозяйством.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений
ОПК-6 владением методами принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы разработки организационно-управленческих решений;
современные концепции теории разработки и принятия организационно-управленческих решений
особенности принятия организационно-управленческих решений
методы поиска решения и его внедрения с позиции социальной значимости принимаемых решений


3.2.Уметь:
3.2.1.Применять в практической деятельности знания в области разработки управленческих решений
находить и внедрять управленческие решения с позиции социальной значимости принимаемых решений
идентифицировать проблемы и формировать проект управленческого решения;
оценивать результаты принятого управленческого решения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами разработки организационно-управленческого решения;
навыками сценарного анализа, оценки рисков и оптимизации
навыками поиска решения и его внедрения с позиции социальной значимости принимаемых решений
навыками оценки результатов управленческого решения
способностью находить организационно-управленческие решения и готовности нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений
владением методами принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и методологические аспекты разработки управленческих решений
1.1. Решения в процессе управления; Функции решения в методологии и организации процесса управления Лекции 6 4 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.2. Решения в процессе управления; Функции решения в методологии и организации процесса управления Практические 6 4 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.3. Решения в процессе управления; Функции решения в методологии и организации процесса управления Сам. работа 6 1 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 2.
2.1. Теоретические аспекты разработки управленческих решений;типология управленческих решений; условия и факторы качества управленческих решений Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.2. Теоретические аспекты разработки управленческих решений; типология управленческих решений; условия и факторы качества управленческих решений Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.3. Теоретические аспекты разработки управленческих решений; типология управленческих решений; условия и факторы качества управленческих решений Сам. работа 6 10 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 3.
3.1. Критерии эффективности в разработке управленческих решений; модели, методология и организация процесса разработки управленческого решения Лекции 6 4 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
3.2. Критерии эффективности в разработке управленческих решений; модели, методология и организация процесса разработки управленческого решения Практические 6 8 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
3.3. Критерии эффективности в разработке управленческих решений; модели, методология и организация процесса разработки управленческого решения Сам. работа 6 4 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 4.
4.1. Контроль реализации управленчесих решений. Полномочия и ответственность; целевая ориентация управленческих решений; анализ альтернатив действий; анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив Лекции 6 4 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
4.2. Контроль реализации управленчесих решений. Полномочия и ответственность; целевая ориентация управленческих решений; анализ альтернатив действий; анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив Практические 6 4 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
4.3. Контроль реализации управленчесих решений. Полномочия и ответственность; целевая ориентация управленческих решений; анализ альтернатив действий; анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив Сам. работа 6 2 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 5.
5.1. Особенности разработки стратегических управленческих решений; условия неопределенности и риска; приемы разработки и выборов управленческих решений в условиях неопределенности и риска Лекции 6 6 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
5.2. Особенности разработки стратегических управленческих решений; условия неопределенности и риска; приемы разработки и выборов управленческих решений в условиях неопределенности и риска Практические 6 6 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 6. Методы разработки управленческих решений
6.1. Экспертные методы в разработке управленческих решений Лекции 6 4 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
6.2. Экспертные методы в разработке управленческих решений Практические 6 6 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
6.3. Экспертные методы в разработке управленческих решений Сам. работа 6 12 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 7.
7.1. Метод мозгового штурма Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
7.2. Метод мозгового штурма Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
7.3. Метод мозгового штурма Сам. работа 6 2 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 8.
8.1. Метод синектики;эффективность решений; контроль реализации управленческих решений; управленческие решения и ответственность. Лекции 6 4 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
8.2. Метод синектики; эффективность решений; контроль реализации управленческих решений; управленческие решения и ответственность. Практические 6 4 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
8.3. Метод синектики;эффективность решений; контроль реализации управленческих решений; управленческие решения и ответственность. Сам. работа 6 6 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 9.
9.1. Метод Дельфи Лекции 6 4 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
9.2. Метод Дельфи Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
9.3. Метод Дельфи Сам. работа 6 12 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 10.
10.1. Морфологический ящик. Матрица взаимодействий Лекции 6 4 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
10.2. Морфологический ящик. Матрица взаимодействий Практические 6 4 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
10.3. Морфологический ящик. Матрица взаимодействий Сам. работа 6 12 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 11.
11.1. Функционально-стоимостный анализ Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
11.2. Функционально-стоимостный анализ Сам. работа 6 4 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 12.
12.1. Метод причинно-следственного анализа Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
12.2. Метод причинно-следственного анализа Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
12.3. Метод причинно-следственного анализа Сам. работа 6 2 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Методы принятия управленческих решений Методы принятия управленческих решений : Учебное пособие В.И. Катаева, М.С. Козырев, 17.05.2017 biblioclub.ru
Л1.2 Карданская, Н.Л. Принятие управленческого решения=Managementdecisionmaking : Учебник для вузов М. :Юнити-Дана, , 2017 biblioclub.ru
Л1.3 К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин. Управленческие решения : учебник М. : «Дашков и К", 2023 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Харитонова, И.В. Основы теории принятия управленческих решений : учебник Архангельск : САФУ, 2015, 17.05.2017 biblioclub.ru
Л2.2 Филинов-Чернышев, Н. Б. Разработка и принятие управленческих решений : учебник и практикум для вузов М. Издательство Юрайт, 2017, 2018 www.biblio-online.ru/book/B67EEE48-5249-427A-9FB4-E7895DAF9336.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 13. www.cofe.ru/Finance/ – Энциклопедия банковского дела и финансов
Э2 14. www.dir.yahoo.com/Business_and_Economy – Бизнес-ресурсы
Э3 15. www.directorinfo.ru – Журнал "Директор Инфо"
Э4 16. www.dis.ru/fm/ – Журнал "Финансовый менеджмент"
Э5 17. ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал "Экономика, социология, менеджмент"
Э6 18. www.erp-online.ru – О ERP-системах
Э7 19. www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба
Э8 20. www.fd.ru – Журнал "Финансовый директор"
Э9 21. www.finam.ru – Финансовая информация
Э10 22. www.finanaliz.ru – Финансовый анализ
Э11 23. www.finansmag.ru – Журнал "Финанс."
Э12 24. www.finansy.ru – Публикации по экономике и финансам
Э13 25. www.finmarket.ru – Информационное агентство ФинМаркет
Э14 26. www.finrisk.ru – Финансовые риски
Э15 27. www.fira.ru – база данных по российским компаниям
Э16 28. www.forexpf.ru – Финансовая информация для рынка FOREX
Э17 29. www.fxclub.org – FOREX клуб
Э18 30. www.glavbuh.net – Главбух
Э19 31. www.ilovemoney.ru – сайт о личных финансах
Э20 32. www.investo.ru – Клуб инвесторов
Э21 33. www.k2kapital.com – Аналитическая информация о финансовых рынках
Э22 34. www.klerk.ru – Сайт о бухгалтерском учете, менеджменте, налоговом праве, банках
Э23 35. www.m3m.ru – Агентство финансовой информации
Э24 36. www.mfd.ru – Финансовая информация
Э25 37. www.mirfin.ru – Мир финансов
Э26 38. www.micex.ru – Московская межбанковская валютная биржа
Э27 39. www.minfin.ru – Министерство финансов РФ
Э28 40. www.mosnalog.ru – Федеральная налоговая служба по г. Москве
Э29 41. www.mse.ru – Московская фондовая биржа
Э30 42. www.msfo-mag.ru – журнал "МСФО"
Э31 43. www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба РФ
Э32 12. www.cio-world.ru – Журнал " CIO "
Э33 11. www.cfin.ru – Корпоративный менеджмент
Э34 10. www.cbr.ru – Центральный банк России
Э35 9. www.cbonds.ru – Рынок облигаций
Э36 8. www.buhgalteria.ru – Информационно-аналитическое электронное издание "Бухгалтерия.ru"
Э37 7. www.bdm.ru – Журнал "Банковское дело в Москве"
Э38 6. www.bankir.ru – Сайт о банковской деятельности
Э39 5. www.bankclub.ru – Сайт банковских аналитиков
Э40 4. www.aton.ru/ru/index.asp – Инвестиционная компания АТОН
Э41 3. www.appraiser.ru – Виртуальный клуб оценщиков
Э42 2. www.akm.ru – Информационное агентство AK & M
Э43 1. www.accountingreform.ru – Сайт о реформе бухгалтерского учета в России
Э44 Русскоязычные Интернет-ресурсы по экономике и менеджменту:
Э45 11. Электронный ресурс. - Сайт Института экономики переходного периода. – Режим доступа: http://www.iet.ru
Э46 10. Электронный ресурс. - Сайт Института экономического анализа. – Режим доступа: http://www.iea.ru
Э47 9. Электронный ресурс. – Сайт Центра антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл-Р. – Режим доступа: http://www.transparency.org.ru
Э48 8. Электронный ресурс. - Сайт Фонда ИНДЕМ. – Режим доступа: http://www.indem.ru
Э49 7. Электронный ресурс. - Сайт Всемирного банка. – Режим доступа: http://www.worldbank.org
Э50 6. Электронный ресурс. – Сайт Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. – Режим доступа: http://www.rosfinnadzor.ru/
Э51 5. Электронный ресурс. – Сайт Счетной палаты Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/ru/
Э52 4. Электронный ресурс. - Сайт Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.fas.gov.ru
Э53 3. Электронный ресурс. - Сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.gks.ru
Э54 2. Электронный ресурс. - Сайт Правительства Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.government.ru/#
Э55 1. Электронный ресурс. - Сайт Президента Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.