Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.02. Лингвистика |
Профиль | Русский язык как иностранный |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_02_РЯИ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 22 | 22 | 22 | 22 |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 65 | 65 | 65 | 65 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины Русский мир: проблемы взаимодействия культур являются: - рассмотрение методологических особенностей русского языка как лингвоментальной базы идеи «мягкой силы» во внешней политике, освещение направлений и тенденций ее развития; - данный курс углубляет общефилологическую, историко-научную и методологическую подготовку магистрантов; - задачи курса: создание у студентов целостного представления о значимости русского языка и возможностях его «лингвоментального» места во внешней политике. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07 |
ОПК-9 | готовностью преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения |
ПК-18 | владением нормами этикета, принятыми в различных ситуациях межкультурного общения (сопровождение туристических групп, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | углубить общефилологическую, историко-научную и методологическую подготовку магистрантов |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | иметь способность использовать представление о русском языке как об особом Русском мире в филологических исследованиях |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть целостным представлением о значимости русского языка и возможностях его «лингвоментального» места во внешней политике |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Полилингвизм во внешней политике России | ||||||
1.1. | Язык – сознание – культура. Исторические начала русской языковой жизни на пороге нового тысячелетия. Понятие "Русский мир" | Лекции | 7 | 22 | Л2.2, Л2.1 | |
1.2. | Русский мир: взаимодействие культур | Практические | 7 | 12 | Л2.1 | |
1.3. | Актуальные проблемы изучения национального менталитета русских, формирования и расширения языкового сознания и их влияния на коммуникативное поведение. | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-9 | Л2.2 |
1.4. | Язык как стратегический ресурс российского общества в претворении будущего. | Сам. работа | 7 | 20 | ПК-18 | Л1.1 |
Раздел 2. Приемы смягчения культурного шока и формирования этнической толерантности | ||||||
2.1. | Концептуальные образы русского мира в контексте глобализационных процессов современной действительности. | Практические | 7 | 18 | Л2.2, Л1.2, Л2.1 | |
2.2. | Национальные стереотипы: «Россия», «Русский», «Национальный», «Родина», «Русский мир», «Отечество», «Соотечественник». | Сам. работа | 7 | 10 | ОПК-9, ПК-18 | Л2.2 |
2.3. | Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 7 | 17 | ОПК-9, ПК-18 | |
2.4. | Индивидуальные домашние задания | Сам. работа | 7 | 10 | ОПК-9, ПК-18 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ФОС по дисциплине находится в Приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ФОС по дисциплине находится в Приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине находится в Приложении и хранится на кафедре |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Астахов А.Е., Астахова Е.А. | Россия и «русский мир»// Инновационная Россия. Сборник статей: статья | Москва, 2010 | |
Л1.2 | Дмитриева Л.М., Гончаров Ю.М., | Русский язык в межрегиональном культурном пространстве: упражнения, тексты, комментарии. Учебное пособие для вузов и школ Западной Монголии: учебное пособие | Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Будаев Э.В. | Метафора в политической коммуникации: | Москва: "Флинта", // ЭБС «Лань» 2018, 2012 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Мечковская Н.Б. | Семиотика: Язык. Природа. Культура: курс лекций: курс лекций | Москва, 2004 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Роль русского языка в мире | mirznanii.com | ||
Э2 | Место русского языка в современном мире | mlis.ru | ||
Э3 | Русский век. Портал для русских соотечественников | www.ruvek.info | ||
Э4 | Соотечественники России | www.russedina.ru | ||
Э5 | Классификация национальных стереотипов | studbooks.net | ||
Э6 | Стереотипы | textfighter.org | ||
Э7 | Русский мир | rusmir.su | ||
Э8 | Русский мир. Информационный портал фонда "Русский мир" | www.russkiymir.ru | ||
Э9 | Русская языковая картина мира | lektsia.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
не предусмотрено | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не предусмотрено |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Дисциплина заканчивается экзаменом; оценка на экзамене выставляется за учтный ответ на вопрос. Оценка соответствует традиционной пятибалльной шкале оценивания. Кроме того, преподжаватель учитывает устные ответы на занятиях, положительные оценки за письменные работы и реферат. Для допуска к экзамену необходимо сдать письменную работу по теме Национальные стереотипы: «Россия», «Русский», «Национальный», «Родина», «Русский мир», «Отечество», «Соотечественник» и реферат на выбранную тему (см. ФОС). |