Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.02. Лингвистика |
Профиль | Русский язык как иностранный |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_02_РЯИ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 32 | 32 | 32 | 32 |
Сам. работа | 160 | 160 | 160 | 160 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор
1.1. | ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ – повышение русской речевой культуры устной и письменной речи иностранных студентов; Задачи дисциплины –совершенствование владения нормами устного и письменного литературного языка; –развитие навыков и умений эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения. –представление о современном состоянии русского литературного языка, актуальных проблемах языковой культуры общества; –знакомство с системой языковых норм современного русского языка; – демонстрация многообразия стилистических возможностей русского языка в разных функциональных стилях. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ОПК-4 | владением этическими и нравственными нормами поведения, принятыми в инокультурном социуме; готовностью использовать модели социальных ситуаций, типичные сценарии взаимодействия участников межкультурной коммуникации |
ПК-17 | способностью моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | –нормы современного русского языка; –языковые и жанровые особенности функционально-речевых разновидностей русского литературного языка; - основные правила речевого поведения в различных ситуациях общения. - современную лингвистическую ситуацию, формы существования русского национального языка - правила русского речевого этикета и невербальной коммуникации. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | – использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации; – свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства; - определять стилевую принадлежность различных текстов - правильно употреблять средства, относящиеся ко всем уровням (фонетическому, лексическому, грамматическому) русского языка - пользоваться нормативными словарями и справочниками русского языка |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения; –системой лингвистических знаний, включающей знание основных фонетических, словообразовательных, - лексических, грамматических явлений и закономерностей функционирования русского языка, его функциональных разновидностей; – русским языком в объеме, обеспечивающем возможность осуществлять общение в различных ситуациях и с различными собеседниками. - нормами современного русского языка и фиксировать их нарушения; - нормами построения и языкового оформления научных текстов разных жанров - общенаучной и профессиональной лексикой |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Язык как национальное достояние. Литературный язык как высшая разновидность существования языка. | ||||||
1.1. | Речь, речевая культура и культура речи. Современная речевая ситуация (XX- нач. XXI вв.). Речевая культура как предмет изучения. Понятие «норма» литературного языка. Виды норм. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
1.2. | Практические | 4 | 6 | ПК-17 | Л2.3 | |
Раздел 2. Функциональные разновидности современного русского языка. | ||||||
2.1. | Функциональные разновидности современного русского языка. Понятие функционального стиля. Классификация функциональных стилей: научный, официальноделовой, публицистический, литературнохудожественный, разговорнообиходный. Признаки речевой культуры. Типы речевой культуры. | Лекции | 4 | 2 | ||
2.2. | Практические | 4 | 6 | ПК-17 | Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 3. Культура устной публичной речи. Ораторское искусство. Роды и виды красноречия | ||||||
3.1. | Культура устной публичной речи. Роды и виды красноречия. Ораторское искусство. Композиция публичного выступления. Способы произнесения речи. Подготовка публичного выступления и факторы, определяющие его успех. Словесное оформление публичного выступления. | Лекции | 4 | 4 | ||
Раздел 4. Акцентологические и орфоэпические нормы. | ||||||
4.1. | Ударение в русском языке: понятие, признаки, функции. Ударение в различных частях речи. Понятие «орфоэпические нормы». Стили произношения. Варианты литературных произносительных норм. | Лекции | 4 | 4 | Л2.1 | |
4.2. | Практические | 4 | 6 | ОПК-4, ПК-17 | Л1.2, Л2.3 | |
Раздел 5. Лексические нормы современного русского литературного языка | ||||||
5.1. | Лекции | 4 | 4 | |||
5.2. | Практические | 4 | 6 | ПК-17 | Л2.3 | |
Раздел 6. Морфологические нормы современного русского литературного языка. | ||||||
6.1. | Формы имен существительных. Колебания в роде имен существительных. Род склоняемых, несклоняемых существительных, аббревиатур. Склонение имен и фамилий. | Лекции | 4 | 4 | ||
6.2. | Колебания в падежных окончаниях имен существительных. Употребление форм имен прилагательных. Краткие формы единственного числа мужского рода. Употребление имен числительных в профессиональных текстах. Степени сравнения имен прилагательных. Морфологические ошибки. | Практические | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-17 | Л2.3 |
Раздел 7. Синтаксические нормы современного русского литературного языка | ||||||
7.1. | Нормы управления. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование определений и приложений. Употребление однородных членов предложения. Причастные обороты. Деепричастные обороты. | Лекции | 4 | 4 | ||
7.2. | Практические | 4 | 6 | ПК-17 | Л1.2, Л2.3 | |
7.3. | Сам. работа | 4 | 160 | ОПК-4, ПК-17 | Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ФОС по дисциплине находится в Приложениях |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ФОС по дисциплине находится в Приложениях |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС по дисциплине находится в Приложениях |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. И. Максимов [и др.] ; под ред. В. И. Максимова, А. В. Голубевой | Русский язык и культура речи : учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/CCBBD9A7-0581-439F-83DD-9B0638DBBCAF |
Л1.2 | М. Б. Будильцева [и др.] | Контрольные тесты к курсу "Культура русской речи" для иностранных студентов: | М.: Русский язык. Курсы, 2013 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Скворцов Л.И. | Культура русской речи: словарь-справочник: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2010 | |
Л2.2 | Сковородников А.П. | Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты: энциклопедический словарь-справочник | М.: Флинта, 2009 | |
Л2.3 | Будильцева М.Б., Новикова И.А., Пугачев И.А., Серова Л.К. | Культура русской речи: | М.: Русский язык. Курсы, 2012 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | сайт Института русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук, авторитетность информации, предоставляемой им по проблемам русского языка, не может вызывать сомнений. Здесь можно не только воспользоваться словарями, но и познакомиться с новинками исследований во всех областях лингвистики | www.rusland.ru | ||
Э2 | ГРАМОТА.РУ | www.gramota.ru | ||
Э3 | Русский переплет – литературный Интернет-журнал | www.pereplet.ru. | ||
Э4 | государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина | www.pushkin.edu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
не предусмотрено | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не предусмотрено |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Дисциплина «Русская речевая культура» изучается в группах иностранных бакалавров-лингвистов. Данный курс включен в образовательные программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования Российской Федерации. Рабочая программа предусматривает изучение вопросов, отражающих содержательно-предметную специфику данной дисциплины. Основная цель курса – повышение общей речевой культуры студентов. Система заданий лекционных и практических занятий ориентирована на решение следующих методических задач: - дать представление о современном состоянии русского литературного языка, актуальных проблемах языковой культуры общества; - познакомить с системой языковых норм современного русского языка; - показать многообразие стилистических возможностей русского языка в разных функциональных стилях; - раскрыть языковые ошибки и трудности, характерные для языка науки и деловых документов. Структура практических занятий по изучению языковых норм предполагает три этапа: 1. Обсуждение теоретических вопросов по теме практического занятия. Планы практических занятий содержат перечень вопросов для обсуждения; терминологический минимум, определения понятий в котором студент заполняет самостоятельно, используя словари и справочники; практические задания. Вопросы для обсуждения предполагают предварительную подготовку студента в виде составления устного сообщения по вопросу с использованием учебной или научной литературы. Кроме того, по согласованию с преподавателем по какому-либо из вопросов студент может подготовить устное сообщение. По своему усмотрению преподаватель может проводить терминологические диктанты по спискам терминологического минимума. 2. Выполнение практических упражнений по теме занятия. Основная цель дисциплины – повышение общей речевой культуры студентов. В условиях реализации компетентностного подхода к обучению по подготовке бакалавров и специалистов на кафедре используется • традиционные технологии обучения практические занятия, лекционные занятия, индивидуальные консультации по конкретному материалу, организация самостоятельной работы, контроль знаний, • инновационные технологии: - технологии поддерживающего обучения: объяснительно-иллюстративное обучение, технология контекстного обучения, технология разноуровнего обучения, - технологии развивающего обучения: ролевые игры - технологии электронного обучения. Организация самостоятельной работы студентов Учебным планом изучения дисциплины предусмотрено самостоятельное изучение теоретического материала. Цель организации самостоятельной работы студентов по дисциплине – углубление и расширение знаний о речевой культуре, формирование навыков и умений самостоятельной речевой деятельности, формирование общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра. Самостоятельная работа студентов (СРС) является важнейшим видом освоения содержания дисциплины, подготовки к практическим занятиям и к зачету. Самостоятельная работа студентов предполагает следующие виды заданий: – подготовку и написание докладов, сообщений, рефератов, эссе и других письменных работ на заданные темы; – выполнение домашних заданий разнообразного характера; – поиск и отбор информации по отдельным разделам курса в сети Интернет; – текущее тестирование. |