МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русская культура в истории и современной жизни России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 18,5 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 36 36 20 20 56 56
Сам. работа 36 36 25 25 61 61
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Злобина Ю.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Русская культура в истории и современной жизни России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.филол.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины являются: развитие мировоззрения, культурного кругозора и духовного потенциала у иностранных студентов; соединение теоретических знаний о феномене русской культуры с конкретно-историческими аспектами изучения культуры, а также понимание национального своеобразия и его места в системе мировой культуры, дополняющее и обогащающее их профессиональное образование.

Задачи курса:
- ознакомить студентов с наиболее важными явлениями русской культуры на разных этапах исторического развития и способствовать повышению их культурного уровня;
- рассмотреть основные подходы к определению места культуры России в мировом сообществе;
- способствовать развитию у студентов творческого мышления, умению анализировать культурные события и факты;
- сформировать у студентов потребность познания русской культуры во всех сферах творческой и общественной жизни русского народа.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума
ПК-18 владением нормами этикета, принятыми в различных ситуациях межкультурного общения (сопровождение туристических групп, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- влияние культуры на способы интеллектуального, нравственного и профессионального саморазвития и самосовершенствования, повышения своего культурного уровня
- влияние знания культуры на способы достижения целей и критического переосмысления накопленного отечественного и зарубежного культурного опыта
- способы обобщения, анализа, восприятия информации о культуре различных народов РФ, постановки цели освоения и использования потенциала культуры и выбору путей ее достижения
- основные формы культуры, способы их применения при подходе к культуре и обычаям народов, проживающих в РФ
- сущность и значение информации о процессах в сфере культуры и их роль в развитии современного информационного общества
- способы и средства получения, хранения, переработки информации о событиях культурной жизни России, стран ближнего и дальнего зарубежья
3.2.Уметь:
3.2.1.- логически верно, аргументировано и ясно, в соответствии с общекультурными нормами строить устную и письменную речь
- выстраивать отношения человека с человеком, человека с обществом с учетом социальной политики государства в области культуры
- воспринимать культуру и обычаи других стран и народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям
- критически оценить свои достоинства и недостатки в соответствии с общепринятыми социальными и культурными нормами, наметить пути и выбрать средства их развития или устранения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- сформировавшимся представлением о ценностях культуры в связи со способностью к интеллектуальному, культурному, нравственному и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию
- способностью к достижению культурно значимых целей и критическому переосмыслению накопленного отечественного и зарубежного культурного опыта
- культурой мышления, способностями к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения в соответствии со сформированными представлениями о культурных основах различных стран и народов
- готовностью к восприятию культуры и обычаев народов и национальностей, способностью к межкультурным коммуникациям в туристской индустрии
- способностью понимать сущность и значение информации об историческом развитии и современном состоянии культуры в развитии современного информационного общества
- основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, ее использования при анализе процессов культурной жизни

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в изучение дисциплины «Русская культура в истории и современной жизни»
1.1. Лабораторные 5 6 Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Древнерусская культура IX-XIII вв.
2.1. Лабораторные 5 8 Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 3. Русская культура средних веков (XIVXVII вв.).
3.1. Лабораторные 5 8 Л2.5, Л1.2, Л2.3
Раздел 4. Культура России XVIII в.
4.1. Лабораторные 5 8 Л1.2, Л2.3
Раздел 5. Российская культура XIX-начало XX вв.
5.1. Лабораторные 5 6 Л2.5, Л2.3
5.2. Сам. работа 5 36 ОК-2, ПК-18 Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 6. Российская культура в советский период развития
6.1. Лабораторные 6 10 Л2.3
Раздел 7. Русская культура в ХХI в.
7.1. Лабораторные 6 10 Л2.3
7.2. Сам. работа 6 25 ОК-2, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС по дисциплине имеется в приложении.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Перечень тем
1. Роль и значение культуры в истории России.
2. Функции и формы культуры.
3. Формы культуры.
4. Мировая и национальная культуры.
5. Искусство в системе культуры.
6. Виды искусства.
7. Нравы, обычаи, традиции и обряды в культуре языческой Руси.
8. Виды и формы древнерусского литературного творчества.
9. Становление и развитие литературы на Руси (летописание, по выбору).
10. Иконописные произведения Древнерусского государства, их отличие от византийских икон.
11. Каменные постройки и архитектурные памятники XI-XIII вв. сохранившиеся до нашего времени.

ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ

Перечень вопросов
1. Культура как социальный феномен: формы, виды и функции культуры.
2. Культура, цивилизация и повседневность: соотношение понятий.
3. Предпосылки возникновения древнерусской культуры.
4. Славянское язычество: пантеон, мифология и сакральная символика. Влияние язычества на организацию повседневной жизни славянской общины.
5. Древнерусская письменная культура: ее истоки и особенности.
6. Иностранные влияния на культуру древнерусских земель.
7. Монголо-татарское нашествие и иго, их воздействие на историко-культурный процесс.
8. Государство и церковь в конце XV – первой половине XVI вв., отражение в культуре их союза и «противостояния».
9. Культура Московской Руси второй половины XV – начала XVI вв. (общественная мысль и литература). Формирование национального идеала власти.
10. Культура России в конце XV–XVI вв. (архитектура, живопись).
11. Город, его влияние на развитие русской средневековой культуры. Городские ереси XIV–XVI вв. как историко-культурное явление.
12. Государство и церковь в 40–80-е годы XVII в. Церковный раскол и культура.
13. Развитие школы и просвещения в XVI–XVII вв.
14. Развитие научных знаний в России XVII в.
15. Новые явления в русской культуре XVII в. (общественная мысль и литература).
16. Традиции и новации в русской культуре XVII в. (архитектура и живопись).
17. Барокко в русской культуре XVII в.
18. Культурные преобразования петровского времени. Роль личности Петра I.
19. Школа и образование в XVIII в. Московский университет.
20. Становление российской науки в XVIII в.
21. Общественно-политическая мысль в XVIII в. Основные идеи и направления.
22. Просвещенный абсолютизм и его влияние на развитие русской культуры во
второй половине XVIII в.
23. Барокко в русской культуре XVIII в. (архитектура, живопись, скульптура).
24. Классицизм в русской культуре XVIII в. (архитектура, живопись, скульптура).
25. Художественная культура XVIII в. (литература, театр, музыка).
26. Культура России XIX века – основные направления, тенденции, ценности.
27. «Золотой век» отечественной литературы: основные тенденции, направления, жанры.
28. Романтическое и реалистическое направления в художественной литературе.
29. Развитие русской драматургии XIX века. Особенности и значение.
30. Музыкальная культура XIX века (особые формы и жанры - опера, романс и др.).
31. XX век русской культуры – традиции, новации, ценности;
32. «Серебряный век» русской культуры.
33. «Пролетарская» культура, как новая форма социокультурного общения, формирование новой политической культуры.
34. Кинематограф, как новая область творчества, создание художественного и документального кино.
35. Рождение Новой театральной культуры (Мейерхольд, Вахтангов и др.).
36. Культура в условиях тоталитарного режима – 20-30-ых гг.
37. Русское зарубежье. Русские эмигранты, как носители русской культуры;
38. Советская культура преемница русских традиций и создание нового.
39. Советская - русская культура в годы Великой Отечественной войны.
40. Особенности развития культуры в период 50-60-ых гг.
41. Культура ХХI в. и художественное наследие ХХ–ХIХ вв. Переоценка истории отечественной культуры с позиции новых эстетических критериев.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине имеется в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Никитина А.В. Русская традиционная культура: Учебное пособие ФЛИНТА, 2013 ЭБС "Лань"
Л1.2 Вишняков С.А. Культура Росии от Древней Руси до наших дней (культуроведение России): учебное пособие ФЛИНТА // ЭБС "Лань", 2016 ЭБС "Лань": https://e.lanbook.com/book/84615
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. С. Шульгин, Л. В. Кошман, Е. К. Сысоева и др. ; под ред. Л. В. Кошман История русской культуры, : Учеб. пособ М. : Дрофа, , 2002
Л2.2 Соколов Ю.М. Русский фольклор: М.: МГУ // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2007 www.studentlibrary.ru
Л2.3 Токарева Н.Д. Россия и русские: учебное пособие по страноведению для изучающих русский язык: учебное пособие "Феникс+", 2004 ЭБС «Университетская библиотека online»
Л2.4 Аникин В.П. Устное народное творчество: учеб. для высш. проф. образования М.: Академия, 2011
Л2.5 Капица Ф.С. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: справочник: ЭБС «Лань», 2009, 2009 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 сайт электронного журнала «Мир истории: российский электронный журнал» www.historia.ru
Э2 Русское православие www.ortho-rus.ru
Э3 НИЦ Информкультура http://infoculture. rst.ru
Э4 Интернет-версия журнала «Наше наследие» nasledie-rus.ru
Э5 Портал Культура России http://infoculture. rst.ru
Э6 Главный информационно-вычислительный центр Министерства культуры РФ www.givc.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Содержание дисциплины

Тема 1. Русская культура в истории и современной жизни.

1. Роль и значение культуры в истории России. Культура как продукт и способ деятельности человека. Эволюция представлений о культуре. Культура – основа становления и развития личности. Сущность, виды и функции культуры. Структура культуры. Деление ее по носителям (национальная, региональная, мировая). По видам деятельности (материальная, теоретическая, художественная). Формы культуры (народная, элитарная, массовая). Культура и субкультура. Культура межличностных отношений и культура общения.
2. Искусство в системе культуры. Народное и профессиональное искусство. Специфика национального искусства. Элитарное и массовое искусство. Виды искусства. Место и роль искусства в духовном формировании личности.


Тема 2. Древнерусская культура IX-XIII вв.
1. Культура дохристианского периода. Дохристианский период культуры Древней Руси. Нравы, обычаи, традиции и обряды в культуре языческой Руси. Культура христианского периода. Принятие христианства и его значение для развития древнерусской культуры. Влияние византийской культуры и восточного (православного) христианства на культуру русских земель.
2. Развитие древнерусской литературы. Жанры древнерусского литературного творчества: житийная литература, летописание. Повесть временных лет. Слово о полку Игореве. Сказание о житии Александра Невского и др. Особенности развития культуры в период феодальной раздробленности. Архитектура и живопись.

Тема 3. Русская культура средних веков (XIVXVII вв.).

1.Культура Московской Руси. Новые тенденции в развитии культуры Руси в XIV-XVII веках. Церковь и государство. Проблема модернизации московского общества. Роль монастырей как центров русской духовной культуры. Литература. Повесть о Петре и Февронии Муромских. Книгопечатание. Живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.
2. Церковь и государство в период абсолютизма. Церковные реформы. Структурные изменения в духовной жизни общества.

Тема 4. Культура России XVIII в.

1. Культурные преобразования XVIII в. Век Просвещения. Общая характеристика культурной политики Петра I. Значение и итоги петровской европеизации. «Реформа веселья» как составная часть культурной политики. Институт скоморошества, его ритуальные функции. Причины переориентации на сословное образование. Домашнее и церковно- приходское образование. Роль университетского образования в системе русской культуры. Наука как область культуры Нового времени. Литература и искусство. Личность М.В. Ломоносова. Разделение русского народа на два субэтноса – «русских туземцев» и «русских европейцев».
2. Просвещенный абсолютизм как явление русской культуры. Роль французского просвещения и русская общественная мысль. «Наказ» Екатерины II как культурная программа

Тема 5. Российская культура XIX- начало XX вв..
1. Место и значение русской философии XIX в. Славянофилы и западники. Система воспитания и образования. Влияние Отечественной войны 1812 года на ситуацию в стране. Позиции государственной власти по отношению к науке. Значение научного знания в системе русской культуры Нового времени.
2. «Серебряный век» русского искусства». Культурная атмосфера конца XIX –н. XX вв. Философско- теоретическая основа культуры «Серебряного века». Социокультурная ситуация в России на рубеже XIX-XX веков. Русский модернизм и его представители. Символизм, акмеизм, русский авангард, абстракционизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм.

Тема 6. Российская культура в советский период развития
Революционные процессы в российской культуре и феномен «советской культуры»: культурная политика в СССР, противоречия советской культуры и повседневности, эволюция культурных идеалов.


Тема 7. Русская культура в ХХI в.
Культурные процессы постсоветского общества в России и русская культура в системе ценностей третьего тысячелетия.

Дополнительная литература:

1. Андреев А.П., Селиванов А.И. Русская традиция. М., 2004.
2. Батюк Л.И. История культуры в годы Великой Отечественной войны. М., 2007.
3 Багновская Н.М. Основы культурологии: Учебное пособие. М.: Академический проект, 2004.
4. Борзова Е.П. Сравнительная культурология. Том 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Борзова Е.П.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Издательство СПбКО, 2013. // режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12796
4. История русской культуры IX - начала XXI века: Учебное пособие / Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева и др.; Под ред. Л.В. Кошман. - 5-e изд., доп. и перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. // режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=360222
5. Скопинцева Т.Ю. Теория и история культуры повседневности России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Скопинцева Т.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013. // Электронная библиотека ВлГУ, режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30086.
6. Многомерность повседневной культуры России XX века: кризис и инверсии полиэтнического города [Электронный ресурс]: коллективная монография / под ред. профессоров Н.И. Ворониной, И.Л. Сиротиной. - Саранск, 2009. // Электронная библиотека ВлГУ, режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=4215396
7. Аверьянова Г.И. Жизнь и быт российского общества в ХVIII веке [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Аверьянова Г.И., Фирсова О.Г., Платонова А.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2015. // Электронная библиотека ВлГУ, режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29296.
8. Плужникова Н.Н. Православная культура России [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов/ Плужникова Н.Н., Щеглова Л.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. // Электронная библиотека ВлГУ, режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31950.