Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 61 |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 12 ЗЕТ |
Учебный план | 53_03_02_МИИ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | 3 (5) | 3 (6) | 4 (7) | 4 (8) | Итого | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 15,5 | ||||||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 216 | 216 |
Сам. работа | 36 | 36 | 9 | 9 | 36 | 36 | 9 | 9 | 9 | 9 | 36 | 36 | 135 | 135 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 | 0 | 0 | 81 | 81 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 432 | 432 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 61
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.
1.1. | подготовка студентов к практической деятельности в качестве артистов оркестров и различных ансамблей развитие музыкальных способностей и мышления посредством ансамблевого творчества, в особенности совершенствование музыкально-ритмического чувства, тембрового слуха, полифонического слуха приобретение практических умений ансамблевой игры и навыков коллективного творчества освоение специфики искусства ансамблевой игры, познание его закономерностей, своеобразия интерпретационных решений, диктуемых различием жанров и стилей исполняемой музыки |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-13 | способностью осуществлять исполнительскую деятельность и планировать свою индивидуальную деятельность в учреждениях культуры |
ПК-31 | готовностью к показу своей исполнительской работы (соло, в ансамбле, с оркестром, с хором, в лекциях-концертах) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, клубах, дворцах и домах культуры, на различных сценических площадках, к организации и подготовке творческих проектов в области музыкального искусства, к осуществлению связей со средствами массовой информации, образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений музыкального искусства и культуры |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные законы построения концертной программы с учетов интересов различных групп слушателей разнообразный репертуар для построения концертных тематических программ основные исторические этапы становления просветительства в России и за рубежом |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения использовать культурное наследие для удовлетворения потребностей различных групп населения в процессе музыкально-просветительской деятельности поддерживать связи со средствами массовой информации и организациями, осуществляющие культурно-образовательную деятельность |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способностью осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации различными способами вербальной и невербальной коммуникации современными приёмами организации музыкальной деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Начальный этап работы над концертной программой. | ||||||
1.1. | Игра в дуэте. Игра в трио. Однородные ансамбли. Смешанные ансамбли. Навык ансамблевого аккомпанемента солистам. | Практические | 3 | 36 | ПК-13 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений | Сам. работа | 3 | 36 | ПК-31 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Работа над детальным изучением концертной программы. | ||||||
2.1. | Игра в дуэте. Игра в трио. Однородные ансамбли. Смешанные ансамбли. Навык ансамблевого аккомпанемента солистам. | Практические | 4 | 36 | ПК-13 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений | Сам. работа | 4 | 9 | ПК-31 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Работа над единством технических приемов в ансамбле. | ||||||
3.1. | Игра в дуэте. Игра в трио. Однородные ансамбли. Смешанные ансамбли. Навык ансамблевого аккомпанемента солистам. | Практические | 5 | 36 | ПК-13 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений | Сам. работа | 5 | 36 | ПК-31 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Работа над художественным содержанием концертной программы. | ||||||
4.1. | Игра в дуэте. Игра в трио. Однородные ансамбли. Смешанные ансамбли. Навык ансамблевого аккомпанемента солистам. | Практические | 6 | 36 | ПК-13 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений | Сам. работа | 6 | 9 | ПК-31 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Совершенствование ансамблевого мастерства. | ||||||
5.1. | Игра в дуэте. Игра в трио. Однородные ансамбли. Смешанные ансамбли. Навык ансамблевого аккомпанемента солистам. | Практические | 7 | 36 | ПК-13 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений | Сам. работа | 7 | 9 | ПК-31 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Работа над качеством звучания концертной программы. | ||||||
6.1. | Игра в дуэте. Игра в трио. Однородные ансамбли. Смешанные ансамбли. Навык ансамблевого аккомпанемента солистам. | Практические | 8 | 36 | ПК-13 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений | Сам. работа | 8 | 36 | ПК-31 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гончарук А. Ю. | Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов | Директ-Медиа, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. | Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Согласие, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Цыпин Г.М. | ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МУЗЫКА И ДРУГИЕ ИСКУССТВА. Монография: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | https://imslp.org/ | |||
Э2 | http://notes.tarakanov.net/ | |||
Э3 | http://www.notarhiv.ru/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
003Д | специализированная учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Рабочее место преподавателя; рояль Falkone |
В начале работы над музыкальным произведением необходимо сделать анализ его формы, а также принципов построения. При работе над музыкальными произведениями необходимо добиваться чистоты интонирования, однородности штрихов, соподчиненности нюансов, соблюдения звукового баланса, устойчивости ритма, исключая ритмические отклонения, не указанные автором, стремиться к охвату произведения как единого целого. При этом надо обращать внимание на выявление первого-второго плана голосоведения главных и соподчиненных музыкальных линий, добиваясь верного звукового и смыслового баланса. В больших ансамблях целесообразно наиболее сложные для исполнения фрагменты играть попарно, либо втроем в различных сочетаниях партий. Одним из сложных моментов, требующих особого внимания, является выполнение указаний a tempo и tempo I после ritenuto, а также исполнение ферматы. Очень важно точно начинать фразу с учетом ауфтакта (синхронное возникновение аккорда), а также следить за совместным окончанием аккорда в заключительных построениях. Это будет способствовать также воспитанию внимательного отношения к нюансам к однородной акцентуации, фразировке. Для исполнения кантилены необходима тщательная проработка материала. Следует стремиться к сближению качественного звучания участников ансамбля, особенно в музыке имитационного склада. Некоторую часть занятий необходимо посвящать ознакомлению с нотной литературой, а также чтению нот с листа. Необходимо уметь не только освоить репертуар в аудиторной работе, но и самостоятельно разобрать, выучить произведение и показать преподавателю. Кроме того важно развить умение выступать с лекциями, комментариями к исполняемым в лекциях-концертах произведениям. Для этого необходимо регулярно изучать литературу и источники по исполняемым произведениям. |